«НЕМНОГО ЗА СОРОК» (2003)
Для Бенедикта Камбербэтча «Немного за сорок» — первая большая роль с солидным хронометражем. В театре к этому времени он уже интенсивно осваивает серьёзный классический репертуар, но в кино перебивается эпизодами и глухим вторым планом. В конструкции «Немного за сорок» молодому актёру отводится самая скучная роль старшего сына, самого правильного, по сравнению с двумя другими пострелами. Такие обычно оказываются мамиными любимчиками и ответственны за дежурный вопрос «С тобой всё в порядке?», который здесь остро необходим по несколько раз за эпизод. Камбербэтч ещё не выработал фирменную осанку и сталь в голосе. Сериалу хватает достоинств, чтобы провести с ним шесть приятных часов, но участие будущей звезды «Шерлока» к ним можно отнести с большой натяжкой. В любом случае, большая находка для поклонников британских комедий.
«ХОКИНГ» (2004)
Автор неброского, но бесконечно симпатичного телефильма Питер Моффат, придумавший несколько образцовых британских сериалов («Деревня», «Шёлк», «Уголовное правосудие»), не пытается протащить весь корпус достижений Хокинга в отведённые ему полтора часа, а сосредоточен на первых импульсах гения. Таким образом «Хокинг», скорее, история духа, чем человека. В Камбербэтче Моффат (однофамилец одного из авторов «Шерлока») получает идеального пытливого юношу, отыгрывающего каждый эпизод с поразительной точностью. В том, что мировой славы пришлось ждать до следующего десятилетия, чувствуется некоторая несправедливость, от которой, впрочем, не застрахован никто, даже представитель — один из самых талантливых в своём поколении — лучшей в мире актёрской школы. Камбербэтч в «Хокинге» уже зрел, но мягче и пластичнее себя из будущего. Потом его лет на пять затянет в роли аристократов и негодяев, а «Хокинг» закроет короткую главу в его фильмографии, начатую за год до этого в «Немного за сорок». Такого Камбербэтча больше не будет.
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА КРАЙ ЗЕМЛИ» (2005)
Экранизацию трилогии Уильяма Голдинга (каждая из серий пересказывает один из трёх романов — «Ритуалы плавания», «Пожар внизу» и «Тесное соседство») можно было бы легко вписать в жанр приключенческого кино, если бы не постоянно вылезающая из трюма мораль. Она то и побеждает всю беллетристику, но не сокращая, а только увеличивая интерес к происходящему. Единственный способ пережить нечеловеческую качку — постоянно быть мертвецки пьяным и отречься от всяких гуманистических ценностей, превратившись в пьяную, бледную как смерть рептилию. За попытки остаться человеком, чувствовать — а для английского аристократа это неминуемо — приходится платить. Пить и не пить, как и быть и не быть человеком, оказывается одинаково трудно. Главная роль благородного идеалиста, который страдает то от мук совести, то от либидо, то от суровой реальности и всегда от качки, сидит на Камбербэтче, как влитая.
«ПОПАСТЬ В ДЕСЯТКУ» (2006)
Крохотная витаминка британской комедии нравов, вещь практически не имеющая ни веса, ни большого значения. Фильм значительно легче своих титров, в которых прописаны продюсерами Сэм Мендес и Том Хэнкс и актёрская молодёжная сборная Англия середины нулевых: помимо МакЭвоя, Камбербэтча и Ив, здесь есть Доминик Купер, Джеймс Корден, Ребекка Холл при поддержке старшего поколения в лице упомянутого Гэтисса, Чарльза Дэнса и Кэтрин Тэйт. Это кино для очкариков, в котором Бенедикт Камбербэтч играет редкую для себя чисто комедийную роль. Как и для многих актёров-трагиков (понятие весьма условное, но в случае с Камбербэтчем уместное), оборачивается это лёгкостью и дуракавалянием со смертельно серьёзным выражением лица, сильно помятом в последней четверти фильма.
«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛЁГКОСТЬ» (2007)
«Удивительную лёгкость» редко вспоминают, когда говорят о фильмах про рабство. Возможно, потому, что самих ужасов рабства здесь практически нет — в кадре лишь раз появляются кандалы, да и то, как увесистая, громыхающая улика, напоминающая английским аристократом о реальности их политических дискуссий. Тем не менее по уровню мастерства и проникновенности — это один из лучших фильмов на эту тему: лишённый надрыва и страданий. Режиссура ветерана Майкла Эптеда проста и незамысловата, но исполняет главную функцию — не затмевает пламенный сценарий Стивена Найта («Порок на экспорт», «Лок», сериал «Острые кепки») и идеальный актёрский ансамбль, титанов Альберта Финни и Майкла Гэмбона, поколение помоложе (Тоби Джонс, Киаран Хайндс, Руфус Сьюэлл, Греффет) и новую поросль в лице Камбербэтча и Ромолы Гарай.
