Рихард Вагнер, Ку-клукс-клан и «Герои Келли»
Знаменитая сцена пролета военных вертолетов под музыку Рихарда Вагнера на самом деле была навеяна сразу несколькими фильмами. Прежде всего, классическим немым эпиком Дэвида Гриффита «Рождение нации». В скандальной и по сей день сцене с отрядом Ку-клукс-клановцев, прибывших в город, чтобы очистить его от черных вандалов и насильников, по задумке Гриффита, должна была отдельно звучать музыка «Полета Валькирий». Это придавало клановцам на конях грозный облик, вселяющий страх и уважение. Коппола интересно перевернул этот мотив в «Апокалипсисе сегодня», показывая, что американские солдаты, уничтожающие вьетнамские деревни, ради того, чтобы поймать хорошую волну для серфинга, мало чем отличаются от фанатиков-расистов. Не стоит забывать и то, что Вагнер был любимым композитором Гитлера.
Кроме того, солдаты используют Вагнера, чтобы напугать своего врага. За девять лет до «Апокалипсиса» в сатирических «Героях Келли» танковая гвардия также использовала музыку, чтобы обескуражить фашистов и ворваться в их тыл с победой и преимуществом. Впрочем, история знает множество примеров применения музыки в военной стратегии, но в данном случае совпадение неслучайно.
Жертвоприношение и «Стачка» Эйзенштейна
В своем первом полнометражном фильме «Стачка» Сергей Эйзенштейн использовал мощный и жестокий образ убийства быка на бойне, сопоставив его при помощи монтажа с подавлением восстания рабочих царскими войсками. Коппола использовал тот же самый прием в «Апокалипсисе»: заклание живого быка происходит у него параллелльно ритуальному убийству полковника Курца. Стоит ли говорить, что в обоих фильмах изображено настоящее убийство животного.
«Сердце тьмы», «Гражданин Кейн» и «Агирре, гнев божий»
Первым студийным фильмом Орсона Уэллса мог стать не великий «Гражданин Кейн», а экранизация повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (на ней же основан сценарий Копполы и Милиуса). Уэллс планировал лично сыграть полковника Курца и вложить в кино прямой антифашистский мотив. Проект так и не увидел свет, однако в образе Чарльза Фостера Кейна узнаются черты безумца. Он отстроил себе свою утопию «Ксанаду», изолированную от мира, в которой запер себя и остался одиноким и несчастным. Сам Уэллс утверждал, что никакой связи между «Гражданином Кейном» и «Сердцем тьмы» нет, но референсы в сторону Конрада налицо.
Впрочем, главным источником вдохновения для создания образа полковника Курца в «Апокалипсисе сегодня» послужил знаменитый фильм Вернера Херцога «Агирре, гнев божий». Конкистадор, сыгранный великим Клаусом Кински, одержимый погоней за призрачным богатством, в конце фильма плывет на своем ветхом плоту, воображая себя настоящим царем. На деле в подчиненных у него остались лишь обезьяны, снующие «на борту», и совсем скоро его ожидает бесславная гибель. В безумии Агирре узнаются мечты и помыслы Курца, ставшего божеством для дикарей посреди глухих джунглей.
Христос, Playboy и «Сладкая жизнь»
Сцена перевозки статуи Иисуса Христа на вертолете через Рим и Ватикан в картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь», в свое время вызвавшая нешуточный скандал, косвенно цитируется у Копполы в «Апокалипсисе сегодня». Мир войны, в частности войны во Вьетнаме, режиссер показывает как тотально лишенный человечности, веры и религиозной нравственности. Поэтому, как манну небесную, американские солдаты принимают девочек Playboy, доставленных на вертолетах с логотипом кролика. Феллини в своей картине остроумно показывал церковное лицемерие и смерть сакральности религиозных символов, благоговения народа перед ними. У Копполы же модели со страниц журнала для взрослых заменили иконы, а прикосновение к «девушке июня» воспринимается простым солдатом, как прикосновение к матери божьей.
Гибель цивилизации: «Лоуренс Аравийский» и «Избавление»
Одним из ключевых мотивов «Апокалипсиса сегодня» является конфликт цивилизации, прежде всего именно американской, и джунглей, дикой природы, которая эту цивилизацию принимать отказывается. Прибывшие во Вьетнам солдаты рассчитывали на быструю победу, ведь в их руках лучшие военные силы в мире. Однако в лесных дебрях привычные правила боя не работают, и американцы погрязли в бессмысленной и затянувшейся бойне. Во время своей одиссеи Уиллард (Мартин Шин) наблюдает, как солдаты пытаются буквально перенести радости американской жизни в джунгли (серфинг, плейбой, наркотики), но в результате получается кровавый абсурд и сюрреализм. Так и герои «Избавления» Джона Бурмена прибывают в леса Южной Америки лишь для того, чтобы столкнуться с иррациональной жестокостью и дикостью, к которым не применимы мораль и ориентиры обычной жизни.
Сценарист Джон Милиус был большим поклонником фильма Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» и негативные стороны колониализма Британской империи в эпоху Первой мировой войны прочно вошли в «Апокалипсис сегодня». Как и Лоуренс, Уиллард все глубже погружается во мрак бессмысленной войны, убеждаясь, насколько эфемерно и лживо все, на чем стоит западная цивилизация.