Как пел Синатра, «это был очень хороший год…» Действительно, 1949 год стал на редкость удачным в истории американского кино. Вышел на экраны фильм Джорджа Кьюкора «Ребро Адама» с блистательным дуэтом Кэтрин Хепберн и Спенсера Трейси. Тогда же американские зрители увидели Бэтт Дэвис в картине Кинга Видора «За лесом», и уже началась работа над одним из самых знаменитых ее фильмов «Всё о Еве». Могли ли эти великие американские актрисы предположить, что именно в этом году на свет появится девочка, чьё имя однажды по праву встанет в один ряд с их именами?
Мери Луиза Стрип родилась 22 июня 1949 года в городке Саммит в штате Нью Джерси. Её отцом был служащий фармацевтической компании Гарри Стрип, мать звали Мери; будучи художницей, большую часть своего времени она посвящала уходу за мужем и тремя детьми: старшей Мери Луизой и её младшими братьями. Мери Луиза была поздним ребёнком: она родилась, когда её матери уже исполнилось тридцать пять лет. Впоследствии в интервью Мерил не раз говорила, что её родители были вполне счастливы без детей и она появилась на свет почти случайно. Теперь с уверенностью можно сказать, что это был счастливый случай для всего мирового кинематографа. Да и родители души не чаяли в своих ребятишках; часто после ужина устраивали музыкальные вечера: мама пела, а папа с радостью аккомпанировал ей. Пела и маленькая Мэри Луиза. Она мечтала стать оперной певицей и брала уроки пения. Но тяга к драматическому искусству всё же была сильнее. В школе она принимала участие почти во всех театральных постановках. Имя «Мерил» составлено из двух настоящих имён актрисы. Интересна история и фамилии Стрип. Предки Мерил – испанские евреи – эмигрировали в Голландию в XV веке. В эмиграционных документах вместо подписи они поставили прочерк. «Стрип» (Streep) по-голландски означает – «линия».
Продолжила Мерил своё образование в колледже «Вассар», по окончании которого выиграла стипендию на трёхлетнее обучение в Драматической школе Йельского университета. За это время на сцене Йельского репертуарного театра сыграла больше сорока ролей: Елену в Шекспировском «Сне в летнюю ночь», Берту в «Отце» Стриндберга; особенно запомнилось её исполнение роли Альмы в пьесе Теннеси Уильямса «Лето и дым».
В 1975 году Мерил окончила университет и переехала в Нью-Йорк, где её ждала карьера на Бродвее. Дебютантке сопутствовал успех: героини Шекспира, Артура Миллера и Теннеси Уильямса в исполнении Мерил Стрип нравились и публике, и критикам. За роль в «Двадцати семи вагонах хлопка» Т. Уильямса она была номинирована на высшую театральную награду Америки «Тони».
Оставалось совсем немного времени до превращения молодой звезды театральной сцены в звезду кино. В 1977 году состоялся кинематографический дебют Мерил Стрип. Она исполнила небольшую роль в драме Фреда Циннемана «Джулия». На съёмочной площадке Мерил работала с Джейн Фонда, Ванессой Редгрейв, Максимилианом Шеллом. Перед камерой она чувствовала себя неуютно, потому что всё было так не похоже на привычную работу в театре. Спустя много лет Мерил вспоминала: « Я вообще ничего не понимала в кино. Джейн Фонда, которая играла главную роль, учила меня всему. Я не знала, как нужно двигаться, не имела ни малейшего представления о том, для чего делают меловые отметки на полу, не знала, что нельзя смотреть в камеру. Джейн помогала мне… У меня было две сцены, одну из которых при монтаже вырезали. Самое смешное, что они наложили на одну сцену диалог из другой. Я с ужасом смотрела на себя на экране и говорила: вот оно – кино!»
