Однажды на американском Юге пересеклись пути двух беглецов. Один из них — рыбак Тайлер (Шайа ЛаБаф), ненароком спаливший причал соседей и конкурентов (впрочем, было за что). Другой — 22-летний парнишка с синдромом Дауна Зак (Зак Готтзаген), сбежавший из дома для престарелых (более подходящего места для него сердобольные власти не нашли) и мечтающий стать профессиональным рестлером. Вдвоем они отправляются в путешествие вниз по реке, надеясь добраться до местечка во Флориде, где борец Соленый Реднек (Томас Хейден Черч) открыл школу для рестлеров, а в погоню за ними пускаются жаждущие мести соседи Тайлера и симпатичная соцработница Элинор (Дакота Джонсон), пообещавшая вернуть Зака в богадельню.
По всем вводным «Арахисовый сокол» должен был бы выглядеть беспощадной манипулятивной слезовыжималкой: казалось бы, режиссеры-дебютанты Тайлер Нилсон и Майк Шварц, в отличие от героев их фильма, выбирают максимально легкий путь, провоцируя критиков на заголовки вроде «"Человек дождя" 2010-х». Но не тут-то было — у Нилсона и Шварца неожиданно получилось кино с большим сердцем, обаянию которого сложно сопротивляться (да, собственно, и незачем). К середине фильма из головы окончательно и безвозвратно вылетают все мысли о манипуляции и очевидные, но поверхностные параллели с уже упомянутым «Человеком дождя» и еще больше подходящей по параметрам картиной Жако ван Дормеля «День восьмой» — просто потому, что история у дебютантов получилась по-настоящему увлекательной.
Не исключено, что нотки неподдельной искренности, из которых складывается нехитрый, но берущий за душу мотив «Арахисового сокола» (здесь, кстати, еще и отличный корневой саундтрек из кантри и блюза), проступают из предыстории фильма — тоже по-своему трогательной. Нилсон и Шварц познакомились с Заком Готтзагеном в 2014-м и, вдохновившись оптимизмом и энтузиазмом парня с синдромом Дауна, пообещали написать для него (и отчасти про него) сценарий — Зак мечтал сняться в большом кино. Спустя почти два года Нилсону и Шварцу удалось получить пропуск в Голливуд, просто пообщавшись в Instagram с Джошем Бролином — они ответили на его новогодний пост и переслали ему в директ тот самый сценарий. Сам Бролин сняться в картине не смог из-за занятости в сиквеле «Дэдпула», но за продвижение своей истории в голливудской тусовке Нилсон и Шварц обязаны благодарить именно его.
Для американского инди, которому в последнее время частенько достается от критиков (и, пожалуй, поделом) «Арахисовый сокол» сделал приблизительно то же самое, что и «Мад» Джеффа Николса семь лет назад — вновь вернул независимым фильмам дух приключения и зрительский интерес. Сегодня и в самом деле трудно себе представить, чтобы от картины без спецэффектов или проверенных временем гэгов невозможно было оторваться: «Арахисовый сокол» — кино стопроцентно зрительское и развлекательное, но при этом достаточно умное, чтобы не вызвать праведный гнев голливудских старцев вроде Скорсезе и Копполы.
Да, у Нилсона и Шварца не всегда хорошо с логикой, в фильме достаточно мелких огрехов, а финал мог бы быть более убедительным. Но к «Арахисовому соколу» нет ни малейшего желания придираться. Хотя бы потому, что это тот редкий случай, когда простая история становится больше самой себя и превращается в легенду, а Тайлер и Зак, конечно же, никакие не подобия персонажей «Человека дождя», а герои большой американской литературы, сошедшие со страниц произведений Марка Твена и Джона Стейнбека.