«Большая клетка для птиц» (1972)
Реж. Джек Хилл
Для Пэм «Большая клетка для птиц» стала третьей работой в жанре women in prison и вторым фильмом у Джека Хилла. Данное ответвление экспло не слишком располагает к разнообразию и вообще тяготеет к неотступному повторению ключевых сцен, поэтому при желании «Клетку» можно рассматривать как сиквел «Дома большой куклы». Но в рамках фильмографии актрисы разница все же видна: если во время съемок «Куклы» Гриер была всего лишь симпатичной девушкой, которую не грех свозить на Филиппины, то в «Большой клетке для птиц» зритель уже уверенно тыкал пальцем в надпись с ее фамилией в титрах.
Несмотря на имена Сида Хейга, Анитры Форд и, конечно, самой Гриер, картина не стала самым ярким пятном в потоке women in prison, однако со временем превратилась в памятник своего времени и одну из известнейших культовых кинолент. (М.Б.)
«Коффи» (1973)
Реж. Джек Хилл
Одна из жемчужин фильмографии Пэм Гриер и один из главных фильмов направления блэксплотейшен. Когда культовому режиссеру Джеку Хиллу предложили снять кино про «месть черной женщины» он незамедлительно пригласил Гриер, игравшей у него яркие, но не главные роли. «Коффи» же полноценно сделала ее звездой «черного кино» и героиней поколения. Актриса исполняет здесь роль медсестры, чью младшую сестру посадили на иглу отпетые мерзавцы. Решив отомстить подонкам, Коффи узнает, что за наркосетью в ее городе стоят высокопоставленные лица. Но это не остановит ее праведный гнев. Сама Гриер вспоминала, что в образ Коффи постаралась вложить черты своей матери, которая также была медсестрой и «всегда стояла на стороне добра». Главная героиня «Коффи» вошла в историю жанра в частности потому, что была «близка к народу». Она не обладала какими-то сверхспособностями, не владела боевыми искусствами. Сила Коффи была в «правде». (К.Г.)
«Черная мама, белая мама» (1973)
Реж. Эдди Ромеро
Еще один классический пример жанра «женщины в тюрьме». «Черная мама, белая мама» косвенно основана на драме Стэнли Крамера «Скованные одной цепью», где Тони Кертис и Сидни Пуатье боролись за жизнь, преодолевая расовые предрассудки. Гриер здесь играет жгучую путану Ли, которая вынуждена оказаться в одной связке с белой активисткой Карен. В тюрьме им приходится иметь дело с харизматичной надзирательницей-лесбиянкой, которая принудительно склоняет заключенных девушек к интиму. Вырвавшись из клетки, Ли и Карен, привязанные друг к другу, вынуждены бежать от собак, гангстеров, революционеров, коррумпированных копов и самых разных местных извращенцев. Конечно, Гриер — настоящая жемчужина этого разудалого эксплуатационного кино. Ей достались прекрасные реплики о тяжкой женской доле, и ее героиня замечательно выглядит на контрасте с идеалисткой Карен. Крепкий экшн, разбавленный выразительными диалогами, при все этом оканчивается довольно мрачно и цинично, что в целом несвойственно для жанра. (К.Г.)
«Фокси Браун» (1974)
Реж. Джек Хилл
Еще одна работа Пэм под руководством Хилла. Здесь Гриер уже выступает на правах живой иконы блэксплотейшена. Даже имея в обойме пробивные роли («Черная мама, белая мама», «Коффи»), «Фокси Браун» стала едва ли не самым известным фильмом во всей фильмографии именинницы и, пожалуй, лучшим ее достижением на ниве блекспло: последующие работы («Малышка, Шеба», «Пятница Фостер») не смогли дотянуть до высокой планки «Фокси». Пульсирующая динамика, нелепые, но экспрессивные бои, яркие костюмы и не менее яркий саундтрек, эротические сцены, сильная героиня и плавающие на поверхности социальные плевки — тут есть все, что нужно поклонникам колоритного жанрового кино 70-х. (М.Б.)
«Пятница Фостер» (1975)
Реж. Артур Маркс
Это не только последний фильм Пэм для American International Pictures, но и что-то вроде прощания с блэксплотейшеном: формально соответствуя канонам жанра, экранизация стрипа Chicago Tribune «Пятница Фостер» приглашает к разговору на довольно серьезные темы. История бывшей фотомодели Фрайдей Фостер, переквалифицировавшейся в фоторепортеры и заснявшей покушение на одного из самых богатых афроамериканцев страны, под завязку упакована аллюзиями на кинематограф 60-х (в ряду цитируемых фильмов — «Фотоувеличение» и «Детектив Буллитт»), да и в целом режиссеру и сценаристу Артуру Марксу в рамках блэксплотейшена тесно. В отличие от Джека Хилла, которому в «Коффи» и «Фокси Браун» достаточно было использовать Гриер как типичную revenge woman, при каждом удобном случае перекрывающую обзор роскошным бюстом, Маркс более амбициозен. «Пятница Фостер» — как неглупый анекдот, в котором рассказано обо всем понемножку: и о черном братстве, и о феминизме, и об изнанке гламура, и вообще об Америке (не только черной) середины фанковых 70-х — крутой и опасной. (Д.М.)
