НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Эхо ММКФ

    ,

    «Киномания» подводит своеобразные итоги завершившегося на этой неделе 40-го Московского международного кинофестиваля и публикует обзор пяти фильмов, которыми юбилейный смотр запомнился авторам сайта. «Лицо» и «Миссис Хайд» уже вышли в российский прокат. 

    «Первая реформаторская церковь»

    Реж. Пол Шрейдер

    Программа: Мастера

    Бывший военный священник Толлер (Итан Хоук) сломлен горем после гибели сына. Он служит настоятелем в старой церкви, куда чаще приходят на экскурсию, нежели для молитвы. Однажды одна из прихожанок Мэри (Аманда Сайфред) приглашает священника домой, чтобы он побеседовал с ее отчаявшимся мужем-экоактивистом. Женщина беременна, но отцу ребенка невыносима мысль о том, что тот родится в мире, который неизбежно приближается к экологической катастрофе. Слова мужчины неожиданно задевают Толлера, и в его сердце закрадываются сомнения во всем том, чему он посвятил жизнь.

    По словам культового режиссера и сценариста Пола Шрейдера, он давно мечтал снять кино о духовных исканиях. «Первая реформаторская церковь» соткана из аллюзий и цитат на главные религиозные картины прошлого столетия. Подобно герою «Дневника сельского священника» Толлер ведет записи по вечерам, питается почти только алкоголем и, как следствие, страдает от болей в желудке. Другим источником вдохновения Шрейдера явно было «Причастие» Бергмана, главный герой которого тоже «усомнился» после разговора с депрессивным прихожанином. Но «Первая реформаторская церковь» не только оглядывается на своих предшественников, но размышляет о религии с весьма актуальной точки зрения.

    Толлера мучает вопрос, как продолжать верить сегодня, когда загрязнение окружающей среды достигло катастрофических показателей, когда церковь давно стала частью корпоративной и государственной системы и не имеет ничего общего с заветами Христа? Духовное смятение своего героя во всей красе передал Итан Хоук. Актер создал необыкновенный образ мучимого бессонницей и чувством вины священника, изгоя общества, который перестает понимать, чего хочет от него Господь. «Первая реформаторская церковь», пожалуй, самое значительно высказывание о религии в кино последних лет. В некоторых аспектах Шрейдер оказался даже глубже и острее своего бывшего коллеги Скорсезе и его «Молчания». (Кирилл Горячок)

    «Спутник Юпитера»

    Реж. Корнел Мундруцо

    Программа: 8 ½ фильмов

    17-летний сирийский беженец Арьян нелегально пересекает венгерскую границу и в суматохе теряет отца, после чего оказывается под огнем пограничников и попадает в больницу. С такими ранами Арьян должен был бы погибнуть, но вместо этого он приобретает способность левитировать. Местный врач решает использовать талант Арьяна для своей выгоды, обещая ему в обмен помочь выбраться из лап полиции и найти отца.

    Режиссер «Спутника Юпитера» Корнел Мундруцо работает в кино и театре, и его фильмы регулярно попадают в программы Каннского фестиваля. Последняя заметная работа Мундруцо — «Белый бог», притча о девочке и беспородной собаке, на идею для которой режиссера вдохновил роман Джона Кутзее «Бесчестье» о ЮАР после апартеида. В «Белом боге» Мундруцо делает комментарий по поводу острой для Венгрии проблемы мигрантов и отношения к ним. Эта же тема уже открыто становится основой для «Спутника Юпитера», где консервативное общество не готово принять ни напуганного подростка, бегущего от войны, ни его же, с уже проявившейся — но не опасной сверхспособностью.

    В интервью Мундруцо утверждает, что жанр социальной драмы ему неблизок, поэтому он добавляет в «Спутник Юпитера» экшн-основу, куда вводит персонаж Арьяна, который после символической смерти становится ангелом-чудотворцем, уводя фильм в сторону притчи. Главная эмоция кино — страх: страх перед болью, страх перед потерей, и страх перед неизвестным, который сковывает каждого из героев. Ощущение невозможности спрятаться и необходимости бежать, не останавливаясь, усиливается камерой, постоянно находящейся в движении. Смотреть «Спутник Юпитера» не очень просто, но Мундруцо не идет зрителю навстречу, намеренно погружая его в атмосферу всеобъемлющей тревоги, которая отодвигает сюжет на второй план. (Юлия Кузищина)

     

    «Лицо»

    Реж. Малгожата Шумовска

    Программа: Время женщин

    Металлист Яцек любит тяжелый рок, собирается жениться на самой красивой девушке в деревне и трудится над созданием самой большой статуи Христа в мире, собирая деньги на переезд в Америку. Планы героя на счастливое будущее рушит несчастный случай, в котором он лишается лица. Совершив первую в Европе пересадку лица, врачи сделали все, что могли, чтобы Яцек мог говорить и нормально питаться. Однако консервативная польская провинция не готова принять его новый внешний вид.

