НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Норман и патология

    , 1
    18 марта на канале A&E стартует сериал «Мотель Бейтса» — формальный приквел культового «Психо» Альфреда Хичкока. Пытаться понять, зачем он нужен, — дело безнадёжное, но у «Мотеля Бейтса» есть одно совершенно очевидное предназначение: в очередной раз напомнить об эталонном хоррор-триллере Хичкока.

    Иногда матери считают детей своей собственностью, но не все дети позволяют им такое. Сколько в мире ещё вдов и единственных сыновей; не все же они намертво связаны отношениями такого рода. 
    Роберт Блох, «Психоз» 

    В прошлом году то же самое сделал, по мере сил и возможностей, Саша Джервази, сняв байопик «Хичкок» с загримированным до полуузнаваемости Энтони Хопкинсом в титульной роли. Фильм Джервази оказался чересчур поверхностным, и если режиссёр планировал сыграть на контрасте с масштабом фигуры Хича, то это не слишком удалось. Впрочем, в «Хичкоке» достаточно заманчивого фактажа, чтобы самостоятельно домыслить подоплёку отдельных событий, тем самым ещё больше запутав и мифологизировав историю создания «Психо». Другими словами, с какой стороны к шедевру Хичкока ни подойди, всё будет к лучшему: любой приличный культ тем и примечателен, что, обрастая толкованиями (зачастую восхитительно ложными) и привнесёнными идеями (в основном завиральными), от этого лишь выигрывает и ещё прочнее укореняется в социокультурном массиве и коллективном синефильском сознании. Право слово, лучшей участи и не пожелаешь. 

    Нынче модно выдумывать предыстории. В один прекрасный день кому-то пришла в голову эта недурная мысль: то ли кинематографисты-конвейерщики почувствовали нарастающее раздражение публики по поводу безудержной сиквелизации всего и вся, то ли просто вдруг осознали, что историю можно развивать в обоих направлениях, и ретроспекция имеет такое же право на существование, как и движение вперёд. Прошлое может оказаться интереснее настоящего и будущего: оно таит в себе мрачные (желательно) секреты, бездну возможных мотиваций, бесчисленные варианты ответов на конкретные вопросы. 
    #{quote=14}Для Хичкока на момент производства «Психо» прошлое и вовсе стало своего рода навязчивой идеей, которая отзывалась в настоящем уж слишком часто и назойливо. Хич за время съёмок успел взревновать жену к сценаристу, с которым работал ещё над «Незнакомцами в поезде» (почти десять лет назад). Решение снимать в ч/б было продиктовано жёсткой экономией, но и это, с технической точки зрения, шаг назад (правда, пошедший «Психо» только на пользу — особенно в знаменитой кровавой сцене в душе). Да и в целом видеоряд отсылал к канонам хоррора, несмотря на заявленное вполне актуальное время действия: особняк Бейтсов — типичная калифорнийская готика, а сам Норман уж точно застрял в мёртвой зоне прошлого, «перевоплощаясь» в беззаветно любимую родительницу-мегеру Норму, умершую восемь лет назад. 

    «Я не собирался воспроизводить старомодную академическую атмосферу фильмов ужасов, — скажет впоследствии Хичкок в беседе с одним из поклонников своего творчества, Франсуа Трюффо. — Я всего лишь хотел быть точным в деталях, поэтому и дом, и мотель — абсолютно верные модели реально существующих построек. Я выбрал именно эти две, понимая, что если бы я взял за образец обыкновенное бунгало, эффект был бы другой. Именно этот архитектурный тип отвечал моему ощущению атмосферы этой истории». 

    «Психо» на поверку оказывается не просто ретро-хоррором с соответствующей архитектурой, но и вообще неким вневременным объектом: году эдак в 45-м такой фильм был бы невозможен ровно настолько же, насколько он невозможен и в 60-м. Не исключено, что эта хронологическая «подвешенность» послужила Хичкоку своеобразным инструментом отстранения от куда более жестокой, чем проза Роберта Блоха, реальности. Режиссёр буквально бредил фигурой прототипа Нормана Бейтса, серийного убийцы Эда Гейна — шизофреника, зацикленного на образе матери (на него, к слову, куда больше похож не Бейтс, а разыскиваемый маньяк из «Молчания ягнят»). Сказочность происходящего в «Психо», которая обеспечивает это отстранение, в общем-то, очевидна: чем, в конце концов, мотель Бейтса не избушка на курьих ножках, где есть своя Баба-Яга, рядящаяся в симпатичного застенчивого юношу (и уж никак не наоборот)? 

    Сам по себе мотель в этом смысле — тема для отдельного разговора. В исчерченной хайвэями вдоль и поперёк Америке мотель — едва ли не сакральное место. И не только Место, но и Возможность. Ладно бы речь шла всего лишь о возможности свернуть с шоссе, худо-бедно устроиться в съёмном жилище и наутро снова сесть за баранку. Но в молодой американской мифологии мотель — что-то вроде Зазеркалья. Здесь царит атмосфера запретного: будоражащий жар криминала, пряный аромат адюльтера, миазмы разнокалиберных психопатологий. Всего этого в «Психо» с избытком: на одном пятачке чудесным образом хватает места краже, тайному роману, детективу, убийству и сумасшествию. Благодаря Хичкоку готика эволюционировала от замка до клоповника (хотя подобие замка в «Психо» всё-таки есть), но это отнюдь не регресс, а напротив — вызов режиссёрскому воображению. 

    «Мне безразлична тема; неважна актерская игра; но я отвечаю за съемки, звуковую дорожку и за те технические уловки, которые заставляют зрителей взвизгивать. Нашему тщеславию чрезвычайно льстит способность киноискусства влиять на чувства масс. И «Психоз» в этом отношении может считаться удачей. Аудиторию потряс не замысел, не великое актерское искусство и не любовь к бестселлеру, по которому был поставлен фильм. Это сделало чистое кино», — запросто раскрыл карты Хич всё тому же Трюффо. 

    С «чистым кино», спустя полвека, до сих пор всё не так благополучно, как хотелось бы. Некоторые, правда, считают, что в наше время оно «переехало» на ТВ. В этом смысле «Мотель Бейтса», возможно, ждёт светлое будущее: как минимум, мы увидим монструозную маму Нормана Бейтса живой и здоровой (к счастью, не в плане психики), что на уровне замысла уже интригует. Кто знает — может, сериалу даже удастся избежать обвинений в профанации фрейдизма, преследовавших самого Хичкока всю его жизнь. Но это уже совсем другая история.

    другие Был бы повод

    25 сентября исполнилось 80 лет Майклу Дугласу. Дмитрий Соколов вспоминает знаковые образы актера — от харизматичных авантюристов до пресыщенных жизнью финансовых воротил.

    30 лет назад состоялась премьера культового экшена Люка Бессона «Леон», в котором Гари Олдман сыграл свою самую яркую отрицательную роль. Отмечая юбилей фильма, Дмитрий Соколов предлагает вспомнить не только психопата Стэна, но и другие злодейские и антигероические образы британца.

    В повторный прокат вышла драма Михаэля Ханеке о взрослении в немецкой провинции начала ХХ века. Дмитрий Соколов — о том, как фильм реконструирует условия, в которых стал возможен расцвет нацизма.

    КОММЕНТАРИИ 1
    Посмотрела первую серию. Понравилось. И сценаристы лишь оттолкнулись ("based on") от образов оригинальных персонажей. Действие происходит в наше время. И Норма, и Норман пользуются смартфонами i-, и тема ретро здесь разве что  в модной нынче "винтажности" одежды и меблировки.

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.