«Что-то страшное грядет» (1983)
Реж. Джек Клейтон
Многострадальная экранизация истории великого Рэя Брэдбери заслуживает отдельного разговора — это и один из самых недооцененных фильмов 80-х, и один из источников вдохновения Стивена Кинга, и необычный для Disney образец детского хоррора. А также — тот случай, когда эпизодическая и почти бессловесная роль способна запомниться не хуже, чем иная главная партия. В начале 80-х, когда эра эксплуатационного кино уже закончилась, Пэм Гриер одну за другой предпринимала попытки прорваться в студийный мейнстрим. Среди этих попыток была и крошечная, но яркая роль Ведьмы Праха в страшилке Брэдбери. Пэм произнесла всего пару-тройку реплик, зато сполна воспользовалась возможностью предстать сразу в нескольких образах — балаганной гадалки, экзотической танцовщицы, прекрасной незнакомки в белом и колдуньи, повелевающей сотнями огромных мохнатых пауков. Сказочные перевоплощения Грир не принесли ей ролей в блокбастерах, но стали, пожалуй, ее самым экстравагантным перформансом периода затишья в карьере, описание которого должно начинаться с банальной, но точной формулировки: «Во-первых, это красиво...». (Д.М.)
«Над законом» (1988)
Реж. Эндрю Дэвис
После заката эпохи эксплуатационного кино, Гриер стала пробовать себя в знакомом жанре на больших студиях. Одним из наиболее удачных ее фильмов этого периода стал «Над законом», который у нас лучше знают под заглавием «Нико». В первом боевике Стивена Сигала актриса выступила дерзкой и уверенной в себе напарницей главного героя. Конечно, Гриер быстро отходит на второй план, поскольку это кино про то, как ветеран Вьетнама, владеющий айкидо, вершит правосудие, ломая всем носы и конечности. Однако и у нее здесь есть свои отличные сцены, за которые грех не выделить «Над законом» в ее фильмографии. К тому же, Гриер своим присутствием прибавляет картине некоторой доли «культовости» и шарма детективов 1970-х. (К.Г.)
«Класс 1999» (1990)
Реж. Марк Л. Лестер
Как и большинство узконаправленных поджанров эксплуатационного кино, большинство панксплотейшнов осталось в 70-х. Но благодатная почва социально-бытового дискурса позволяла использовать панк-образы и в 80-х, и в 90-х (тем более что панк-волну успешно исказили, изнасиловали и сожрали медиа). Марк Лестер уже поднимал эту тему в «Классе 1984», а в 1990-м добавил ненаучной фантастики и развернул точку зрения на 360 градусов: теперь уже панки и малолетние преступники стали жертвами учителей и боролись за выживание. Получилась милая и атмосферная «бэшка» с полным набором культовых актеров: Стейси Кич, Джон Райан, Патрик Киллпатрик, Малкольм Макдауэлл и, конечно, Пэм Гриер. На фоне коллег заслуга Пэм в этой картине невелика, но образ она держит великолепно: несмотря на риск быть убитым прямо в классе, наверняка многие мечтали о такой учительнице химии, как мисс Коннорс. (М.Б.)
«Горячий город» (1996)
Реж. Ларри Коэн и Фред Уильямсон
Последний фильм одного из королей B-movies Ларри Коэна, ушедшего из жизни в марте этого года, — кровавый капустник, площадка для встречи старых друзей и своего рода актерская разминка перед «Джеки Браун» для Пэм Гриер и Роберта Форстера. Картина, сюжет которой, в лучших традициях блэксплотейшена, благополучно вылетает из головы на другой день после просмотра (зато стилизация под гротескное ультранасилие в духе Верховена отлично запоминается), и вправду стала чем-то вроде встречи выпускников. Пэм играет здесь вместе с суперзвездой блэксплотейшена Фредом Уильямсоном, с которым познакомилась еще на площадке имитации детектива «Бактаун, США» и которого вывел в люди тот же Коэн, снявший его в дилогии «Черный Цезарь». Этих вводных, в общем-то, достаточно, чтобы на полтора часа забыть, что на дворе середина 90-х и 70-е давным-давно кончились — не кино, а именины сердца. (Д.М.)
«Джеки Браун» (1997)
Реж. Квентин Тарантино
Трудно обойтись в этом списке без «Джеки Браун» — фильма, во многом открывшего миру жанр блэксплотейшен и лично Пэм Гриер. Актриса, все реже появлявшаяся на экранах к концу 1990-х, поверить не могла, что режиссер калибра Тарантино действительно написал ей главную роль в своем новом фильме. Гриер была кумиром режиссера, ее имя упоминалось в «Бешеных псах» и «Настоящей любви», и в каком-то смысле «Джеки Браун» стал гигантским оммажем всей ее карьере. Часто его называют самым спорным в карьере Квентина, самым «нетарантиновским». Однако здесь он показал себя как неподражаемый стилист и мастер работы с актерами. Удивительно, как Гриер, часто смешно, но очень выразительно переигрывавшая в своих известных картинах, здесь выглядит уверенно и крепко рядом с Сэмюэлом Л. Джексоном и Робертом де Ниро. Конечно, «Джеки Браун» не перезапустил карьеру актрисы так же, как «Криминальное чтиво» — карьеру Джона Траволты. Но нужно учитывать, что Грир на тот момент было уже 48 лет, и сыграла она, возможно, роль всей свой жизни. (К.Г.)
Материал подготовили Максим Бугулов, Дмитрий Молчанов и Кирилл Горячок