НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
Анна

Невыносимо читать в отзывах всяческие фи о моральном облике Достоевского - мол игрок, бабник, кто-то даже написал подлец. Просто возмутительно читать. Да, Федор Михайлович тоже был грешен и действительно страдал. Но поскольку человеком он был православным, то с Богом в итоге примирился и от пороков всех отказался. И только чистейшей души человек мог так писать. А грешат, увы все и с дороги порой сбиваются, Особенно люди гениальные. Боюсь, что авторы обличительных коментов каждую пятницу отжигают поболе, чем Федор Михайлович за всю свою жизнь.

А фильм хороший. Для тонких ценителей и глубоких знатоков, возможно, в чем-то и неверный. Но слава Богу, что такой фильм есть. Мне понравился. Миронов удивительный. Мяу.


Невыносимо читать в отзывах всяческие фи о моральном облике Достоевского - мол игрок, бабник, кто-то даже написал подлец. Просто возмутительно читать. Да, Федор Михайлович тоже был грешен и действительно страдал. Но поскольку человеком он был православным, то с Богом в итоге примирился и от пороков всех отказался. И только чистейшей души человек мог так писать. А грешат, увы все и с дороги порой сбиваются, Особенно люди гениальные. Боюсь, что авторы обличительных коментов каждую пятницу отжигают поболе, чем Федор Михайлович за всю свою жизнь.

А фильм хороший. Для тонких ценителей и глубоких знатоков, возможно, в чем-то и неверный. Но слава Богу, что такой фильм есть. Мне понравился. Миронов удивительный. Мяу.

+79167283638 Info@kinomania.ru
Игорь Обертас

Все наделся увидеть Достоевского. Настоящего, соразмерного его произведениям. А тут - на мол, смотри откуда берутся шедевры. Да, друг, не поверишь, но вот такой он вот и был. Да ты досмотри до конца если хочешь уразуметь и расширить. Я как телок и послушал. Дошел аж до телеги. Ну думаю, сейчас наконец-то наступит кульминация: в Оптину пустынь едут... Ан нет, достоевский говорит про какой-то наглый эксперимент то бишь жизнь человеческую... и конец. Вот здесь я почувствовал себя полным ослом. Ну так мне и надо. А других вот жалко.


Все наделся увидеть Достоевского. Настоящего, соразмерного его произведениям. А тут - на мол, смотри откуда берутся шедевры. Да, друг, не поверишь, но вот такой он вот и был. Да ты досмотри до конца если хочешь уразуметь и расширить. Я как телок и послушал. Дошел аж до телеги. Ну думаю, сейчас наконец-то наступит кульминация: в Оптину пустынь едут... Ан нет, достоевский говорит про какой-то наглый эксперимент то бишь жизнь человеческую... и конец. Вот здесь я почувствовал себя полным ослом. Ну так мне и надо. А других вот жалко.

+79167283638 Info@kinomania.ru
Екатерина

Прочитала предыдущие комментарии, некоторые меня удивили своей категоричностью. Думаю, что так сурово и однозначно рассуждать о фильме - не есть верно.

С некоторыми моментами, я всё-таки согласна. Например, отмечу так же, что в фильме много сцен грязных, на мой взгляд, преувеличенных. В середине просмотра, действительно, может создаться впечатление, что Достоевский то и делал, что менял женщин. Местами, слишком груб, резок, моё же суждение по писателе, немного другое. Много внешних событий, и, опять же соглашаюсь, с вышеописанным, появляется вопрос, а когда же создавались романы?

Но, несмотря на перечисленные "минусы", в кино-работе, много плюсов, и, лично на мой взгляд, они преобладают.

Евгению Миронову всё же удалось передать общий образ писателя. Есть недочеты, но раскрытие внутреннего через внешнее, осмысленность и проникновенность берут своё. В фильме прекрасно показано, что Достоевский, несмотря на всё своё великолепие, был обычным человеком, с самими "настоящими" проблемами. Этим самым от приближен к народу, и становится ещё ближе лично к тебе, одновременно ещё более возвышаясь: многие переживают страдания, но часто не выносят морали из них, Достоевский же рос духовно благодаря своим страданиям, как и заповедовал нам Бог, и при всех совершенных грехах, он, Достоевский, приближался и стремился к высокому, честному, это возможно и мало в фильме, но, позвольте заметить, это показано, и отмечено довольно таки ярко и сильно, в самом же изнеженном течении и наяву то это сложно увидеть, но если это есть, то это чувствуется, так как озаряет всё остальное и исцеляет. Конец же фильма оставляет этот свет, перевешивая всё минувшее, не чистое.