Но как ни смущали молодую актрису методы работы в кино, её кинокарьера начала стремительно развиваться. В 1978 году она снялась в фильме Майкла Чимино «Охотник на оленей». Влияние вьетнамской войны на души и жизнь её участников и всех их близких произвело сильное впечатление на Американскую киноакадемию, и картина получила «Оскар» как лучший фильм года. Свою первую номинацию на премию «Оскар» получила и Мерил Стрип, пронзительно сыгравшая роль Линды. В том же году Мерил снялась в телевизионном сериале «Холокост», за роль в котором ей присудили премию «Эмми». Но Стрип не приехала получать награду. Она не любила этот фильм и не хотела быть награждённой за него, хотя роль Инги сыграла прекрасно. Нелюбовь к картине, граничащая с презрением, связана с личной драмой, пережитой актрисой во время съемок. Ещё на театральных подмостках она познакомилась с актёром Джоном Кейзале – знаменитым Фредо Корлеоне из «Крёстного отца». Начался роман, они стали жить вместе. Собирались играть в «Охотнике на оленей» - так и случилось, но совместная работа была омрачена тем, что врачи нашли у Кейзале рак костного мозга, с каждым днём его состояние ухудшалось. Продюсеры, видя, что актёр угасает на глазах, решили заменить его, но Мерил Стрип и их партнёр по «Охотнику» Роберт Де Ниро пригрозили, что уйдут из проекта, если Кейзале заменят другим актёром. Продюсеры сдались – и Кейзале доиграл роль. Мерил хотела только одного – до конца оставаться рядом с возлюбленным и помогать ему во всём, но судьба распорядилась иначе. К тому времени у Стрип был подписан контракт на съёмки в «Холокосте». Она должна была сниматься в Австрии, и продюсеры наотрез отказались переносить место съёмок, откладывать их, вообще менять график работы над фильмом; не хотели они и заменить Мерил Стрип другой актрисой. У Мерил не было никакого желания сниматься, но не было и денег, чтобы заплатить неустойку за разрыв контракта, поэтому она всё-таки поехала в Австрию. Джон Кейзале умер через несколько дней после её возвращения в Нью-Йорк, 12 марта 1978 года. Пережить горе Мерил помогла встреча со скульптором Доном Гаммером – они поженились 15 сентября 1978 года; живут вместе и по сей день и воспитывают четверых детей.
Счастливая женская судьба актрисы так не похожа на судьбы её экранных героинь, чья личная и семейная жизнь чаще всего складывается неудачно. В фильме Вуди Аллена «Манхэттен» (1979) Стрип сыграла эпизодическую, но яркую и запоминающуюся роль жены героя Аллена, которая бросает его и уходит к женщине. И вдобавок ко всему собирается издать книгу откровенных воспоминаний о своём неудачном браке. На вопрос бывшего мужа: «Неужели во мне не было ничего хорошего?!» - она отвечает: «Конечно ,было. Ты плакал на «Унесённых ветром».
Ещё одна история о совсем не счастливой семейной жизни – фильм «Крамер против Крамера» (реж. Роберт Бентон, 1979г.) - принесла Мерил Стрип первый «Оскар». Её героиня Джоанна Крамер уходит из семьи, оставляя мужа (Дастин Хоффман) и маленького сына (Джастин Хенри). «Мне очень мало заплатили за «Крамер против Крамера», - вспоминает Стрип. – Вероятно, потому, что нужно было сэкономить на большой гонорар Хоффмана». Во время съёмок они с Дастином часто ссорились. «Странно, но теперь я даже не могу вспомнить – что было причиной наших ссор».
Следующий фильм Мерил «Женщина французского лейтенанта» (реж. Карел Рейш, 1981) стал ярким событием в кинематографическом мире. Стрип вновь получила номинацию на «Оскар». Ее партнёром по фильму выступил Джереми Айронс. В картине она играла сразу двух героинь, Сару и Анну – ей удалось наделить своих персонажей совершенно противоположными чертами характера: жёсткой решительностью и покорностью, добротой и жестокостью, страстностью и хладнокровием, слабостью и силой. Они и преданны и неверны одновременно – и всё это сыграно на редкость убедительно и правдиво.
