royco
Неизменный интерес у зрителя вызывают фильмы, снятые знаменитыми голливудскими актерами: Иствудом, Гибсоном, Клуни. В этом плане третий опус Бена Аффлека - режиссера не является исключением. Тут ведь как и в Живом журнале, когда достаточно быть знаменитым человеком, чтобы автоматически стать известным блоггером. Весь вопрос только в том, как закрепиться в сознании людей в иной своей ипостаси, да и нужно ли это вообще. Celebrity Аффлеку это явно нужно. Прекрасно понимая, что киношная жизнь героев-любовников с подкачанным телом и волевым подбородком зачастую коротка, он уверенно переходит по другую сторону камеры. Отличное решение в сложный для Аффлека - актера период кризиса жанра.
Если второй его фильм, "Город воров", произвел впечатление отлично сделанной "домашней работы", то в "Операции "Арго" Аффлек в полный голос уже заявляет себя как режиссер. Неспроста им выбран жанр политического триллера. Ведь, как правило, подобные фильмы это сразу и серьезное кино и отчасти боевик. С содержательной стороны, сюжет просто беспроигрышный - полная драматизма история, связанная с операцией по освобождению американских заложников во время исламской революции в Иране. С точки зрения формы, решение тоже оригинально: фильм стилизован под кино семидесятых настолько удачно, что у зрителя складывается впечатление, что картина снята на старую добрую пленку. Результат этих усилий никого не оставит равнодушным. Лента получилась великолепной: динамичной, напряженной, и, что самое главное, без присущего многим подобным голливудским фильмам слащавого квасного патриотизма.
О том, что Аффлек-режиссер явно попал в точку, говорит и тот факт, что уже несколько недель "Операция "Арго" держится в призовой тройке по кассовым сборам в прокате. Это уже достаточно сложно объяснить звездностью режиссера фильма или его везением. Налицо иное - Аффлек-режиссер уже самодостаточный и сформировавшийся автор и, если честно, мне лично он куда больше импонирует, нежели чем крепкий характерный середнячок-актер с ямочкой на подбородке. После премьерного показа кто-то из знаменитых критиков уже напророчил этой ленте оскароносное будущее. После того, как я вместе с героями фильма пережил полную накала историю их спасения, уверен, что эти прогнозы сбудутся.
Выходя вчера из кинозала, я услышал как позади меня молодая представительница поколения "Пепси" сказала своему спутнику: "Так и не поняла, о чем он". И действительно, под поп-корн с пивом гораздо легче перевариваются несложные сюжеты, простые персонажи и приземленные страсти, тогда как "Облачный атлас" из разряда тех фильмов, которые заставляют напрягать серое вещество. Так о чем же он?
Наверное, о взаимосвязи времен и людей? Недаром десяток известных и менее известных актеров тянут на себе всю картину, перевоплощаются из одной реинкарнации в другую, с легкостью играя как мужчин, так и женщин. Повторяющиеся рисунки татуировок. Одинаковые родимые пятна в виде кометы. Дневники и письма из прошлого. Похожая музыка...
А может о неистребимой жажде свободы? Неспроста герои разных сюжетных линий в разные времена, попадая в плен людей и обстоятельств, рано или поздно обретают свободу. Свободу тела, или свободу духа, что в данном случае без разницы. О человеческой любви и самопожертвовании? Конечно. Но при этом авторы фильма не делают большой разницы между привязанностью спасенного к своему спасителю, любовью мужа к жене, отца к дочери, даже мужчины к мужчине. Не потому ли, что любовь - это взаимное притяжение душ? Их взаимосзвязь?
