«ПИНОККИО» РОБЕРТА ЗЕМЕКИСА
Джеппетто (Том Хэнкс) живет в своей мастерской с котенком Фигаро и золотой рыбкой Клео, но ему одиноко без человеческого тепла среди деревянных часов и музыкальных шкатулок. Он решает создать деревянную куклу, которая станет вершиной его мастерства. Мальчик получает имя Пиноккио, а пожилой мастер перед сном загадывает желание, чтобы кукла ожила. Ночью в мастерскую приходит Синяя Фея (Синтия Эриво) и исполняет желание Джеппетто. Наутро мастер обнаруживает ожившего Пиноккио и предлагает ему пойти в школу, чтобы побыстрее стать настоящим. Правда, добраться до парты кукла не успевает — ведь на ее пути встречаются Лис, Честный Джон и Кот Гидеон: они отдают деревянного мальчика за вознаграждение в передвижной цирк. Пиноккио понимает, что попал в ловушку, и всеми силами старается вернуться домой.
Игровые ремейки диснеевских анимационных хитов собирают в прокате огромные суммы денег (некоторые принесли студии более миллиарда долларов), но они всего лишь калька с мультфильмов, на которых выросло не одно поколение зрителей. Причем не важно, кто выступает режиссерами этих историй: как и в случае с проектами студии Marvel, тут главное — доскональное следование оригиналу, а оригинальное видение и авторский почерк уходят на десятый план.
Роберт Земекис вернулся к «Пиноккио», когда к проекту окончательно присоединился Том Хэнкс, с которым режиссер давно и плодотворно сотрудничает. Им понадобилось несколько лет, чтобы обработать сюжет классического диснеевского мультфильма 1940 года, но даже эти два столпа современного Голливуда не обеспечили картине выход в прокат. «Пиноккио» Земекиса — буквально покадровый ремейк анимационного оригинала.
Режиссеру хорошо известна техника, когда реальные актеры играют сцены с нарисованными персонажами. Использовав хорошо знакомые мелодии, авторы нового «Пиноккио» за пару сцен «включают» в зрителях ностальгию по тому, что влияло на них еще в детстве. К созданным на компьютере персонажам быстро привыкаешь, а к чайке, которая появлялась в эпизоде оригинального мультфильма, и вовсе проникаешься чувствами — уж очень она симпатизирует деревянной кукле.
«Пиноккио» от Disney — все тот же мультик: правда, менее страшный и переснятый с мощными спецэффектами и с мировой звездой Томом Хэнксом, забавными анимированными героями и верой в то, что если делать все правильно и по чести, то даже мальчиком реальным можно стать.
«"ПИНОККИО" ГИЛЬЕРМО ДЕЛЬ ТОРО»
30-ые годы прошлого столетия, Италия. Деревянных дел мастер Джеппетто никак не может пережить смерть сына. Устав от одиночества, он вырезает из дерева куклу, похожую на мальчика. Лесной дух решает помочь сломленному старику и оживляет деревяшку, назвав его Пиноккио. Кукла пока не понимает, что такое хорошо, а что плохо, и разобраться в этом ей помогает говорящий сверчок, которому обещают исполнение желания за работу. По дороге в школу оживший мальчик решает, что ему лучше сразу начать работать в расположенном неподалеку «Парке развлечений», чтобы осуществить все свои мечты и помочь папе с деньгами. Во время стычки Джеппетто и владельца «Парка развлечений» Пиноккио умирает и попадает в подобие чистилища, где узнает, что на самом деле бессмертен, и этим заинтересовывает местных фашистов.
Из последних экранизаций «Пиноккио», помимо версий дель Гильермо дель Торо и Роберта Земекиса, можно вспомнить российскую анимацию «Пиноккио. Правдивая история». Мультфильм хоть и брал завязку известной истории, но достаточно далеко ушел от классического сюжета: главные герои стали старше, а сверчка-рассказчика поменяли на коня Тибальта. А несколько лет назад свою экранизацию «Пиноккио» представил режиссер «Страшных сказок» Маттео Гарроне — она стала своеобразным предвестником нетфликсовской истории, не менее мрачной и с максимально реалистичными эффектами.
Netflix подарил дель Торо возможность создать «Пиноккио» таким, каким его создатель «Лабиринта Фавна» и замышлял еще в начале нулевых (мрачным, анимационным и кукольным), но проект попал в производственный ад.
У дельторовского Джеппетто появилась предыстория на границе реальности и сказки, а вечно попадающий в «чистилище» Пиноккио — отсылка и к мексиканским корням дель Торо, и к жутковатой реальной истории, в которой археологи нашли скелет карлика с деревянными ногами и носом.
Новый «Пиноккио» легко может вернуть моду на кукольную анимацию и помочь другим студиям, таким как Laika и Aardman, продолжать радовать своими особенными историями зрителей. Это произведение искусства, такое же, как «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити, проект любимый, пересматриваемый и давно ставший мемным за способность аккуратно говорить о важном. Мультфильм же должен стать главным претендентом на все кинонаграды, потому что сделан гораздо глубже и тоньше, чем все, что уже вышло в этом году.