«Звездный путь» (1966 — ...)
Эта гигантская научно-фантастическая медиафраншиза — главный конкурент «Звездных войн» и, пожалуй, самое масштабное и значительное явление в жанре на протяжении десятилетий. За долгие годы «Звездный путь», начавшийся в середине 60-х с приключений капитана Джеймса Тиберия Кирка и экипажа его корабля «Энтерпрайз», претерпел немало метаморфоз: он перекочевал из телевизора на большой экран (и совсем недавно вернулся обратно — уже на другом корабле), оброс сиквелами и спин-оффами, но при этом умудрился сохранить лицо (в обоих смыслах этого выражения). Каждый, кто брался за очередное воплощение «Стартрека», полнометражное или сериальное, с должным пиететом относился к творению Джина Родденберри. Кстати, сам создатель «Звездного пути» называл свое детище «вестерном в космосе», однако со временем сериал перестал восприниматься таковым. Сегодня «Стартрек» представляется едва ли не последним островком простого и понятного гуманистического сайфая, которому в наши дни просто придали больше эффектности и драйва (спасибо Джей Джей Абрамсу), но уважительно сохранили фирменный наив и визуальные особенности оригинала.
Несмотря на кажущуюся консервативность, франшиза, судя по всему, готова развиваться в самых неожиданных направлениях: например, всерьез обсуждалась возможность производства полнометражного спин-оффа с рейтингом R, который планировал ставить по собственному сценарию Квентин Тарантино, большой фанат «Звездного пути». Правда, в одном из недавних интервью КТ намекнул, что «Однажды в... Голливуде» может стать его последним фильмом, так что «взрослый» «Стартрек» пока что остается лишь мечтой.
«Звездный крейсер „Галактика“» и «Каприка»
(1978 — 2010)
Долгая история «Звездного крейсера „Галактика“» началась с одноименного телефильма, послужившего пилотом сериала. Последний продержался в эфире канала ABC всего один сезон, а в 1980-м вышло шоу-спин-офф „«Звездный крейсер „Галактика“ 1980», после чего о чересчур сложной истории войны двенадцати планет-колоний против кибернетической расы сайлонов забыли. Впрочем, забыли не навсегда: в 2003-м пыль с «Галактики» стряхнул Рональд Д. Мур, в 90-е работавший в команде «Звездного пути» (как телевизионного, так и полнометражного) в качестве сценариста и продюсера. Мур еще больше усложнил историю, придав ей метафизическое измерение и превратив космическую войнушку в религиозно-философскую притчу на фоне мерцающих звезд. При этом со зрелищностью у «Галактики» полный порядок — лучшие эпизоды и мини-сериалы франшизы отлично смотрелись бы на большом экране. Последним периодом активности серии стали 2009-2010 гг., когда демонстрировался спин-офф «Каприка», и с тех пор не прекращаются разговоры о полнометражной версии «Галактики». Правда, заниматься ею должен был Брайан Сингер, которого нынче к проекту не подпустят даже на расстояние выстрела из самой мощной бластер-пушки звездного крейсера.
P.S. Любопытный факт: в конце 70-х студия Fox обвинила создателей «Галактики» в незаконном заимствовании идей из «Звездных войн», а Universal ответила встречным иском, прозрачно намекнув, что и Джордж Лукас был не слишком оригинален, «обокрав» сайфай 1972 году «Молчаливое бегство» (среди прочего был использован термин «дрон»). В 1980-м студии отказались от взаимных претензий.
«Вавилон 5» и «Крестовый поход» (1994 — 1999)
Сериал Дж. Майкла Стражински, как и «Звездный крейсер „Галактика“», стал примером серьезной космооперы (как бы странно ни выглядело это словосочетание) — подобие сайфай-вариации на тему «Войны и мира» и вправду поражает драматургической глубиной и продуманностью, хотя и выглядит порой слегка наивно. Стражински сознательно избегал любых элементов «детской» развлекательности — никаких смешных инопланетян и дроидов, никаких шумных фейерверков во время космических догфайтов (с военным противостоянием тут все в порядке, но крен в сторону политики более очевиден), никаких притянутых за уши хэппи-эндов. Сценаристские усилия создателя шоу были вознаграждены премией «Эмми», двумя премиями «Хьюго» и целым рядом других жанровых наград. Помимо основной линии вышло несколько спин-оффов (полнометражные телефильмы и сериал «Крестовый поход», продержавшийся один сезон), а в середине нулевых была предпринята попытка начать производство полнометражного кинофильма — увы, до дела так и не дошло.
«Звездные врата» (1994 — 2018)
История «Звездных врат» стартовала в 1994 году с одноименного фильма Роланда Эммериха. Сайфай-боевик, замешанный на древнеегипетской мифологии, не стал суперхитом проката, собрав во всем мире $197 миллионов при $55-миллионном бюджете, однако дал старт нескольким сериалам, а для самого Эммериха стал порталом в высшую лигу Голливуда: спустя два года режиссер выпустил фантастику о вторжении инопланетян «День независимости» ($817,4 млн мировых сборов). Первый же сериал во вселенной «Звездных врат», «Звездные врата: ЗВ-1», стал долгожителем телеэфира, стартовав в 1997 году и отработав десять сезонов. «ЗВ-1» стал основой для анимационного шоу «Звездные врата: Бесконечность» (2002), а еще от него отпочковались два спин-оффа: «Звездные врата: Атлантида» (2004-2009) и «Звездные врата: Вселенная» (2009-2011). Кроме того, в 2008-м сразу на видео был выпущен полнометражный спин-офф «Звездные врата: Ковчег истины» — словом, история, придуманная Эммерихом и Дином Девлином, хоть и не получила достойного продолжения на большом экране, всерьез и надолго оккупировала телевизионное пространство.
Неудивительно, что в наши дни «Звездные врата» попытались реанимировать — правда, пока что не слишком успешно: веб-сериал 2018 года «Звездные врата: Начало», состоящий из 10 эпизодов по 10 минут (по задумке авторов, его можно считать 100-минутным полнометражным фильмом из десяти глав), получил негативную критику и холодный прием у зрителей. Но это наверняка не последняя попытка воспользоваться древним телепортом для путешествия по далеким мирам — разговоры о возможном полном метре все еще идут.
«Звездный десант» (1997 — 2017)
Экранизация одноименного романа Роберта Хайнлайна и ее последующие продолжения — еще более яркий пример военной фантастики, чем «Звездные врата». Правда, великий голландец Пол Верховен, поставивший фильм 1997 года, снял кино, которое скорее высмеивает военщину (хотя кино довольно кровожадное), тогда как Хайнлайна в свое время обвиняли в милитаризме и даже симпатиях фашизму. У выдающейся картины Верховена, которая и сегодня, спустя два десятилетия с хвостиком, выглядит довольно круто, не было сопоставимых по качеству сиквелов — все они вышли direct-to-video. Однако в своем сегменте «Звездный десант 2: Герой Федерации» (2004) и «Звездный десант 3: Мародер» (2008; во франшизу вернулся исполнитель главной роли в оригинальном фильме Каспер Ван Дин) смотрятся вполне достойно, да и два японских CGI-сиквела — «Звездный десант: Вторжение» (2012) и «Звездный десант: Предатель Марса» (2017) — тоже по-своему хороши. В начале 2010-х Sony и продюсер Нил Х. Мориц планировали снять ремейк — менее кровавый и при этом более близкий букве первоисточника (кое-где писали, что создатели рассчитывали чуть ли не на детскую аудиторию), но воз и ныне там.