Впереди Стрип ждала одна из самых выдающихся её работ – роль Софии Завистовской в «Выборе Софи» Алана Дж. Пакулы. Режиссёр не сразу отдал Мерил роль, но в конце концов она убедила его, что лучше всех справится с нею – и не ошиблась. Впоследствии Алан Дж. Пакула скажет: «Если существует рай для режиссёра, то он заключается в том, чтобы всю жизнь снимать Мерил Стрип». На каминной полке Мерил Стрип появился второй «Оскар». Трагедия женщины, которая с двумя детьми попадает в концентрационный лагерь и должна сделать чудовищный выбор - кто из детей ей дороже, в исполнении Мерил потрясает до глубины души. Ужас войны, безысходность и страх пронизывают зрителя - смотря фильм, он страдает почти так же, как Софи. В отчаянии зритель хочет отвернуться и не видеть той боли, что разрывает душу героини Стрип. Но благодаря ее глубокой и тонкой игре зритель сталкивается с той же проблемой, что и Софи: он понимает, что невозможно отвернуться от того, что навсегда осталось перед глазами и в сердце.
Мерил Стрип посчастливилось сыграть разноплановые роли. В картине 1984 года «Влюблённые» (реж. Улу Гросбард) ей досталась роль возлюбленной героя Роберта Де Ниро. Фильм трогателен, полон лёгкости, озарен состоянием влюблённости и волшебства – как и предрождественский день, когда познакомились главные герои – Фрэнка и Молли. В этом же году вышел на экраны фильм «Изобилие» (реж. Фред Шепизи). Героиня Сьюзан вновь борется с обстоятельствами: во время войны участвует в Сопротивлении, пытается устроить свою жизнь в послевоенное время.
Фильм Сиднея Поллака «Из Африки», вышедший на экраны в 1985 году, подарил миру кино три вещи: один из самых великолепных кинематографических дуэтов – Мерил Стрип и Роберта Редфорда, одну из самых знаменитых экранных историй любви, околдовавшей героев среди живописных просторов Кении, и, конечно, незабываемую фразу героини Стрип Карен Бликсен: «У меня была ферма в Африке». Эта фраза стала поистине «народной» ; по крайней мере, в Соединённых Штатах её знали все , от мала до велика: спустя почти двадцать лет её многозначительно произнесет героиня телесериала «Скорая помощь».
1986 стал годом воссоединения Стрип и режиссера Майка Николса (их первая совместная работа "Силквуд" вышла в 1983 году). В картине «Ревность» Мерил играет журналистку Рейчел, которая счастливо живёт со своим мужем Марком, но неожиданно узнаёт, что он ей изменяет. Единственным возможным кандидатом на роль мужа, способного изменить беременной жене, был Джек Николсон.
Актёры вновь встретились на съёмках «Чертополоха» (1987г., реж. Гектор Бабенко). Это тоже была своеобразная история любви, но жёсткая, порой жестокая и пропитанная духом смерти. За «Чертополох» Мерил в очередной раз номинировали на премию «Оскар».
Следущим фильмом Стрип стал «Крик в ночи» (реж. Фред Шепизи, 1988). Крик оказался настолько громким, что был услышан в Европе: за исполнение главной роли в этой картине Мерил наградили призом за «лучшую женскую роль» на Каннском кинофестивале. На родине её ждала ещё одна номинация на «Оскар».
Мерил всегда считала себя характерной актрисой и сетовала на то, что ей редко предоставляется возможность проявить на экране эту грань своего таланта. Режиссёры и продюсеры чаще всего предлагали ей глубоко драматические роли, а ей хотелось разнообразия – комедии, гротеска, мелодрамы. Желание играть разноплановые роли в какой-то степени было удовлетворено тремя следующими картинами актрисы. В фильме 1990 года «Открытки с края света» (реж. М.Николс) Мерил Стрип блестяще сыграла Сьюзан Вейл – актрису, которой никак не удаётся наладить свою жизнь, а тут ещё и проблемы с наркотиками, к которым Сьюзан успела пристраститься, и сложные отношения с матерью. Стрип удалось гармонично соединить драматизм с иронией, отчего её героиня кажется ещё более трогательной. Стоит ли говорить, что Мерил и в этот раз была номинирована на «Оскар»? Золотая статуэтка вновь отправилась к другой актрисе.