Не пытайтесь найти в этом фильме готовых решений, простых ответов и проверенных рецептов. Авторы не отвлекаются на объяснение происходящего, предлагая зрителю лишь намеки, подсказки и зацепки. Позитивная и философская, эта лента заставляет думать. А ведь мысли - это то последнее, что остается у человека, когда у него уже нет ничего. Как рефрен, устами Сонми до нас доносится важная мысль Солженицына: "Вы сохраняете власть над людьми, пока оставляете им хоть что-то. Отнимите все - и вы лишитесь власти". Отнять возможность думать, заменить мысли эрзац-идеями, подменить настоящие чувства виртуальными - это то, что делает с нами масс культура и идеология. Так не о нас ли нынешних все это?
Нельзя объять необъятное - это известно еще со времен Козьмы Пруткова. Ответить на главные вопросы человеческого бытия - задача скорее божия, нежели чем человеческая, но, тем не менее, люди всегда пытались найти на них ответы. Это не обошло стороной и кинематограф. Трудность этой задачи, соответственно, порождает многосложность методов и приемов. Только за один факт, что авторы в попытке объять необъятное заставляют людей искать свои ответы на эти извечные вопросы, этой ленте можно простить и запутанность повествования, и излишний пафос, и таинственную ее многозначность...
И это не истошный крик Гарри Поттера из четвертой части известной саги, нет. Это значит, что вышла в прокат третья, и, как говорят, заключительная часть ленты, снятой Кристофером Ноланом о Бэтмене - "Темный рыцарь: Возрождение легенды".
Честно признаюсь, после просмотра этого фильма не хочется уже вспоминать все предыдущие экранизации, снятые не менее именытыми Бертоном и Шумахером. Анекдотично-лубочные, они не ушли очень далеко от своего предтечи - комиксов про человека - летучую мышь. Нолану же удалось создать целую бэтмен-индустрию: мощную, производительную, и третий фильм - это уже не просто индустрия, а хайтек, следующее поколение. Если предыдущая часть была скорей психологическим триллером, раскрывающим сложные характеры и взаимоотношения героев, то тут мы имеем уже бескомпромиссный, убедительный, блестяще сделанный блокбастер.
В этой ленте нет места разным сюси-пуси и психологическим самоковыряниям карточно-гипертрофированного чокнутого маньяка Джокера. Главный отрицательный герой, верзила Бейн - предтеча апокалипсиса, олицетворение абсолютного зла, нарисован с потрясающим реализмом и жестокостью. Тут нет места для иных чувств кроме страха: захватывающий сюжет фильма держит зрителя в напряжении от первой минуты до последней.
Фильмы Нолана не претендуют на глубину, не стимулируют к философским раздумьям. Набросанные крупными мазками чувства и переживания героев лишь фон для основного действа, которое льется на зрителя с экрана и щекочет нервы не менее зловещей музыкой. Как и в прочих фильмах про Бэтмена, как и в "Начале", философская канва, конечно, вплетена в картину, но это не основная ее нить. Задача режиссера удивить зрителя, поразить его размахом и батальностью сцен, увлечь в водоворот сюжета, и у него это получается в полной мере. Ведь кто как не Нолан мастер на такого рода ленты!
Тем не менее, как и всякому талантливому режиссеру, ему удается открыть необычное амплуа вроде бы привычных для нас актеров. Так, обаятельная, девственно-чистая Марион Котийяр у него становится хитрой и хладнокровной преступницей, а хрупкая красавица с чувственными губками Энн Хэтуэй - роковой женщиной, использующей свои потрясающе красивые ноги для того же, что и раньше: укладывать штабелями крепких мужиков, но уже другим способом - дробя им челюсти и круша ребра.
Судя по финалу картины, продолжение обязательно последует. Будет ли играть Бэтмена феноменально талантливый актер и друг режиссера Кристиан Бейл - большой вопрос. Похоже, что режиссер понял: Брюсу Уэйну пора на пенсию. Чего не скажешь о самом Бэтмене. Ведь фантазийный город Готэм всегда нуждается в защитнике, в покровителе, возвращения которого на экран я лично буду ждать с нетерпением, особенно, если за это дело опять возьмется Нолан.