Прочитала предыдущие комментарии, некоторые меня удивили своей категоричностью. Думаю, что так сурово и однозначно рассуждать о фильме - не есть верно.

С некоторыми моментами, я всё-таки согласна. Например, отмечу так же, что в фильме много сцен грязных, на мой взгляд, преувеличенных. В середине просмотра, действительно, может создаться впечатление, что Достоевский то и делал, что менял женщин. Местами, слишком груб, резок, моё же суждение по писателе, немного другое. Много внешних событий, и, опять же соглашаюсь, с вышеописанным, появляется вопрос, а когда же создавались романы?

Но, несмотря на перечисленные "минусы", в кино-работе, много плюсов, и, лично на мой взгляд, они преобладают.

Евгению Миронову всё же удалось передать общий образ писателя. Есть недочеты, но раскрытие внутреннего через внешнее, осмысленность и проникновенность берут своё. В фильме прекрасно показано, что Достоевский, несмотря на всё своё великолепие, был обычным человеком, с самими "настоящими" проблемами. Этим самым от приближен к народу, и становится ещё ближе лично к тебе, одновременно ещё более возвышаясь: многие переживают страдания, но часто не выносят морали из них, Достоевский же рос духовно благодаря своим страданиям, как и заповедовал нам Бог, и при всех совершенных грехах, он, Достоевский, приближался и стремился к высокому, честному, это возможно и мало в фильме, но, позвольте заметить, это показано, и отмечено довольно таки ярко и сильно, в самом же изнеженном течении и наяву то это сложно увидеть, но если это есть, то это чувствуется, так как озаряет всё остальное и исцеляет. Конец же фильма оставляет этот свет, перевешивая всё минувшее, не чистое.

+79167283638 Info@kinomania.ru
Лариса

Написала пост, он полностью исчез при отправке. Пришлось писать заново!

Не могу молчать! Особенно, прочитав отзывы. Считаю, что фильм блистательный. Режиссура, актеры, костюмы - все замечательно. Игра Миронова гениальна. Смотрю не отрываясь все серии "Достоевского" (ТВ "Культура"). Солидарна с суждениями коллеги ученого (культуролога) , высказанного на этом сайте. На мой взгляд, это лучший фильм о Достоевском.


Написала пост, он полностью исчез при отправке. Пришлось писать заново!

Не могу молчать! Особенно, прочитав отзывы. Считаю, что фильм блистательный. Режиссура, актеры, костюмы - все замечательно. Игра Миронова гениальна. Смотрю не отрываясь все серии "Достоевского" (ТВ "Культура"). Солидарна с суждениями коллеги ученого (культуролога) , высказанного на этом сайте. На мой взгляд, это лучший фильм о Достоевском.

+79167283638 Info@kinomania.ru
Гость

Увы, печально то, что никакого иного фильма о Достоевском в наши времена появится просто не могло. Достоевский для обывателя, особенно того, кто его не читал или читал по школьной программе достаточно "замаран" культурологическими клише и идеологическими "советскими" штампами. А теперь, в фильме, Федор Михайлович, стал жертвой "моды на классику". Потому то и ничем этот фильм не лучше программы НТВ "Ты не поверишь?", только растянутый на прайм-тайм сюжет о том, что Достоевский - тоже человек, а еще и со скандальными страстями...А где, то что заставляет русского человека (дело не в национальности, а того человека который мыслит на русском языке) соприкоснувшегося с его (Достоевского) мыслями задуматься о Себе самом и Других... ! Уж лучше не скажешь, хоть и штамп: Тварь Я дрожащая иль право имею. К сожалению Хотиненко на роль биографа Достоевского права не имеет, коль ничего кроме "моды на классику" и желания, как он выражается, пробудить интерес аудитории к писателю, он в своем фильме не имеет. А что скажите можно было еще ожидать?


Увы, печально то, что никакого иного фильма о Достоевском в наши времена появится просто не могло. Достоевский для обывателя, особенно того, кто его не читал или читал по школьной программе достаточно "замаран" культурологическими клише и идеологическими "советскими" штампами. А теперь, в фильме, Федор Михайлович, стал жертвой "моды на классику". Потому то и ничем этот фильм не лучше программы НТВ "Ты не поверишь?", только растянутый на прайм-тайм сюжет о том, что Достоевский - тоже человек, а еще и со скандальными страстями...А где, то что заставляет русского человека (дело не в национальности, а того человека который мыслит на русском языке) соприкоснувшегося с его (Достоевского) мыслями задуматься о Себе самом и Других... ! Уж лучше не скажешь, хоть и штамп: Тварь Я дрожащая иль право имею. К сожалению Хотиненко на роль биографа Достоевского права не имеет, коль ничего кроме "моды на классику" и желания, как он выражается, пробудить интерес аудитории к писателю, он в своем фильме не имеет. А что скажите можно было еще ожидать?

