Лето 1989-го. В небольшом городке Дерри пропадают дети, но единственная мера защиты от похищений, избранная властями, — это комендантский час. Семеро школьников, называющих себя «Клубом неудачников», знают наверняка, кто повинен в преступлениях — каждому из них являлся жуткого вида клоун по имени Пеннивайз. И теперь перед ними стоит дилемма: наслаждаться летними каникулами, как все нормальные (еще не пропавшие) дети или же вступить в бой с неведомой силой. На поддержку взрослых рассчитывать не приходится, а вероятность благоприятного исхода битвы весьма маловероятна.
Казалось, проект «Оно» своей тяжестью должен был разорвать плечевой пояс аргентинского постановщика Андреса Мускетти. Слишком много воспоминаний, впечатлений и ожиданий связано с этим названием. Это не только один из самых популярных романов Стивена Кинга, но и культовая ТВ-экранизация с Тимом Карри в роли Пеннивайза, которую множество зрителей будут почитать за канон. У Мускетти в фильмографии — всего одна полнометражная «Мама», которая, правда, четыре года назад хорошенько потрясла бокс-офис (почти $150 млн против «копеечных» $15 млн, затраченных на производство) и получила хороший сарафан. Что же в итоге?
А в итоге у нас на руках весьма серьезная заявка на свежий культ. Под вывеской «Оно» собрался первосортный каст. Каждый из юных актеров максимально ярко отыграл свою роль, так что даже если вы не открывали литературный первоисточник, то за считанные секунды запомните всю семерку поименно. Давние же поклонники творчества «Короля ужасов», цитирующие «Оно» наизусть, также не будут разочарованы: попадание исполнителей в образ практически стопроцентное. И, конечно, главная интрига: как справился Билл Скарсгард с ролью антагониста? Пеннивайз в исполнении Тима Карри стал настоящей хоррор-иконой, так что от Скарсгарда требовалось не только создать пугающий образ, но и пробиться сквозь стену зрительского предубеждения. С радостью констатирую, что Билл справился: его Танцующий клоун выглядит и звучит очень внушительно, а главное — доносит ощущения некоего древнего и абстрактного зла.
Сюжетно фильм очень отличается от романа, но при этом оставляет множество отсылок на первоисточник («Хай-йо, Сильвер!») Добавленные же образы вполне могут соперничать с фантазией Кинга: сошедшая с полотен Модильяни Жанна Эбютерн — это вам не инкарнация «Мумии».
Техническая сторона фильма также заслуживает похвалы: в «Оно» потрясающий саунд-дизайн и отличная операторская работа (за которую, кстати, отвечал Чон Джон Хун — постоянный оператор Пака Чхан Ука). Но и пожурить Мускетти есть за что: постановщик не затягивает с экшн-сценами, поэтому повествование то бежит, то замедляется. Из-за рваной динамики возникает чувство затянутости, хотя для проекта с таким хронометражем (135 минут) это было неизбежно. Неопытность постановщика чувствуется и в «сшивании» сцен в единый нарратив: при всей красочности эпизодов нет ощущения цельного повествования в первом и втором актах.
Но все недостатки меркнут перед хорошо считываемой значимостью картины. Наконец-то современная молодежь (ровесники протагонистов или чуть старше) получили свой хоррор. Не историю для всех вроде «Заклятия» и его бесконечных спин-оффов, но фильм, где дружба, взросление, первая любовь и шутки про мамку (в количестве пяти штук) соседствуют с реалистичным насилием (когда вы в последний раз видели, чтобы семилетнему ребенку на экране откусывали руку?) При этом не обделили контентом и поколение постарше: «Апокалиптическая битва камней» разворачивается под Antisocial Anthrax, в комнате висит постер Advanced Dungeons & Dragons, тут и там мелькают поклоны «Кошмару на улице Вязов» и поп-культуре 80-х.
Когда мы были подростками, у нас были «Пятница, 13-е» и тот же «Кошмар на улице Вязов». Поэтому плюйте на рейтинг 18+ и ведите свое 12-15-летнее чадо на сеанс: для него «Оно» будет таким же мощным культом.
Читайте также: рецензия на фильм «Тёмная башня» («Киномания»), рецензия на сериал «Мистер Мерседес» («Киномания»), Топ-5 клоунских хорроров (RussoRosso), Режиссерский комментарий: «Оно» (1990). Часть 1 и Часть 2 (RussoRosso).
Про мастера ужасов давненько ходит молва, что пишет не листами, а сантиметрами (дюймами)... на звание хоррор - иконы стоит подыскать других претендентов))) хотя каждому самсам свое
"Город по добыче мохнаток" и отсутствие у Ричи разных голосов это все что нужно знать об отечественном "дубляже".