Начав писать про эту картину, я поймал себя на мысли, что толком не знаю, с чего и начать. Потом понял, что когда идешь на фильм Бёртона, то не ожидаешь от него какого-то глубинного смысла, философии, интриги. Ты идешь получать впечатление, и получаешь его по полной программе! А разве это можно передать словами? В этом плане знаменитый американский режиссер представляет из себя этакого импрессиониста в киноиндустрии, делающего ставку на то, чтобы зритель был с самого начала был затянут в буйство красок, которых автор не жалеет и кладет широкими мазками, смену декораций и персонажей, наблюдая за вполне незатейливым сюжетом под замечательный саундтрек.
С этой точки зрения, "Мрачные тени" - это старый добрый Бёртон с его любимыми и привычными актерами, кочующими из фильма в фильм, привычками прикалываться и подначивать зрителя, резко менять атмосферу происходящего. Мрачные, я бы сказал инфернальные картины, должные пугать зрителя, написаны иногда так гротескно, что даже, когда кровь ведрами льется с экрана, то льется она так прикольно, что напротив вызывает гомерический хохот зала. Не обошлось тут и без фирменных бёртоновских гаджетов: трансформирующихся комнат, рассыпающихся как фарфор людей, фантастических чудовищ-оборотней, привидений, и прочих "маленьких прелестей".
Сюжетная линия - типичная "лав стори", которая строится вокруг судьбы Барнабаса Коллинза, превращенного злой волей отвергнутой им любовницей-колдуньей в вампира, который после двухсотлетнего пребывания в металлическом гробу, выходит наружу уже в семидесятые годы прошлого века. Вампир, надо сказать, очень благовоспитан и симпатичен, несмотря на привычку время от времени убивать людей. Жуткая привычка, благодаря фирменному стебу Бёртона, воспринимается, впрочем, весьма безобидно и не более опасно нежели чем, например, курение. За двести лет семейный бизнес, когда-то удачный, развален вконец. Мало того - захвачен той же любовницей-ведьмой, которая, меняя обличия, дожила до наших дней. Восстанавливая семейный бизнес и традиции, он заодно находит и свою любовь, утерянную еще в те стародавние времена, а фанатам Бёртона помогает вернуть любовь к творчеству незаурядного режиссера, существенно подорванную откровенно слабой "Алисой в Стране чудес".
"Американский пирог" относится к тому небольшому количеству кинолент, продолжения которых ничуть не хуже, если не лучше оригинала, в чем я еще раз убедился вчера, посмотрев вышедшую на днях в прокат четвертую часть этого фильма. Секрет подобного успеха, на мой взгляд, в разумном сочетании разных жанров, когда классический ситком плавно сменяется романтической любовной историей, а после нее идет опять комедия. Это как в цирке, где номера разных жанров меняют друг друга, не давая зрителю скучать. А когда еще и весь вечер на арене зажигает парочка коверных, а в нашем случае с этой ролью замечательно справляется чудаковатый еврейский папаша Левенстайн и озабоченный придурок Стифлер, то хорошее настроение и полтора часа здорового смеха вам обеспечено!
Если в первой части "Американского пирога" сексуальный подтекст не был так очевиден, то тут количество задниц, сисек и сексуальных сцен местами зашкаливает. Это, впрочем, не удивляет, ведь если для героев-девственников в первой части секс был еще окутан романтическим флером, то для них же тридцатилетних, женатых, он превратился уже в супружескую трудовую повинность. С этой точки зрения, комедию, конечно, можно назвать семейной, но с большой натяжкой. Она явно предназначена для очень узкого семейного круга: мам и пап. Их деткам такое смотреть пока рановато.