«ИСКУПЛЕНИЕ» (2007)
Фокусироваться на фигуре Бенедикта Камбербэтча в «Искуплении» можно лишь вооружившись специальной оптикой, не замечающей все другие достоинства совершенной во всех отношениях картины Райта — от режиссуры, драматургии и музыки до работы оператора, художника-постановщика и дизайнеров по костюмам. С одной стороны, это исключительная роль-функция. Его «шоколадный» миллионер Пол Маршалл — катализатор надвигающейся трагедии, сломавшей несколько светлых молодых душ; персона скучная и приземлённая до зубовного скрежета, материалист до мозга костей и вроде бы даже неплохой человек, пока за него не начинают говорить его сексуальные импульсы. С другой, это первое появление Камбербэтча в проекте с претензиями высшего порядка, большим мировым прокатом и вниманием со стороны самых значительных кинопремий. У Камбербэтча немного времени, чтобы прорисовать своего героя, но актёр использует для этого каждую отведённую ему секунду.
«СТЮАРТ: ПРОШЛАЯ ЖИЗНЬ» (2007)
Вторая совместная работа Бенедикта Камбербэтча и режиссёра «Путешествия на край Земли» Дэвида Эттвуда. Будущий «Шерлок» хоть и заявлен центральным персонажем, но магнитным центром с первой и до последней секунды будет как всегда отчаянный и бесстрашный Том Харди. Стюарт — тот ещё отморозок. Помести его в одну камеру с Майклом «Бронсоном» Питерсоном — ещё неизвестно, кому мало места будет. При этом «Прошлая жизнь» — исключительно деликатная, лёгкая история, светлая и грустная. Редко о каком фильме с таким количеством мата можно сказать такое.
«ЕЩЁ ОДНА ИЗ РОДА БОЛЕЙН» (2008)
Развесистая историческая драма, по которой не стоит изучать историю, как «Код да Винчи» не следует считать за научный трактат. В «Ещё одной...» всё очень, ну просто очень красиво — костюмы, природа, громкие имена из богатой на пикантные факты эпохи британской истории, обойма голливудских знаменитостей и даже основной лейтмотив, что секс по расчёту может быть большой политикой. Камбербэтч на этом голливудском «корпоративе» выглядит бедным родственником. В сценарии явно не хватает места его герою. Уильям Кэри обозначен и сыгран пунктиром, из-за чего авторов впору обвинить в нецелевом использовании ресурсов. Всё, что позволено прекрасному Бенедикту, входящему в лучшую пору своей актёрской биографии, — это унизительно пустить слезу и уязвлено спиваться.
«МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВ» (2009)
Как и в «Ещё одной из рода Болейн», Камбербэтч предстаёт здесь в образе слабого звена в семейном союзе. К Куини он вернётся, но через три года после окончания войны и с очень вялыми аргументами, где его носило. Но в «Маленьком острове» у него есть время на объяснения и даже на попытку заново наладить семейную жизнь, хоть она и обречена на провал. От такой женщины, как Куини Блай, серый «человек в футляре», сколько бы ни клялся в вечной любви, отскакивает, как мячик. Несмотря на небольшой хронометраж роли, Камбербэтч успевает сыграть одну из лучших своих телеролей. По крайней мере, он кажется единственный, кому не приходится изобретать очень навязчивый акцент.
«ТРЕТЬЯ ЗВЕЗДА» (2010)
Фильмов вроде «Третьей звезды» миллион и маленькая тележка — и все они заканчиваются более-менее одинаково, если, конечно, развиваются по реалистичной траектории. Они никогда не гарантируют приятного просмотра, а полученную эмоцию, даже самую тёплую, никак не назовёшь удовольствием. Местами просто тяжело смотреть и даже дышать, но в «Третьей звезде» есть мощнейшее чувство свободы и свежего воздуха, которое — в оптике оператора и в «химии» между актёрами. Отличное кино; про жизнь, а не про смерть. Точно лучше, чем вы о нём подумаете, когда узнаете, про что оно.
Бен очень органично смотрится на английском материале. В нем есть мальчишеская неловкость и очарование интеллигентного человека. Жду его новых, интересных ролей.
Хороший актер, с харизмой.