+79167283638 Info@kinomania.ru

Посмотрев сериал о Достоевском был немало удивлён самой постановкой фильма и игрой актёров,характерами их персонажей.Это вообще что такое Достоевский представлен каким-то вечно суетящимся,вечно недовольным типом за поступки которого иногда становится стыдно.То он ловелас не пропускающий ни одной юбки,целует супругу своего лучшего друга,потом правда отказывается дескать совесть не позволяет.И вообще по фильму кажется что Фёдор Михайлович только и делал что бегал за юбками,занимал немалые деньги,проигрывал их в казино,разводился женился и был совершенно безответственным типом.Напрашивается вопрос а когда же ему за всей этой суетой было заниматься творчеством и писать свои гениальные произведения признанные во всем мире.Все эти режиссерские находки которые мы видим здесь по моему мнению имеют цель унизить имя Великого писателя.Видимо господин хотиненко завидуя таланту Достоевского выставив его в подобном свете решил добавить себе очков,дескать смотрите вот вам и совесть нации.В итоге это просто очередной мыльный сериал расчитанный на широкий круг домохозяек .Плохо что Достоевский не пил ,а то можно было ещё больше закрутить сюжет и приблизить его к сериалу о Есенине.


Посмотрев сериал о Достоевском был немало удивлён самой постановкой фильма и игрой актёров,характерами их персонажей.Это вообще что такое Достоевский представлен каким-то вечно суетящимся,вечно недовольным типом за поступки которого иногда становится стыдно.То он ловелас не пропускающий ни одной юбки,целует супругу своего лучшего друга,потом правда отказывается дескать совесть не позволяет.И вообще по фильму кажется что Фёдор Михайлович только и делал что бегал за юбками,занимал немалые деньги,проигрывал их в казино,разводился женился и был совершенно безответственным типом.Напрашивается вопрос а когда же ему за всей этой суетой было заниматься творчеством и писать свои гениальные произведения признанные во всем мире.Все эти режиссерские находки которые мы видим здесь по моему мнению имеют цель унизить имя Великого писателя.Видимо господин хотиненко завидуя таланту Достоевского выставив его в подобном свете решил добавить себе очков,дескать смотрите вот вам и совесть нации.В итоге это просто очередной мыльный сериал расчитанный на широкий круг домохозяек .Плохо что Достоевский не пил ,а то можно было ещё больше закрутить сюжет и приблизить его к сериалу о Есенине.

+79167283638 Info@kinomania.ru
andronus

Сериал посмотрел с удовольствием. Хотя...., впечатление очень двоякое. Миронов - потрясающ. А вот женщины - бааальшой вопрос, жидковаты, особливо Апполинария. А теперь вопрос ко всем критиканам и поклонникам творчества и жизненного пути Ф.М. Достоевского. А можно ли вообще адекватно показать на экране что-либо о такой глыбе как этот человек? Глубину проникновения его мысли в недра человеческой души оценить практически невозможно, об этом возможно догадываться на подсознательном и духовном уровне. А смаковать его страсти и пороки! Господа помилосердствуйте! По сравнению с современными творческими людьми и нами простыми смертными его похождения кажутся просто целомудренными. И учтите самое главное - он искренне раскаивался в содеянном, примирился с Богом и я уверен концовку жизни провёл как истинно православный христианин. Жаль, что в фильме очень поверхностно показана его Православность. Ведь по-сути это то, что сделало его воистинну великим, а может и величайшим писателем России. А господину Хотиненко спасибо и очередной респект от Винницких поклонников Фёдора Михайловича за очень вкусную попытку заставить народонаселение России и Украины шевелить мозгами и душами. С уважением, доктор Андрей.


Сериал посмотрел с удовольствием. Хотя...., впечатление очень двоякое. Миронов - потрясающ. А вот женщины - бааальшой вопрос, жидковаты, особливо Апполинария. А теперь вопрос ко всем критиканам и поклонникам творчества и жизненного пути Ф.М. Достоевского. А можно ли вообще адекватно показать на экране что-либо о такой глыбе как этот человек? Глубину проникновения его мысли в недра человеческой души оценить практически невозможно, об этом возможно догадываться на подсознательном и духовном уровне. А смаковать его страсти и пороки! Господа помилосердствуйте! По сравнению с современными творческими людьми и нами простыми смертными его похождения кажутся просто целомудренными. И учтите самое главное - он искренне раскаивался в содеянном, примирился с Богом и я уверен концовку жизни провёл как истинно православный христианин. Жаль, что в фильме очень поверхностно показана его Православность. Ведь по-сути это то, что сделало его воистинну великим, а может и величайшим писателем России. А господину Хотиненко спасибо и очередной респект от Винницких поклонников Фёдора Михайловича за очень вкусную попытку заставить народонаселение России и Украины шевелить мозгами и душами. С уважением, доктор Андрей.

