«Самая опасная игра» (1932)
Триллер Ирвинга Пичела (это режиссерский дебют будущего постановщика мюзикла «Что навеял ветер» и сайфая «Место назначения — Луна») и Эрнеста Б. Шедсэка стал первым в ряду картин, в центре сюжета которых — охота на людей.
Прекрасно здесь все от первого до последнего кадра: и сценарная ловушка, обещающая приключенческое кино о спасшихся после кораблекрушения (в итоге фильм оборачивается жестким триллером, который позже возьмут на вооружение создатели разнообразного эксплотейшена), и отличные персонажи (благородный авантюрист, девушка в беде, экзотический маньяк-аристократ), и превосходная развязка, отчасти обыгрывающая один из самых известных сюжетов Артура Конана Дойла. Особенно хорош главный злодей — русский граф Заров (наследник крупного землевладельца из Крыма, сбежавший из России после революции), который превратил крошечный островок в Тихом океане в необычные охотничьи угодья.
Фильм стал трамплином для карьеры Пичела и важной строчкой в резюме уже достаточно известного к тому времени Шодсака. Кстати, год спустя Шедсэк и исполнительница главной женской роли в «Самой опасной игре» Фэй Рэй встретятся на съемочной площадке еще более известной картины, часть действия которой тоже разворачивается на острове.
«Плетеный человек» (1973)
Знаковую для поджанра фолк-хоррора картину англичанин Робин Харди снял по заурядному роману Дэвида Пиннера «Ритуал» (писатель более известен как актер многочисленных британских детективных сериалов, включая «Рассказы и патере Брауне» и «Мисс Марпл»), и, как говорится, ничто не предвещало будущего культового статуса. Тем не менее «Плетеный человек» действительно стал эпохальным. В истории о полицейском, прибывшем на шотландский островок Саммерайл, чтобы расследовать исчезновение девочки, а оказался в центре ритуала местных язычников, довольно много забавного, но еще больше по-настоящему жуткого. Особенно сильно поражает осязаемость угрозы, исходящей от маленького сообщества, которое живет где-то за общепринятой гранью добра и зла, а на самом деле — совсем рядом, под боком.
В 2006 году вышел одноименный ремейк с Николасом Кейджем в главной роли, но о нем лучше не вспоминать. А вот недавние фолк-хорроры «Апостол» (2018) и «Солнцестояние» (2019), снятые с очевидным почтением к «Плетеному человеку», упомянуть, пожалуй, стоит.
«Десять негритят» (1987)
Один из самых известных детективов Агаты Кристи был экранизирован добрый десяток раз, причем первую киноверсию, «И не осталось никого» (оригинальное название романа с некоторых пор считается в англоязычных странах неполиткорректным), еще в 1945 году снял в Америке великий француз Рене Клер. Но мы выбрали советскую экранизацию 1987 года, поставленную Станиславом Говорухиным.
Во-первых, потому, что она из всех полнометражных фильмов по «Десяти негритятам» до сих пор наиболее близка к тексту Кристи: все заканчивается плохо (даже хуже, чем в оригинале — к версии Рене Клера, например, прикрутили хэппи-энд). Во-вторых, оригинальное название романа впервые в истории его экранизаций без изменений в угоду политкорректности перекочевало в фильм (хотя в СССР конца 80-х этот нюанс вряд ли был актуален). В-третьих, это действительно отлично снятое кино с потрясающим актерским ансамблем: работы Александра Кайдановского, Татьяны Друбич, Владимира Зельдина, Алексея Жаркова, Михаила Глузского, Анатолия Ромашина, Людмилы Максаковой и Александра Абдулова дорогого стоят.
«Парк Юрского периода» (1993)
В 2019-м о фильме Стивена Спилберга уже можно говорить как о классике: в свое время экранизация одноименного романа Майкла Крайтона совершила революцию в жанре monster movies и сфере визуальных эффектов, породила успешную мультимедийную франшизу, а в 2010-х обзавелась еще более успешным (в плане кассовых сборов) перезапуском в большом кино.
