В задушевной сказке из провинциальной жизни от шведа
Лассе Халльстрёма 19-летний и мало кому известный
ДиКаприо сыграл свою первую знаковую роль. В заглавие фильма вынесено имя главного протагониста — самого нормального персонажа. Но прелесть одного из самых добрых фильмов девяностых — в образах тех, кто его гложет, кто отклоняется от нормы: мальчик-аутист в образцовом исполнении ДиКаприо — как раз один из них.
С «Гилберта Грэйпа» началась веселящая многих история о номинациях на «Оскар», которые для молодого, а затем уже и зрелого актёра всё никак не оборачиваются победой (в 1994-м ДиКаприо уступил весьма достойному сопернику,
Томми Ли Джонсу из «
Беглеца»). Словом, хотя уже были до того и телесериалы, и «
Жизнь этого парня»
Майкла Кейтон-Джонса, но большая карьера большого актёра начинается именно здесь.
Одна из главных ролей самого «камерного» периода в карьере молодого артиста: экранизация наркотических полумемуаров нью-йоркского контркультурного героя
Джима Кэрролла. Мотивации Кэрролла в исполнении ДиКаприо поддаются пониманию, но анализировать этого героя не так-то просто: с учётом того, на чём делают акцент авторы фильма, остаётся непонятным до конца, посвящены «Дневники» становлению творческого ума или всё-таки банальному подростковому бунту.
Так или иначе, но начинающий ДиКаприо, ещё не нашедший свою нишу и потому в середине 1990-х игравший в фильмах самого разного рода, прекрасно демонстрирует на экране весь свой потенциал — как и его коллега по «Дневникам»
Марк Уолберг. Им ещё предстоит встретиться в «
Отступниках» уже совсем в других обстоятельствах.
Первый большой хит в карьере актёра (как и постановщика
База Лурманна) — кричащая разноцветная экранизация
Шекспира. Ценность «Ромео + Джульетты» — хотя бы в том, что фильм может служить прекрасным, понятным любому ребёнку доказательством важной истины: шекспировские пьесы нельзя воспринимать как готовый написанный текст, они начинают жить и о чём-то говорить нам, только будучи сыгранными, и чем больше нарастить мяса поверх грубого словесного скелета — тем лучше будет результат.
Для ДиКаприо же роль Ромео стала очередным успешно выдержанным экзаменом на профпригодность. Сыграть шекспировского героя — довольно важная строчка в резюме, и молодой актёр, хотя и пребывает почти что в тени своей бесконечно обаятельной экранной партнёрши
Клэр Дэйнс, в целом проходит испытание достойно.
Главный (как минимум, входящий в пятёрку самых главных) блокбастер девяностых, кардинально изменивший карьеры почти всех, к нему причастных. Исполнителю главной мужской роли «Титаник» принёс славу актёра «для девочек», к которой ни до того (кроме «Ромео»), ни после не было, в общем, никаких оснований. Хотя подобный сомнительный, в некоторых отношениях, успех стал для ДиКаприо вызовом, на который актёр позже сможет достойно ответить.
Формулу, которая делает «Титаник» единственным в своём роде, несложно вычислить — ну или вычитать где-нибудь: написано об этом фильме предостаточно. Повторению она, однако, не подлежит: сколько не перезапускай этого колосса в 3D или в любом другом многомерном виде, он остается в девяностых, неотделимый от эпохи, в которую вышел, как и главный герой — вечно молодой.
«Пляж» (2000)
Кажется, последний «роман взросления» с участием актёра: следующий пункт в нашей десятке также мог бы попасть под это определение, но «
Банды Нью-Йорка» всё-таки куда больше об истории вообще, чем об истории чьих-то проблемных юношеских лет. Другое дело «Пляж»: занимательная вариация на грани фола на тему поисков себя, ради которых — в случае надежды на успешный результат — всё дозволено.
Ни для ДиКаприо, ни для
Дэнни Бойла «Пляж» не стал высшей точкой карьеры. Однако, обоим он помог безболезненно перейти в новое десятилетие: режиссёр превратился из контркультурщика в универсального мастера на все руки, а актёр — из «подающего надежды» в профессионала, ищущего «взрослых» проблемных ролей.
По-хорошему, в этот список стоило бы включить все фильмы, в которых актёр сыграл у
Мартина Скорсезе, и зарезервировать место для тех, в которых ещё сыграет. Однако, даже если себя ограничивать, никак нельзя обойти стороной величественный эпик о становлении Нью-Йорка, который ДиКаприо смог с достоинством вынести на своих крепких плечах, хотя и рисковал остаться незамеченным на фоне феноменального коллеги по площадке.