+79167283638 Info@kinomania.ru
vorvorvor@mail.ru

Смотрела фильм, затаив дыхание. С первых же минут веришь всему. Миронов, как всегда, на высоте. В первый раз когда услышала, что он будет Достоевского играть, побоялась, что не выйдет, типаж не тот. Но тут такое перевоплощение! Я именно так чувствую Федора Михайловича, спасибо большое за такой замечательный фильм! А детали не в счет, думаю, Достоевксий бы с этим согласился. Сам дух Достоевского и его эпохи передан верно.


Смотрела фильм, затаив дыхание. С первых же минут веришь всему. Миронов, как всегда, на высоте. В первый раз когда услышала, что он будет Достоевского играть, побоялась, что не выйдет, типаж не тот. Но тут такое перевоплощение! Я именно так чувствую Федора Михайловича, спасибо большое за такой замечательный фильм! А детали не в счет, думаю, Достоевксий бы с этим согласился. Сам дух Достоевского и его эпохи передан верно.

+79167283638 Info@kinomania.ru
Светлана

Достоевский -любимый писатель.Рада, что снят фильм о нем. Для тех, кто не читал его биографию- отличное средство узнать о жизни писателя. Однако! Фильм "Идиот" поразил до глубины души. Смотрела "Идиота" 10 раз с замиранием сердца. Этот фильм по второму кругу смотреть бы не стала.Хотя ждала каждую серию с нетерпением. На мой взгляд, многие сцены неуместны. В своих произведениях Достоевский не писал ТАК, как написали фильм о нем. Я считаю, какой бы он ни был порочный человек, оттого, что ж все же-гений, надо было фильм снять сообразно в атмосфере его произведений. То есть события событиями из его жизни, но в духе того ощущения, какие бывают от прочтения его творений. Чтобы от фильма тот же "вкус", что и после прочтения книг. Ведь дух его книг и показывает дух самого писателя. Миронов гениально сыграл Мышкина. Но до Достоевского ему не хватило. Может никто другой лучше и никогда не сыграл бы. Но - все равно что-то не то. Хаматова справилась со своей ролью на 100 %. Умничка! Остальные женщины- слабовато сыграли! Певцов- молодец! Вообще энергетика актеров(исключаю Миронова, Хаматову,Певцова) и их передача всего пафоса- слабовата.


Достоевский -любимый писатель.Рада, что снят фильм о нем. Для тех, кто не читал его биографию- отличное средство узнать о жизни писателя. Однако! Фильм "Идиот" поразил до глубины души. Смотрела "Идиота" 10 раз с замиранием сердца. Этот фильм по второму кругу смотреть бы не стала.Хотя ждала каждую серию с нетерпением. На мой взгляд, многие сцены неуместны. В своих произведениях Достоевский не писал ТАК, как написали фильм о нем. Я считаю, какой бы он ни был порочный человек, оттого, что ж все же-гений, надо было фильм снять сообразно в атмосфере его произведений. То есть события событиями из его жизни, но в духе того ощущения, какие бывают от прочтения его творений. Чтобы от фильма тот же "вкус", что и после прочтения книг. Ведь дух его книг и показывает дух самого писателя. Миронов гениально сыграл Мышкина. Но до Достоевского ему не хватило. Может никто другой лучше и никогда не сыграл бы. Но - все равно что-то не то. Хаматова справилась со своей ролью на 100 %. Умничка! Остальные женщины- слабовато сыграли! Певцов- молодец! Вообще энергетика актеров(исключаю Миронова, Хаматову,Певцова) и их передача всего пафоса- слабовата.

+79167283638 Info@kinomania.ru

Всегда смеялся над мыльными сериалами. - Их явная цель, на мой взгляд-опустить планку потребительского спроса: только в этом случае можно наладить конвейер поделок и заполнить

эфирное время. Фильм, если сравнивать со средним уровнем, - конечно же впечатляет.

Но при этом нужно просто забыть КТО ЭТО делал.

- Болезнь Михалкова:публика все равно впечатлится сравнением со стандарным потоком.