Роман Крайтона был своего рода оммажем «Затерянному миру» Артура Конана Дойла и дополнил экологический месседж морально-этической и теологической составляющими — человеку играть в Бога, пожалуй, не стоит. Но в кино, понарошку, сыграть в Бога Спилбергу очень даже удалось: он запросто мог почувствовать демиургом, создавая на маленьком острове вдали от цивилизации опасный мир, населенный монстрами (и это, конечно же, явная отсылка и к «Кинг Конгу», и ко всем экранизациям «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, начиная с «Острова потерянных душ»).
Публика встретила фильм Спилберга восторженно: при бюджете $63 миллиона «Парк Юрского периода» заработал в мировом прокате $1,03 млрд.
«Пляж» (2000)
Один из главных фильмов о поколении современных хипстеров и дауншифтеров, заполонивших пляжи Юго-Восточной Азии — горькая отповедь искателям легких путей в обретении свободы, уверенным в том, что уж вдали от шума городского она точно достижима. Увы, островок в Сиамском море становится для героев во главе с персонажем Леонардо ДиКаприо лишь иллюзией свободы — тем самым бесплатным сыром, который бывает только в мышеловке.
Правда, в год выхода картина Дэнни Бойла, снятая по роману Алекса Гарленда, вовсе не казалось такой важной, каковой представляется сейчас, на закате 2010-х — десятилетия холодной прагматики, многочисленных тревог и пресловутой постправды (как это все уживается вместе — загадка). В 2000-м же «Пляжу» не досталось призов Берлинале, в основном конкурсе которого участвовал фильм, а известной картина стала главным образом благодаря тому, что поссорила Бойла с его другом Юэном МакГрегором: последний жаждал сыграть главную роль, но режиссер предпочел ДиКаприо, ставшего суперзвездой после «Титаника». Спустя много лет друзья все-таки помирились и выпустили сиквел своего главного хита — «На игле» (который, в общем-то, тоже об изоляции и выборе пути).
«Отель "Сплендид"» (2000)
Единственная комедия в нашей подборке, но комедия все-таки черная и приправленная классическим британским юмором. Действие происходит на маленьком острове, главная достопримечательность которого — старинный семейный отель, славящийся своей кухней. Впрочем, речь идет вовсе не о кулинарных изысках, а о довольно специфической диетической стряпне, которая якобы улучшает самочувствие стариков, страдающих несварением. И выбраться из этого гастрономического ада — задача не из простых.
Смешное и злое кино, снятое режиссером Теренсом Гроссом в декорациях гротескного стимпанковского безвременья, больше всего напоминает как сюжетные, так и визуальные упражнения французов Жене и Каро («Деликатесы», «Город потерянных детей»). А еще здесь отличный актерский состав: в главных ролях — Тони Коллетт и Дэниэл Крэйг (еще не Бонд), а подыгрывают им Стивен Томпкинсон, Кэтрин Картлидж, Тоби Джонс, Хью О’Конор, Хелен МакКрори и ветеран Питер Вон.
«Королевская битва» (2000)
Задолго до «Голодных игр», «Дивергента» и «Бегущего в лабиринте» была великая «Королевская битва» — экранизация романа Косюна Таками. Футуристический триллер, в котором школьники убивают друг друга на необитаемом острове (не в результате какого-либо природного форс-мажора, как в «Повелителе мух», а в рамках правительственной программы, что, конечно же, добавляет жути), стал одной из самых убедительных и ярких антиутопий XX века. Во всяком случае, на Квентина Тарантино «Битва» произвела неизгладимое впечатление: в своей личной двадцатке лучших фильмов с 1982 года он поставил картину Киндзи Фукасаку на первое место.
Спустя три года на экраны вышел сиквел «Королевской битвы», который Фукасаку, к сожалению, не успел закончить. Вместо умершего отца работу над фильмом завершил его сын, Кента Фукасаку: увы, продолжение по всем статьям проиграло оригиналу.