Однако, если Билл-мясник
Дей-Льюиса и остаётся самым броским героем фильма, его младший коллега и заклятый враг Амстердам — на деле не только главная, но и самая символическая фигура всей фрески. Стихийные силы вроде Мясника и даже Священника, отца Амстердама, занимают, в трактовке режиссёром истории своей родины, периферийную позицию. Монстры для Скорсезе — это аномалия, дикость, насколько страшная, настолько и нелепая, а условные «простые люди» вроде Амстердама и Дженни — тот необходимый цемент, каким скрепляются эпохи.
По распространённому мнению, самый важный фильм, какой сделал Мартин Скорсезе за целое десятилетие. По крайней мере, из всех его длинных и при этом ужасно увлекательных творений двухтысячных годов «Отступники», возвращение к фирменному жанру криминальной драмы, легче всего берут зрителя в охапку.
Находящийся в сердце «Отступников» дуэт существует по разные стороны закона и в разных мирах — единственно возможная прямая конфронтация между обоими героями оказывается ровно настолько трагикомической, насколько ей и положено быть. Обе стороны дуэта работают на общий замысел безупречно, и заслуга ДиКаприо, пожалуй, даже перевешивает труд, проделанный
Дэймоном: этот истерзанный, но всё же, в десятом приближении, положительный герой — сердце этой холодной и жёсткой истории.
Безнадёжная мелодраматическая история крушения надежд от
Сэма Мендеса — не только противоядие от «Титаника», хотя это и лежит в самой сути замысла. Такой современный, но при этом такой старомодный фильм, посвященный давно ушедшим временам и инородным для современного зрителя системам отношений и ценностей, работает ещё и как стилизация под голливудскую мелодраму «золотого века», и стилистическое изящество здесь не менее важно, чем перипетии собственно анти-любовного сюжета.
Мелодрама Мендеса — противовес мелодраме Кэмерона не только в смысле взгляда автора на последствия любви с первого взгляда (или тех чувств, которые люди за неё принимают). Если в «Титанике» те же ДиКаприо и
Уинслет работали как винтики в общей массивной конструкции (технологически подкованный режиссёр, будь такая возможность в 1997-м, вполне мог задуматься, не нарисовать ли героев на компьютере). Здесь же актёры, играя не самых интересных или приятных людей, выдают две роли, за которыми, даже позабыв о сюжете, бесконечно интересно наблюдать.
Герой «Дороги перемен» никак не был ангелом, но в
тарантиновском «Джанго» ДиКаприо впервые получил шанс сыграть настоящего комиксового злодея. Именно с появлением на экране Кэлвина Кэнди рыхлый ритм «Джанго» оборачивается напористым галопом, и именно с этим персонажем сценарист и режиссёр проворачивает важный трюк: играется в «кино о страданиях рабов», при этом делая антигероя примерно столь же правдоподобным, что какой-нибудь Доктор Октопус.
Даром что особых глубин в рабовладельце Кэнди не разглядеть, ДиКаприо получил возможность разгуляться: зачитать несколько пространных монологов и покрасоваться в дуэте со своим рабом-хозяином Стивеном — в общем, вволю покривляться. Это следует понимать как комплимент: однозначный, как бревно, вестерн-злодей почему-то вышел у актёра куда более интересным, чем сыгранный в том же году загадочный герой фицджеральдовского «великого американского романа».
И снова Скорсезе — с фильмом, в котором ДиКаприо, как сгоряча хочется заявить, сыграл лучшую свою роль. Махинатор Белфорт, как и плантатор Кэнди, в пересказе не кажется человеком, за которым интересно наблюдать хотя бы минуту кряду; и настоящий Белфорт, и любой настоящий плантатор рабовладельческих времён, надо полагать, как раз из категории самых унылых людей во вселенной. Скорсезе удаётся невозможное: трёхчасовой гимн ничтожеству и убогости, доказательство любой вечной ценности от противного.
«Волком» и режиссёр, и актёр заранее отчитались за целое новое десятилетие, в течение которого теперь могут спокойно почивать на лаврах. С другой стороны, то же можно было сгоряча сказать и о любом другом фильме дуэта; остаётся надеяться, что обоим по-прежнему интересно прыгать выше головы.
P.S. Начинайте закидывать меня яйцами))