Вот я и сравниваю с;1) личностью Достоевского(хи-хи); 2)с предшествующими работами сценариста;

3)с сериалом "Институт благородных девиц" (там вроде нет сверх титулованных особ).

Впечаление - как от хоккеистов и футболистов: люди себя ценят на мировом уровне, а требования к себе скрупулёзно калибруют по среднему уровню рынка.


Всегда смеялся над мыльными сериалами. - Их явная цель, на мой взгляд-опустить планку потребительского спроса: только в этом случае можно наладить конвейер поделок и заполнить

эфирное время. Фильм, если сравнивать со средним уровнем, - конечно же впечатляет.

Но при этом нужно просто забыть КТО ЭТО делал.

- Болезнь Михалкова:публика все равно впечатлится сравнением со стандарным потоком.

Вот я и сравниваю с;1) личностью Достоевского(хи-хи); 2)с предшествующими работами сценариста;

3)с сериалом "Институт благородных девиц" (там вроде нет сверх титулованных особ).

Впечаление - как от хоккеистов и футболистов: люди себя ценят на мировом уровне, а требования к себе скрупулёзно калибруют по среднему уровню рынка.

+79167283638 Info@kinomania.ru
Антонина

Прочитав предыдущие комментарии, я соглашусь с тем, что не хорошо было одевать мешок, если он не был одет в действительности. Лично мне сам фильм помог понять первую жену и ее сына, из чтения биографии ее образ был скорее отрицательным, а по-фильму ее все же жалко, и требования пасынка легче оправдать, мать пожертвовала своим счастьем ради него, Достоевский его должник... Хорошо передана болезненная страсть к рулетке. Сам образ главного героя, или там эротические сцены - пусть будут на усмотрение режиссера, все-таки фильм художественный. Но для меня был минус в другом. Каторга прежде всего шокировала непреодолимой классовой разницей, было понятно, что прежние идеалы были неверны! По-фильму же передан только ужас заключения. В угоду времени, можно было бы отразить его дружбу с мусульманами на каторге, с казахом в Семипалатинске, чтение Корана, где уж тут национализм? Из воспоминаний второй жены их первая встреча была неприятной. О детях же Достоевский мечтал, и сам чуть не умер вместе с Сонечкой. Однажды во время схваток жены его схватил припадок и никто даже не мог позвать на помощь. В фильме ничего этого не передано, хотя мне кажется это не менее тяжелые страдания героев. Его гипнотическая манера ораторствовать, выступление о Пушкине, поразившее публику, как финальная сцена парфюмера, не упомянута... Видимо каждый подчеркивает для себя разные факты из жизни и их степень важности


Прочитав предыдущие комментарии, я соглашусь с тем, что не хорошо было одевать мешок, если он не был одет в действительности. Лично мне сам фильм помог понять первую жену и ее сына, из чтения биографии ее образ был скорее отрицательным, а по-фильму ее все же жалко, и требования пасынка легче оправдать, мать пожертвовала своим счастьем ради него, Достоевский его должник... Хорошо передана болезненная страсть к рулетке. Сам образ главного героя, или там эротические сцены - пусть будут на усмотрение режиссера, все-таки фильм художественный. Но для меня был минус в другом. Каторга прежде всего шокировала непреодолимой классовой разницей, было понятно, что прежние идеалы были неверны! По-фильму же передан только ужас заключения. В угоду времени, можно было бы отразить его дружбу с мусульманами на каторге, с казахом в Семипалатинске, чтение Корана, где уж тут национализм? Из воспоминаний второй жены их первая встреча была неприятной. О детях же Достоевский мечтал, и сам чуть не умер вместе с Сонечкой. Однажды во время схваток жены его схватил припадок и никто даже не мог позвать на помощь. В фильме ничего этого не передано, хотя мне кажется это не менее тяжелые страдания героев. Его гипнотическая манера ораторствовать, выступление о Пушкине, поразившее публику, как финальная сцена парфюмера, не упомянута... Видимо каждый подчеркивает для себя разные факты из жизни и их степень важности

+79167283638 Info@kinomania.ru
Андрюха

Сериал о достоевском меня приятно удивил! герой похож изумительно, особено когда в казино он ставит монетку на двадцать шесть и в порыве: нет, на двадцать три! до чего может опуститься человек когда проигрывает все! не понравился сценарий- много разврата. припадки сыграны божественно, браво!


Сериал о достоевском меня приятно удивил! герой похож изумительно, особено когда в казино он ставит монетку на двадцать шесть и в порыве: нет, на двадцать три! до чего может опуститься человек когда проигрывает все! не понравился сценарий- много разврата. припадки сыграны божественно, браво!

