Прочитал на днях сборник интервью с Дэвидом Линчем. Добротная книга. При этом, что занятно: с одной стороны, несмотря на объёмы (а там 480 страниц) ничего принципиально нового режиссер не сообщает, с другой - читается легко, со здоровым любопытством. Проще говоря, интересно за разговором следить. Там же, как оно всегда бывает в хороших интервью, вся соль в междометиях спрятана, в каких-то оговорках, ничего не значащих деталях.
Автор - Крис Родли - работает старым дедовским методом. Один фильм - одно большое интервью. Так они с Дэвидом неспешно от "Головы-ластика" до "Малхолланд-драйва" и добираются. (В качестве бонуса - интервью Линча Антону Долину о "Внутренней империи", чтобы фильмографию, так сказать, до конца добить).
Линч оказался очень милым, можно сказать прилежным собеседником. Ничего не утаивал, с радостью делился воспоминаниями, местами элегантно шутил (это, впрочем, вообще отдельная тема: Линч и юмор). Первый, напрашивающийся вывод - фирменная загадочность большинства фильмов режиссера ни какая-то продуманная стратегия (мол, сейчас такое сниму, что сам черт ногу сломит), а вполне себе естественная вещь. Ну вот сложилось так. Такие он истории любит, ничего тут не попишешь. Опирается не на рацио и логику, а интуицию и настроение. То есть, истории-то везде линейные, просто Линчу их интереснее в нелинейном виде подавать. И это совсем не поза, а душевный порыв.
Занятно, что он до "Человека-слона" себя и за режиссера не считал. Скорее - художника, который решил чуть-чуть в кино поиграться. Сейчас же совсем другая ситуация. Любая выставка его полотен посетителями через ярлык "кинорежиссер Линч" воспринимается. Ирония судьбы.
Никаких секретов профессии режиссер в книге не выдает. Единственный рефрен - если чувствуете, что на верном пути - делайте! Не чувствуете - ждите пока почувствуете! Хороший совет. Другой вопрос, что так как чувствует кино Линч нигде не учат.
Спасибо, Станислав, за давнишнюю наводку...