    В первой же сцене, в которой алчная толпа штурмует распродажу нижнего белья, режиссер Малгожата Шумовска задает сатирический тон всему фильму. Выбрав для своей работы историю, основанную на реальных событиях, режиссер рассказывает о перерождении человека. Символично, что отправной точкой для этого перерождения становится работа над амбициозным монументом сыну Божию. Картина действительно изобилует метафорами. Самая явная из них — это физическое падение героя, в ходе которого он буквально потерял лицо и все, что у него было. Через подобные намеки и иносказания режиссер озвучивает свою точку зрения по поводу религии, массового лицемерия и показной духовности.

    Также говоря о фильме, нельзя не отметить операторскую работу Михала Энглерта, который мастерски использует фокусировку, подчеркивая режиссерский замысел. (Марсель Македонский)

    «Миссис Хайд»

    Реж. Серж Бозон

    Программа: Спектр

    Миссис Жакиль уже много лет работает учителем физики в школе. Карьера не клеится: ученики срывают уроки, унижают и жалуются директору на отсутствие практики. Однажды в Жакиль попадает электрический заряд, после которого она преображается. В ней появляется самоуверенность, нажим и несколько весьма опасных для окружающих сверхспособностей.

    Пятый фильм французского режиссера, сценариста и критика Сержа Бозона — вольная экранизация «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. Миссис Жакиль терпит издевательства подопечных и школьной администрации и до инцидента с молнией не дает воли чувствам: интересно видеть в этом образе Изабель Юппер, которая, как правило, играет волевых и сильных героинь, способных дать отпор. После удара молнии у Жакиль появляется способ выпустить пар: в беспамятстве она гуляют по ночным улицам, буквально превращаясь в сгусток кипучей энергии. Лишь после огненных променадов, часто плачевно заканчивающихся для их свидетелей, Жакиль начинает интересовать свой класс и в особенности инвалида-двоечника Малика, в котором проснулась жажда знаний.

    Отчасти драма в духе французского же «Класса», отчасти черная комедия, новая работа Бозона — странное зрелище, чем-то напоминающее сюрреалистические ленты Квентина Дюпье. В нем чувствуется комментарии на тему расовым проблемы, феминизма и системы образования, однако до конца разобрать режиссерское высказывание может оказаться сложно. (Михаил Моркин)

    «Выходной»

    Реж. Изабелла Эклёф

    Программа: Спектр

    Дебютный фильм датского режиссера Изабеллы Эклёф, премьера которого прошла на фестивале «Сандэнс», рассказывает о молодой девушке Саше — новой подружки Михаэля, главаря торгующей наркотиками банды. Преступники отправляется в Турцию на каникулы, и Саша присоединяется к ним. Постепенно она привыкает к порядкам, принятым у ее новых знакомых, и находит среди них свое место. Для этого ей приходится пойти на убийство.

    Премьера дебютного фильма датского режиссера Изабеллы Эклёф прошла на фестивале «Сандэнс». Под обложкой триллера скрывается драма о «мужском» мире, состоящем из насилия и борьбы за власть. Героине указывают на это с самого начала — во время первых минут фильма она получает по лицу, а позже ее насилуют, к тому же — крайне демонстративно. Тем не менее, Саша не становится однозначной жертвой, переживая происходящее как инициацию в мире, где она находится в заведомо подчиненном положении. Важным объектом в фильме становится зеркало, через которое героиня наблюдает за собственными трансформациями — с отражением ей интереснее, чем с людьми на вечеринке.

    Незадачливый ухажер-голландец, указывающий на положение Саши, не вписывается в эту властную систему, но и не предлагает никаких существенных альтернатив. Именно на нем девушка оттачивает полученные навыки демонстрации силы, понимая, что он слабее других.

    По собственным словам, Эклёф заложила в «Выходной» свой взгляд на капитализм, где за красивой оберткой (яркие платья Саши, дорогие интерьеры, разноцветное мороженое в магазине, где она знакомится с голландцем) скрывается жесткая иерархия, основанная на насилии (которое, если бьют не тебя, нужно игнорировать, включив телевизор погромче). Приняв правила игры, Саша получает место под солнцем на яхте, с которой все радостно ныряют в теплое море, но ее эмоциональная сдержанность оставляет неразрешимым чувство тревоги. (Юлия Кузищина)

    другие Был бы повод

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.