+79167283638 Info@kinomania.ru
Рина

Достоевскому, конечно, не навредили, кишка тонка, а вот читателей у Федора Михайловича поубавится, а жаль. Думаю, что хороший режиссер мог бы снять достойный фильм. Многое можно простить, но режиссура должна быть. Ассоциации, намеки, подтекст - это к сценаристу. Сценарий не выдерживает никакой критики. Да и грим странный. Какая-то карикатура на великого писателя. Мне очень страшно становится, когда Миронова называют богом, гением и величайшим русским актером.


Достоевскому, конечно, не навредили, кишка тонка, а вот читателей у Федора Михайловича поубавится, а жаль. Думаю, что хороший режиссер мог бы снять достойный фильм. Многое можно простить, но режиссура должна быть. Ассоциации, намеки, подтекст - это к сценаристу. Сценарий не выдерживает никакой критики. Да и грим странный. Какая-то карикатура на великого писателя. Мне очень страшно становится, когда Миронова называют богом, гением и величайшим русским актером.

+79167283638 Info@kinomania.ru
Суворов Дмитрий В

Суворов Дмитрий Владимирович, кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова

"СЕ ЧЕЛОВЕК!" (о сериале "Достоевский")

Свершилось. Произошло событие, которого так ждали все те, кому небез-различны ценности отечественной культуры. На телеканале "Россия" состоялся показ сериала "Достоевский" (режиссёр – Владимир Хотиненко).

Это – настоящее событие в культурной жизни. И не только потому, что речь идёт о кинематографической "реинкарнации" биографии одного из величайших писателей планеты, чьё имя стало одним из главных символов России во всём мире. Но и потому, что задача, стоявшая перед авторами ленты, была архисложной (забегая вперёд, можно сказать: создатели фильма с ней справились успешно). Причём сложность эта – двоякая.

Во-первых, невероятно трудное дело – пытаться передать языком кино сам процесс творчества (и вообще любые процессы, лежащие в области духа). А ведь именно они и составляют главное содержание жизни творца! Используя понятия философии экзистенциализма (одним из основоположников которой как раз и был Достоевский), есть существование подлинное и неподлинное. И подлинным существованием для любого деятеля культуры является исключительно и единственно творчество (об этом – знаменитое стихотворение Пушкина "Когда не требует поэта к священной жертве Аполлон"). Попытки же передать ВНУТРЕННЮЮ творческую жизнь ВНЕШНИМИ средствами чаще всего оборачиваются откровенной шаржированностью (как, например, в советских фильмах про композиторов, типа лент "Мусоргский" или "Рим-ский-Корсаков"). Удачи здесь крайне редки: можно вспомнить только фильм И. Таланкина "Чайковский" или великолепную зарубежную ленту "Девушка с жемчужной серёжкой" (о жизни великого голландского художника Яна Вермеера Дельфтского).

Во-вторых… В психологии известен так называемый закон Роджерса. Со-гласно последнему, у "нормального" человека все сектора личности должны быть в равновеликом положении относительно друг друга, и увеличиваться любой сектор может только за счёт других. Переводя на общепонятный язык, талант или гений по определению не может быть "нормальным" в общепринятом смысле – поскольку отдельные личностные сектора у них обязательно разукрупнены. Почти по известной поговорке: гений – немножко шизик… Именно поэтому биографии большинства корифеев культуры сложны, экстравагантны, подчас изломанны. Работать в кинороманах на основе исключительно биографического материала (как чаще всего и происходит) – значит, почти наверняка получить результат, неадекватный замыслу: у неподготов-ленного зрителя может создаться впечатление, что им показывают каких-то в высшей степени малоприятных субъектов… Известные примеры – зарубежные ленты "Коко Шанель и Игорь Стравинский" (об интимных отношениях двух звёзд искусства ХХ века) или "Полное затмение" (о гомосексуальной связи великих французских поэтов Артюра Рембо и Поля Верлена): остаётся привкус скандальности, и только…

Создатели фильма в целом весьма успешно обошли эти "подводные камни" – и результат получился впечатляющим. В первую очередь, естественно, это идёт от исполнителя главной роли (фильм о Достоевском – это, по определению, немного монодрама): Евгений Миронов здесь вырастает до артиста грандиозного масштаба, как будто специально созданного для русской классики. Прослеживается явственная линия от более раннего сериала "Идиот", где актёр воплотил образ князя Мышкина…