Вместо того, чтобы горевать по этому поводу, Мерил снялась в комедии Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу». На съёмках она от души повеселилась со своими партнёрами по фильму – Голди Хоун и Брюсом Уиллисом. Героини Стрип и Хоун хотят быть вечно молодыми и красивыми. Пластический хирург Эрнест (Уиллис) помогает им в этом: женщинам даже удаётся отыскать волшебный эликсир и стать бессмертными. Но бессмертие, как оказалось, не только не решает проблем, а порой создаёт дополнительные трудности.
Уже через год Мерил вернулась к более привычной для себя драматической роли в картине Билли Огаста «Дом Духов» (1993). Разыграть масштабную семейную сагу предстояло великолепному актёрскому составу: Джереми Айронсу, Гленн Клоуз, Антонио Бандерасу, Вайноне Райдер. Роль Клары сыграна Мерил Стрип глубоко и проникновенно: она предана мужу и семье, за внешней сдержанностью скрываются сильные чувства и страсть, она решительна, хотя и покорна, и никогда не изменяет себе - даже в самые трагические минуты жизни своей семьи и бурлящего в революционной лихорадке Чили.
Гейл Хартман тоже была женщиной с сильным характером. Отправляясь с семьёй в путешествие по реке, Гейл (М. Стрип) не предполагала, что ей придётся не только вести лодку через пороги, но и противостоять преступникам. По словам актрисы, сняться в триллере «Дикая река» (реж. Кёртис Хенсон, 1994) её подтолкнуло желание произвести впечатление на своих детей – и ей это удалось: дети, как заворожённые, следили за подвигами мамы на экране.
О том, что некая Франческа Джонсон из Айовы завещала развеять свой прах над мостами округа Мэдисон, знают миллионы кинозрителей во всём мире – благодаря тому, что Клинт Иствуд, взявшийся за экранизацию романа Роберта Джеймса Уоллера, пригласил на главную роль Мерил Стрип, а сам сыграл роль её возлюбленного Роберта Кинкейда – странствующего фотографа, для которого случайная встреча с Франческой становится главным событием в жизни. Образ скромной домохозяйки, верной жены и матери двоих детей, которая наконец встретила настоящую любовь, тронул сердца американских киноакадемиков, и за роль в «Мостах округа Мэдисон» (1995) Мерил получила очередную номинацию на «Оскар», но и в этот раз её коллекция золотых статуэток не пополнилась.
В семейной драме «Истинные ценности» (1998, реж. Карл Фрэнклин) Мерил досталась роль умирающей матери, ухаживать за которой из Нью-Йорка приезжает её дочь Эллен (Рене Зельвегер).Благодаря общению с матерью и отцом (Уильям Хёрт) , она начинает по-новому смотреть на окружающий мир и собственную жизнь. В поведении же Американской киноакадемии не наблюдается никаких перемен: ещё одна номинация, и вновь «Оскар» «уходит» к другой актрисе. Ситуация повторяется через год, когда на экраны выходит картина «Музыка сердца» (реж. Вес Грейвен). Здесь Мерил играет учительницу музыки, обучающую бедных гарлемских детей игре на скрипке;для этой роли актриса сама брала уроки скрипичной игры.
В насыщенной кинокарьере Стрип начинается небольшой перерыв, что, к великой радости актрисы, позволяет ей с головой погрузиться в семейные хлопоты и вернуться на театральные подмостки. В 2001 году она с успехом играет в Нью-Йорке Аркадину в чеховской «Чайке»(постановка М.Николса). Кроме того, Мерил занялась благотворительностью: она активно сотрудничает с фондами, собирающими деньги на борьбу со СПИДом, помогает больным детям.
