Шайка сектантов, поклоняющихся Эн Сабах Нуру, в очередной раз собирается в каирском подвале, чтобы помолиться подземной пирамиде, где заточен архаичный мутант. И внезапно правивший Египтом в древности Апокалипсис (загримированный до неузнаваемости Оскар Айзэк) пробуждается ото сна. На дворе 80-е, фараонами уже и не пахнет – в штабе ЦРУ радостно улыбается со стены Рональд Рейган. Получив всю необходимую информацию из телевизора (что ваша Лилу из «Пятого элемента»!), мутант принимается собирать команду (четырех «всадников»), чтобы отряхнуть Землю от людишек и начать новую эру. Встречным курсом Чарльз Ксавье (Джеймс Макэвой), либеральный телепат в инвалидном кресле, уже не первый год возится в своем поместье с подростками-мутантами, которым суперсилы мешают жить в консервативном и напуганном обществе. Некоторые из них помогут в «гражданской войне» мутантов, которая вот-вот начнется.
«Люди Икс: Апокалипсис» венчают ретро-трилогии про молодых Профессора Икс, Магнето (Майкл Фассбендер), Зверя (Николас Холт) и Мистик (Дженнифер Лоуренс). Их тернистый путь проходил в опасной близости от Карибского кризиса 60-х («Первый класс»), войны во Вьетнаме и Парижского соглашения в 70-е («Дни минувшего будущего»), а в 80-е вырулил к идее разоружения, Ближнему Востоку и – буквально – чёрту в ступе. Его крошечная фигура в балахоне закрыла всю неотделимую от иксменов политику и историю эволюции социальных взглядов парой дешевых на вид (но наверняка дорогих по смете) фокусов с левитацией неприлично больших кусков, например, арматуры. Как только в режиссерское кресло перезапущенной франшизы уселся Брайан Сингер, а из титров пропали Мэттью Вон и его постоянный соавтор Джейн Голдман, ответственных за освежающую находчивость «Первого класса» и сценарий «Дней», «Люди Икс» рухнули в старую колею, откуда и пытались выбраться пять лет назад, начав все с нуля.
Если случившиеся за последние два месяца «Бэтмен против Супермена» и «Первый мститель: Противостояние» продемонстрировали два полярных стиля кинокомикса, а заодно эволюцию студийного подхода к материалу, то «Люди Икс» уже шестой фильм бегают по кругу, просто переставляя ключевые элементы. Снова эффектная сцена с Ртутью (снятая, к слову, не Сингером, а специально обученными людьми), опять явление Хью Джекмана в образе Росомахи как универсальной палочки-выручалочки, вновь неплохие в сущности люди (мутанты) оказываются на темной стороне из-за гнева или обиды, а потом им становится стыдно – и они быстренько возвращаются в стан хороших. Все это происходит на «серьезных щах», реплики, кажется, писали не на бумаге, но вырубали в граните, а после каждой двадцатой фразы кто-то пускает слезу. Возникай между сериями «Людей Икс» прокладка в виде сольного фильма-другого (не только про Росомаху, а скажем, про Гамбита, который ожидается в ближайшие годы), подобное вечное возвращение смущало бы чуть меньше. А если бы еще и режиссеры менялись почаще (Сингер снял четыре фильма из шести, по два в старой и новой трилогии), то бесконечно повторяющиеся старые трюки, возможно, и вообще не бросались бы в глаза.
Ключевая проблема Сингера в том, что с любым бюджетом и в любом году он снимает «Людей Икс» так, будто 90-е только-только закончились. Словно бесконечные крупные планы, разбиваемые пролетом-проездом камеры, могут кого-то удивить, а зацикленные на себе люди в странных костюмах, о которых сообщается минимум полезной информации, – принудить к сочувствию. На фоне всех последних кинокомиксов только линейка про мутантов отказывает героям в возможности эволюции, предпочитая сохранять в их облике даже элементы резины (короткая прическа Мистик подошла бы страшной кукле из хоррора, а синекожего Найткроулера, кажется, купили на китайском рынке). Выдохшаяся старомодность операторских решений, которая явно не тянет на стилизацию, скажем, визуального кода кинематографа 80-х, это только подчеркивает. Желание изобразить все как косплей оригинальной трилогии «Звездных войн» с многочисленными предательствами и сложными отношениями отцов и сыновей выглядит совсем уж мучительно: «Апокалипсис» хочется из милосердия пристрелить где-то на замедленной сцене с Ртутью (Эван Питерс) под Sweet Dreams, потому что повторять старые фокусы и не страдать уже не удается даже добряку Хью Джекману.
Капитан Америка - лучшее экранное воплощение комикса года , только Отряд самоубийц может потягаться с ним !
Да, "кэп" гладкий, как и все диснеевские фильмы, но "БпС" понравился больше. Не стал искать причины.
Только посмеялся над зрителем, который выставился такие разные оценки этим фильмам.