Оригинально авторы сериала решили задачу воплощения на экране творческого мира своего героя. Внешне, казалось бы, эта задача и не ставится: сценарий завязан на биографических коллизиях жизни писателя (благо, их было более чем предостаточно!). Достоевский у Хотиненко и Миронова – это персонаж, о котором можно сказать евангельскими словами: "Се человек!". То есть – личность, которой "не чуждо всё земное"; индивид, разрываемый самыми разрушительными страстями, бросающийся из одной крайности в другую, обуреваемый тёмными наклонностями (чего стоит только одна болезненная, почти наркоманская страсть к рулетке!). К нему подходят слова самого Достоевского: "Широк русский человек, сузить бы не мешало"…

Но тут-то и начинается художественное волшебство фильма. Суть в том, что, как известно, особенностью творческого метода Достоевского было проникновение в самые страшные бездны иррационального в человеке. Писатель препарировал творческим скальпелем человеческие души – и заглядывал в такие бездны, куда не отваживался заглянуть ни один его современник (за исключением, пожалуй, Ф. Ницше). Существовала даже точка зрения, что писатель описывает социально-психологические патологии (так считал, например, В. Набоков). Однако священник и философ о. Александр Мень, отвечая критикам Достоевского, писал: "Если бы Достоевский описывал исключительно патологических типов, он был бы интересен только психиатрам; но в том-то и дело, что в каждом из нас сидят лебядкины, голядкины, смердяковы". И здесь жизнь творца становится Методом: писатель потому и смог творить со столь беспощадной диагностичностью (психологической, социальной и даже политической), потому что сам был не чужд той бездне, которую открыл для читателя – его самого терзали те же демоны ("славянский демонизм", по выражению австрийского писателя Стефана Цвейга, автора великолепного эссе о Достоевском). Об этом же – и кинематографический разговор с Тургеневым: последний вопрошает – "А кто из Ваших героев Вам ближе, не Свидригайлов ли?". И герой Миронова, мучительно изживая в себе "Свидригайлова", обретает не только себя, но и свой художественный способ познания мира.

Окружающий героя мир подан почти пунктирно: это классический для экзистенциализма "объективированный" мир, равнодушный или даже враждебный к человеку. Критика уже успела обвинить фильм во "фрагментарности" и даже "хаотичности" показа материала (хотя, может быть, "хаотичность" и есть наиболее адекватный образ мира Достоевского?). Фрагментарно и культурное окружение главного героя, но в конечном итоге получается выразительная мозаика: художник Перов, Некрасов, Тургенев. Встреча с последним в фильме – почти гротескна (в реальности оба корифея отечественной словесности относились друг к другу, мягко говоря, сложно)…

Выделены в сериале обе супруги писателя, в исполнении Чулпан Хаматовой и Аллы Югановой. Образ последней (вторая жена писателя Анна Сниткина) особенно значителен – в свете того, какую роль сыграла эта женщине в судьбе Фёдора Михайловича. Безумно трудно – любить гения; тем более такого, как Достоевский. Для Анны Сниткиной её любовь становится Подвигом в христианском смысле слова: любить своего избранника физически ( у них было четверо детей, из которых двое умерли) и духовно, прощать ему все его грехи и страсти, стоически переносить нужду, вести его дела, быть его секретарём и делопроизводителем… Как у протопопа Аввакума: "Долго ли нам ещё так брести? – До самой могилы, попадья". Всё приняла на свои плечи эта незаурядная женщина (между прочим, первая филателистка России!), и её "скорбный труд" уже неотделим от "скорбного труда" самого Достоевского…

Некоторые "острые углы" в фильме сглажены: опущены национализм и антисемитизм Достоевского, его роковое увлечение панславизмом, его дву-смысленная дружба с Победоносцевым… Есть и некоторые моменты, кото-рые хочется скорректировать. Так, несколько смазано подана пушкинская речь Достоевского: между тем она стала кульминацией всей его жизни и сделала его кумиром. Она не сводилась к чтению "Пророка", а реакция публики – к одобрительным аплодисментам: Достоевский понимал Пушкина как проявление культурной Вселенскости России, и призывал людей объединяться на основе культурно-этического Всеединства. И публика, по многочисленным свидетельствам, пережила в тот вечер настоящий катарсис, акт очищения… И ещё имело смысл показать кончину писателя: как говорил историк Н. Эйдельман, для художника смерть есть акт жизни. Достоевский, будучи страстным по жизни, умер кротко в христианском смысле ("Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"). И были ещё грандиозные похороны, всенародное прощание с писателем – после которых поэт Дмитрий Минаев написал:

Он выдержал каторгу даже в Сибири:

Но чтут его память в читающем мире.

И имя его, хоть кого не спроси,

Известно повсюду у нас на Руси.