В 2002 году на экраны вышли сразу два фильма с участием Мерил Стрип: «Адаптация» (реж. Спайк Джонс) и «Часы» (реж. Стивен Далдри). В первом из них Мерил с блеском, очень иронично играет Сьюзан Орлеан, чью книгу «Похититель орхидей», испытывая при этом неимоверные трудности, пытается адаптировать для кино главный герой картины – сценарист Чарли Кауфман (Николас Кейдж). По старой доброй традиции Американская киноакадемия номинировала Мерил на «Оскар» - и вновь оставила ни с чем. Здесь стоит вспомнить двух замечательных актрис, с которых начался наш рассказ: у Бэтт Дэвис было 10 номинаций на премию «Оскар», у Кэтрин Хепберн – 12. Своей 13-й номинацией Мерил Стрип оставила позади своих великих предшественниц! Говорят, что однажды Мерил Стрип получила письмо от Бэтт Дэвис, в котором «Королева Голливуда» выразила восхищение актёрским талантом Мерил и назвала её своей главной последовательницей в кино.
На Берлинском кинофестивале в 2003 году «Адаптация» получила Гран-при - «Серебряного медведя». А Мерил Стрип, Николь Кидман и Джулиан Мур разделили «Серебряного медведя» за лучшее исполнение женской роли в «Часах». Действие фильма разворачивается в трёх временных пластах: Вирджиния Вульф (Н. Кидман) пишет свой знаменитый роман «Миссис Дэллоуэй», Лаура (Д. Мур) читает роман, а Кларисса (М. Стрип) - словно живое воплощение героини романа В. Вульф – друзья даже называют ее миссис Дэллоуэй.
За роль в драматическом мини-телесериале «Ангелы в Америке» (2003), поставленном её старым знакомым Майком Николсом, Стрип наградили «Золотым глобусом». В коллекции актрисы множество кинонаград – в разные годы её уникальный дар и мастерство были отмечены кинематографистами Великобритании, Италии, Испании, Австралии. С наградой Американского института кино соседствует приз «Верю. Константин Станиславский», который был вручен Мерил Стрип в 2004 году на 26 Московском международном кинофестивале – за выдающийся актерский вклад в развитие киноискусства.
В последние годы Мерил Стрип нередко предлагают роли ярких, эксцентрических персонажей. После «Лемони Сникета» она снялась в комедии «Мой лучший любовник» (2005, реж. Бен Янгер).
В картине Роберта Олтмена «Компаньоны» (2006) Мерил довелось не только проявить актёрские способности, но и спеть: она прекрасно исполняет музыку в стиле кантри, играя роль постоянной участницы известного радиошоу, которое в один прекрасный день решают закрыть.
Элементами гротеска отмечен образ редактора модного журнала Миранды Пристли – её Мерил играет в комедии «Дьявол носит Prada» (2006, реж. Дэвид Фрэнкель). Как актриса Стрип всегда открыта для нового опыта. Так, недавно она озвучила одну из ролей в полнометражном анимационном фильме «Гроза муравьёв» (реж. Джон А. Дэвис). А осенью 2006 года вновь вышла на театральные подмостки в роли мамаши Кураж («Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта, постановка Дж. Вулфа, Нью-Йорк).
Мерил Стрип по-прежнему получает множество предложений сниматься в кино. Один из следующих её проектов - фильм «Вечер», где она встретится на съёмочной площадке со своей дочерью Мэми Гаммер. Для Мэми это будет не первый опыт работы с матерью в кино: в 1986 году она играла ребёнка в «Ревности», а в 1993 в «Доме духов» исполнила роль Клары в детстве.
Перефразируя слова Алана Дж. Пакулы, можно сказать: «Если бы существовал рай для зрителя, он бы всю жизнь смотрел там фильмы с Мерил Стрип».