Фильм начинается со сцены, в которой главная героиня — как нам разъяснят позже, успешная адвокатесса — задается вопросом на сеансе у психоаналитика: «Я хочу понять: с какого момента моя жизнь превратилась в химические отходы?». Ответ вроде бы на поверхности: Виктория Стик полгода как разошлась с мужем и теперь в одиночку кое-как поддерживает дотлевающий семейный очаг, воспитывая двух дочерей, по внешнему виду бесхозных и заброшенных. Но нет, экс-супруг с тех пор заделался активным блоггером и строчит откровенные посты-рассказы, в которых Виктория предстает помешанным на беспорядочном сексе и карьере исчадием ада еще во время их совместной жизни. Кажется, все так и есть. Вокруг красавицы-адвоката продолжают вращаться в калейдоскопическом хаосе какие-то мужчины, но движение это все больше инерционное. Проверенные временем любовники теперь сбегают сами, а случайные интернет-знакомые не доползают даже до постели.
Как-то незаметно к Виктории прибивается добряк-недотепа Сэм. Когда-то она спасла его от тюремного срока за торговлю наркотиками. Молодой человек завязал с драгдилерством и просится к Виктории в помощники, желая посвятить себя юриспруденции. Он готов на все и готов бесплатно, потому соглашается пока побыть сиделкой у двух ее дочерей. Виктория же продолжает кружить по своей безумной орбите: суд, психотерапия, секс, разборки с мужем, посещение гадалки, выпивка и сигареты.
Второй полный метр француженки Жюстин Трие «В постели с Викторией» открывал в этом году программу Каннского кинофестиваля «Неделя критики». На Лазурном берегу лента не срезонировала, но была удостоена утешительного приза в самой прикладной из всех возможных номинаций Palm Dog — за лучшую собачью (в прямом смысле слова) роль. Главная награда — увы, посмертно — досталась бульдогу Нелли из «Патерсона» Джима Джармуша. Далматинец Жак из «В постели с Викторией» значился в списке номинированных вторым и ограничился специальным призом жюри. На сегодня это единственная награда фильма Жюстин Трие, что совершенно не сказывается на качестве самой картины и не означает, что смотреть здесь стоит лишь на собаку (роль пса, как отдельной творческой единицы, скорее всего, разочарует).
Слова Трие о том, что свою картину она делала в атмосфере полной творческой свободы, не пустой звук или не обязательный элемент продвижения фильма в массы. Режиссерская легкость здесь ощущается с первых кадров и не улетучивается до финала. Да и сложно снимать из-под палки исповедь о тяжелой женской доли от иссякшей сексоголички. В реальной жизни такая героиня покажется крайне ненадежным рассказчиком любому, кто решит ее выслушать. Но Трие и бельгийская актриса Виржини Эфира (ее в этом году можно также увидеть в новом фильме Пола Верховена «Она» и в комедии с Дюжарденом «Любовь не по размеру», но во всей красе она предстает именно здесь) предлагают искренний, сложный и очень симпатичный образ уставшей белки в колесе, которая не останавливается только потому, что иначе переломает себе лапы.
«В постели с Викторией» полон ироничной рефлексии, которую легче всего было бы назвать «вудиалленовской» (с поправкой на гендерную и национальную принадлежность). Вторым в ряду ассоциаций естественным образом значится «Секс в большом городе» (с поправкой на географию). Тем не менее у Трие получилось абсолютно самодостаточное кино. Мысли об американских прототипах уходят куда-то на третий план. Больше хочется думать про то, как ловко автор монтирует экранную жизнь главной героини и ни секунды не сбивается с заданного темпа, одновременно лихорадочного и очень естественного. Легковесный жанр, в котором рассказана историю, по умолчанию не предполагает особой изобретательности в режиссуре, но твердая рука Жюстин Трие чувствуется буквально в каждой монтажной склейке. При этом драматургия фильма не кажется прикладной дисциплиной. Фильм населяют живые люди, причем мужчины у Трие получаются не менее выразительными и остроумными, чем центральная героиня.
Возвращаясь к теме творческой свободы, хочется отметить еще один момент. Независимость (без кавычек — как ощущение свободы, а не принадлежность к определенному кинолагерю) картины заложена уже в ее оригинальном французском названии. В 2016 году задача загуглить фильм, который называется Victoria, будет осложнена наличием одноименного британского сериала-суперхита и прошлогоднего изобретательного немецкого нон-стопа. Трие на эти нюансы маркетинга не обращает никакого внимания и делает ровно то, что задумала. Значит, будет еще один фильм под такой вывеской. К тому же эта «Виктория» покрепче двух своих свежих тезок. А проблемой идентификации ленты в поисковиках пусть занимаются локализаторы. Российские остановились на приемлемом варианте «В постели с Викторией», проявив солидарность с англоязычными прокатчиками.
Рецензия на фильм «В постели с Викторией»
21 октября 2016, 14:35:48
8
,
В российский прокат выходит французская драмедия «В постели с Викторией». Картина Жюстин Трие получила в этом году в Каннах приз за лучшую собачью роль, однако Дмитрий Гнедич уверен, что этим ее достоинства не ограничиваются.
другие Рецензии
КОММЕНТАРИИ 8
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Киномания, обратите внимание, никакого пубертатного самоутверждения, всё по делу.
пс: первый абзац - ... по внешнему видУ...