Через двенадцать лет после выпуска старые друзья собираются на выходные в своем городке, чтобы участвовать в вечере встречи выпускников. Все изменились: кто-то женился, кто-то развелся, кто-то растолстел, кто-то наоборот. У всех свои заботы, свои радости и свои печали, разные интересы и разный жизненный статус и вес, но есть одно общее: ностальгия по прошлому. Вот таким образом, вспоминая свои прошлые забавы, друзья отрываются на всю катушку, попутно налаживая отношения с женами и бывшими подружками, флиртуют с молодыми девчонками, дерутся, ну и попадают в массу забавных историй и происшествий. Ах да, наконец-то Стифлеру удается отомстить Зяблику за свою маму, да как технично! Впрочем эта редкостная стерва, мамаша Стифлера тоже не скучает и быстро находит себе другое развлечение.
Встреча выпускников, давно не видевших друг друга, проходит на ура. То же самое относится и к вечеру встречи зрителя со старыми добрыми знакомыми полюбившегося когда-то фильма, которых мы не видели девять лет. А он тоже вышел на славу!
Эту ленту, к сожалению, или к счастью посмотрел одной из последних после того, как заразился творчеством Коэнов и пересмотрел почти все. На мой сугубо личный взгляд, я бы поставил этот фильм выше "Большого Лебовски". Все лучшее от Коэнов - в этой ленте, а Макдорманд бесподобная актриса.
Кто сказал, что это фильм про войну? Ах да, сам Никита Сергеевич, когда пустил в широкие массы свой слоган "Великий фильм о великой войне". Зритель, воспитанный на старых советских военных лентах, жаждал увидеть нечто похожее на грандиозную киноэпопею "Освобождение", или понятный "Горячий снег" Егиазарова, или эмоциональный "Завтра была война" Кары, ну или , по крайней мере ничуть не меньше, чем культовый "В бой идут одни старики" Быкова. Люди помоложе на фоне той откровенной кинопошлятины последних лет ждали тоже, как минимум, что-то лубочно-патриотическое. Ан нет, иначе это бы не был Михалков. Именно поэтому и провалилась премьера первой части, вызвав шквал критики, иронии, злых шуток, когда только ленивый не пнул очередной опус режиссера. Так о какой войне вел речь автор?
Вторая часть наглядно показала то, о чем многие догадывались, но молчали: фильм про нашу жизнь вообще. Метафоричный и иносказательный, он полон намеков, пророчеств и квази-пророчеств, ярких, но непонятных широкой публике образов. Его нельзя смотреть сквозь призму исторических фактов, дат и событий. Смотря его, вспоминаешь фразу великого Карлейля: "...Россия безразлична к жизни человека и к течению времени. Она безмолвна. Она вечна. Она несокрушима..."
Что есть Россия? Простая деревенская баба, которую насиловал и татаро-монгол, и француз, и немец, и свой, а она, молча все стерпев, жила дальше и рожала очередное детище в кузове полуторки под бомбежкой? Или та же полуторка, безнадежно застрявшая в непролазном говне истории? Не напрасно ли пытаются ее вытолкать на столбовую дорогу цивилизации полусонные свои с помощью немцев и прочей фрязи, которых испокон веков приглашали на Русь учить нас уму-разуму? А может Россия - это толпа мужиков, идущих с одним дубьем напервес штурмовать неприступную крепость, надеясь лишь на русский авось?
Мало ли и сейчас подобных тому тупому генеральскому мурлу, который в пьяном угаре посылает целый батальон на верную гибель? Ведь это очень по-русски - принимать гибельные решения и ждать, что само что-то вырастет. Как это по-нашему и сейчас стереть человека в лагерную пыль с тем, чтобы потом возвысить и "..достать в нужный момент.." Сегодня говно - ты, а завтра им станет твой палач. Как это по-нашему показать человеку жену на момент с тем, чтобы опять разлучить потом навеки. Помните встречу Штирлица с женой в кабачке "Элефант"? "Так надо", как говорил известный герой культовой комедии Гайдая. Кому это надо? Какому извращенному иезуитскому воображению это под силу? Как это по-нашему бросить народ, вооруженный лишь палками, на штурм неприступной Цитадели, где сытый немец жрет сыр и слушает пластинки. И пусть потом Европа любуется, как много гражданского населения мы положили в борьбе за идеалы демократии.
