НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Из чего сделан «Апокалипсис сегодня»: главные отсылки в великом фильме Фрэнсиса Форда Копполы

    , 3

    В российский прокат выходит, пожалуй, главный антивоенный фильм в истории «Апокалипсис сегодня». Картине в этом году исполняется 40 лет, а его создатели Фрэнсис Форд Коппола и сценарист Джон Милиус тоже празднуют юбилеи: 80 и 75 лет соответственно. В честь этого Киномания решила разобраться в самых интересных референсах шедевра.

    Рихард Вагнер, Ку-клукс-клан и «Герои Келли»

    Знаменитая сцена пролета военных вертолетов под музыку Рихарда Вагнера на самом деле была навеяна сразу несколькими фильмами. Прежде всего, классическим немым эпиком Дэвида Гриффита «Рождение нации». В скандальной и по сей день сцене с отрядом Ку-клукс-клановцев, прибывших в город, чтобы очистить его от черных вандалов и насильников, по задумке Гриффита, должна была отдельно звучать музыка «Полета Валькирий». Это придавало клановцам на конях грозный облик, вселяющий страх и уважение. Коппола интересно перевернул этот мотив в «Апокалипсисе сегодня», показывая, что американские солдаты, уничтожающие вьетнамские деревни, ради того, чтобы поймать хорошую волну для серфинга, мало чем отличаются от фанатиков-расистов. Не стоит забывать и то, что Вагнер был любимым композитором Гитлера. 

    Кроме того, солдаты используют Вагнера, чтобы напугать своего врага. За девять лет до «Апокалипсиса» в сатирических «Героях Келли» танковая гвардия также использовала музыку, чтобы обескуражить фашистов и ворваться в их тыл с победой и преимуществом. Впрочем, история знает множество примеров применения музыки в военной стратегии, но в данном случае совпадение неслучайно.

     

    Жертвоприношение и «Стачка» Эйзенштейна

    В своем первом полнометражном фильме «Стачка» Сергей Эйзенштейн использовал мощный и жестокий образ убийства быка на бойне, сопоставив его при помощи монтажа с подавлением восстания рабочих царскими войсками. Коппола использовал тот же самый прием в «Апокалипсисе»: заклание живого быка происходит у него параллелльно ритуальному убийству полковника Курца. Стоит ли говорить, что в обоих фильмах изображено настоящее убийство животного.

     

    «Сердце тьмы», «Гражданин Кейн» и «Агирре, гнев божий»

    Первым студийным фильмом Орсона Уэллса мог стать не великий «Гражданин Кейн», а экранизация повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (на ней же основан сценарий Копполы и Милиуса). Уэллс планировал лично сыграть полковника Курца и вложить в кино прямой антифашистский мотив. Проект так и не увидел свет, однако в образе Чарльза Фостера Кейна узнаются черты безумца. Он отстроил себе свою утопию «Ксанаду», изолированную от мира, в которой запер себя и остался одиноким и несчастным. Сам Уэллс утверждал, что никакой связи между «Гражданином Кейном» и «Сердцем тьмы» нет, но референсы в сторону Конрада налицо.

    Впрочем, главным источником вдохновения для создания образа полковника Курца в «Апокалипсисе сегодня» послужил знаменитый фильм Вернера Херцога «Агирре, гнев божий». Конкистадор, сыгранный великим Клаусом Кински, одержимый погоней за призрачным богатством, в конце фильма плывет на своем ветхом плоту, воображая себя настоящим царем. На деле в подчиненных у него остались лишь обезьяны, снующие «на борту», и совсем скоро его ожидает бесславная гибель. В безумии Агирре узнаются мечты и помыслы Курца, ставшего божеством для дикарей посреди глухих джунглей.

    Христос, Playboy и «Сладкая жизнь»

    Сцена перевозки статуи Иисуса Христа на вертолете через Рим и Ватикан в картине Федерико Феллини «Сладкая жизнь», в свое время вызвавшая нешуточный скандал, косвенно цитируется у Копполы в «Апокалипсисе сегодня». Мир войны, в частности войны во Вьетнаме, режиссер показывает как тотально лишенный человечности, веры и религиозной нравственности. Поэтому, как манну небесную, американские солдаты принимают девочек Playboy, доставленных на вертолетах с логотипом кролика. Феллини в своей картине остроумно показывал церковное лицемерие и смерть сакральности религиозных символов, благоговения народа перед ними. У Копполы же модели со страниц журнала для взрослых заменили иконы, а прикосновение к «девушке июня» воспринимается простым солдатом, как прикосновение к матери божьей.

     

    Гибель цивилизации: «Лоуренс Аравийский» и «Избавление»

    Одним из ключевых мотивов «Апокалипсиса сегодня» является конфликт цивилизации, прежде всего именно американской, и джунглей, дикой природы, которая эту цивилизацию принимать отказывается. Прибывшие во Вьетнам солдаты рассчитывали на быструю победу, ведь в их руках лучшие военные силы в мире. Однако в лесных дебрях привычные правила боя не работают, и американцы погрязли в бессмысленной и затянувшейся бойне. Во время своей одиссеи Уиллард (Мартин Шин) наблюдает, как солдаты пытаются буквально перенести радости американской жизни в джунгли (серфинг, плейбой, наркотики), но в результате получается кровавый абсурд и сюрреализм. Так и герои «Избавления» Джона Бурмена прибывают в леса Южной Америки лишь для того, чтобы столкнуться с иррациональной жестокостью и дикостью, к которым не применимы мораль и ориентиры обычной жизни.

    Сценарист Джон Милиус был большим поклонником фильма Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» и негативные стороны колониализма Британской империи в эпоху Первой мировой войны прочно вошли в «Апокалипсис сегодня». Как и Лоуренс, Уиллард все глубже погружается во мрак бессмысленной войны, убеждаясь, насколько эфемерно и лживо все, на чем стоит западная цивилизация.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    В честь выхода в прокат нового «Кладбища домашних животных», которое в США приняли куда лучше, чем у нас, Киномания решила разобраться какие же фильмы по книгам любимого писателя считаются лучшими на Западе по данным сайта Rotten Tomatoes.

    К юбилею классического хоррора, который также на этой неделе выпущен в российский прокат, Киномания разбирается в отсылках, референсах и оммажах внутри «Чужого». 

    Вышедшая в прокат «Мэнди» только с виду кажется простой историей о мести дровосека. На самом же деле она пропитана всевозможными аллюзиями, референсами и оммажами, которые Панос Косматос с Николасом Кейджем аккуратно нанизывали на этот сюжет и узнавание которых приносят столько радости киноманам всего мира. Kinomania.ru собрала все отправные точки этого культового фильма.

    другие Был бы повод

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    КОММЕНТАРИИ 3
    Прекрасная статья
    Великий фильм, спасибо за текст!
    Величайший фильм и отличная статья к нему! Большое Вам спасибо!

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.