Все войны на своих плечах выносит незлобливый, доверчивый и многотерпеливый русский народ, веками ожидающий, когда баре наконец даруют много раз обещанную Свободу. И жалко их до слез. Жалко и хочется приласкать Россию-бабу, которая от отсутствия нормальных мужиков, забритых в солдаты Системой, выходит замуж за инвалида, или от разлучной безнадеги рожающую ребенка от ловкого проходимца, закосившего от армии по плоскостопию, а потом прощает и чувствует себя виноватой, как Маруся.
Самое страшное, когда тебя бьют свои же. Эта простая и незатейливая фраза Котова раскрывает истинный смысл фильма.Сколько в нашей многострадальной истории было насильников, подобных чудовищному Сталину, смотрящему на народ исподлобья неморгающими желтыми инфернальными глазками? Сколько их еще будет? Автор явно ненавидит систему, но, понимая, что он плоть от плоти ее, не может назвать все вещи своими именами. В этом и его комплексы, и его мужественность, потому что это его позиция. Смотря этот фильм, веришь в ее искренность, ведь кто как не он - потомственный дворянин-постельничий, всю жизнь проведший у царского ложа, понимает истинную суть людей, по злой иронии руководившей нашей страной последние десятилетия. "Самая неприступная крепость - человеческий мозг" - гениально сказал Маркс. Так не эту ли Цитадель имел в виду режиссер?
Кто мы? Куда мы идем? Что нас ждет? Ответы на эти вопросы и пытается дать Михалков, хотя на самый главный вопрос "Кто виноват" автор ответа так и не дал, несмотря на множество намеков. Видимо, это придется додумывать самому зрителю.
Не знаю, почему большинство отзывов о том, что это сказка. Фэнтези. Это не сказочка, это восприятие гражданской войны, тяжелых взаимоотношений матери и отчима глазами малолетней девочки. Сказочные персонажи - это лишь ее детские фантазии. Фильм завораживает, очень непростой, очень глубокий.
Мексиканские страсти. Марианн...тьфу, Гермиона разрывается между Луисом Альберт..тьфу, Гарри Поттером и молодым и перспективным архитектором Мендисабалем, тьфу, Рональдом Уизли. Плоские и скучные страсти, слегка разбавленные спецэффектами. Сюжета нет как такового. Сплошные крупные планы и занудные диалоги.
Впрочем не буду ругать режиссера, явно неудачную книгу трудно испортить больше, чем она сама есть. Фильм - полный отстой. Кому некуда деть 2,5 часа времени - добро пожаловать на фильм. Надо было вместо этого остаться дома, взять доброго коньячку и посмотреть что-то еще. Слава богу, в воскресенье по ТВ покажут "Однажды в Америке", это восстановит мою уверенность в том, что кинематограф все-таки делает замечательные фильмы.
P.S. Самое интересное - на последнюю часть все-таки пойдем. Надо ж поглядеть чем эта мутотень закончится. Чисто для коллекции. Хотя и так понятно - наши победят, хотя по количеству жертв уже начали приближаться к какому-нить американскому кино-мочилову. Очень трепетные кадры - похороны эльфа Добби, прослезилс..., тьфу - стошнило.
Про такой фильм и нет отзывов? Ужас. У меня есть очень хороший приятель, когда я смотрю (в пятьсот пятидесятый раз) "Осенний марафон", я всегда вспоминаю про него. Бузыкин - он. А все остальные - мы вокруг. Фильм про нас. А значит про жизнь. Один из самых ярких фильмов Данелия. Один из самых любимых моих фильмов. Назвать его новомодным словом "культовый" почему-то язык не поворачивается.
Сказать, что этот фильм очень глубокий - язык не поворачивается. Слишком уж все подробно разжевано. Некое продолжение "Матрицы" и ей подобных. Но то, что снят масштабно, зрелищно и цепляет - вне всяких сомнений. Успешный коммерческий фильм с претензией на нечто более, чем просто бизнес.