Это имело смысл показать и озвучить… Но, даже при всём сказанном, можно смело утверждать: фильм состоялся как крупное явление в современной духовной и художественной культуре страны.


Суворов Дмитрий Владимирович, кандидат культурологии, лауреат премии им. П. П. Бажова

"СЕ ЧЕЛОВЕК!" (о сериале "Достоевский")

Свершилось. Произошло событие, которого так ждали все те, кому небез-различны ценности отечественной культуры. На телеканале "Россия" состоялся показ сериала "Достоевский" (режиссёр – Владимир Хотиненко).

Это – настоящее событие в культурной жизни. И не только потому, что речь идёт о кинематографической "реинкарнации" биографии одного из величайших писателей планеты, чьё имя стало одним из главных символов России во всём мире. Но и потому, что задача, стоявшая перед авторами ленты, была архисложной (забегая вперёд, можно сказать: создатели фильма с ней справились успешно). Причём сложность эта – двоякая.

Во-первых, невероятно трудное дело – пытаться передать языком кино сам процесс творчества (и вообще любые процессы, лежащие в области духа). А ведь именно они и составляют главное содержание жизни творца! Используя понятия философии экзистенциализма (одним из основоположников которой как раз и был Достоевский), есть существование подлинное и неподлинное. И подлинным существованием для любого деятеля культуры является исключительно и единственно творчество (об этом – знаменитое стихотворение Пушкина "Когда не требует поэта к священной жертве Аполлон"). Попытки же передать ВНУТРЕННЮЮ творческую жизнь ВНЕШНИМИ средствами чаще всего оборачиваются откровенной шаржированностью (как, например, в советских фильмах про композиторов, типа лент "Мусоргский" или "Рим-ский-Корсаков"). Удачи здесь крайне редки: можно вспомнить только фильм И. Таланкина "Чайковский" или великолепную зарубежную ленту "Девушка с жемчужной серёжкой" (о жизни великого голландского художника Яна Вермеера Дельфтского).

Во-вторых… В психологии известен так называемый закон Роджерса. Со-гласно последнему, у "нормального" человека все сектора личности должны быть в равновеликом положении относительно друг друга, и увеличиваться любой сектор может только за счёт других. Переводя на общепонятный язык, талант или гений по определению не может быть "нормальным" в общепринятом смысле – поскольку отдельные личностные сектора у них обязательно разукрупнены. Почти по известной поговорке: гений – немножко шизик… Именно поэтому биографии большинства корифеев культуры сложны, экстравагантны, подчас изломанны. Работать в кинороманах на основе исключительно биографического материала (как чаще всего и происходит) – значит, почти наверняка получить результат, неадекватный замыслу: у неподготов-ленного зрителя может создаться впечатление, что им показывают каких-то в высшей степени малоприятных субъектов… Известные примеры – зарубежные ленты "Коко Шанель и Игорь Стравинский" (об интимных отношениях двух звёзд искусства ХХ века) или "Полное затмение" (о гомосексуальной связи великих французских поэтов Артюра Рембо и Поля Верлена): остаётся привкус скандальности, и только…

Создатели фильма в целом весьма успешно обошли эти "подводные камни" – и результат получился впечатляющим. В первую очередь, естественно, это идёт от исполнителя главной роли (фильм о Достоевском – это, по определению, немного монодрама): Евгений Миронов здесь вырастает до артиста грандиозного масштаба, как будто специально созданного для русской классики. Прослеживается явственная линия от более раннего сериала "Идиот", где актёр воплотил образ князя Мышкина…

Оригинально авторы сериала решили задачу воплощения на экране творческого мира своего героя. Внешне, казалось бы, эта задача и не ставится: сценарий завязан на биографических коллизиях жизни писателя (благо, их было более чем предостаточно!). Достоевский у Хотиненко и Миронова – это персонаж, о котором можно сказать евангельскими словами: "Се человек!". То есть – личность, которой "не чуждо всё земное"; индивид, разрываемый самыми разрушительными страстями, бросающийся из одной крайности в другую, обуреваемый тёмными наклонностями (чего стоит только одна болезненная, почти наркоманская страсть к рулетке!). К нему подходят слова самого Достоевского: "Широк русский человек, сузить бы не мешало"…

Но тут-то и начинается художественное волшебство фильма. Суть в том, что, как известно, особенностью творческого метода Достоевского было проникновение в самые страшные бездны иррационального в человеке. Писатель препарировал творческим скальпелем человеческие души – и заглядывал в такие бездны, куда не отваживался заглянуть ни один его современник (за исключением, пожалуй, Ф. Ницше). Существовала даже точка зрения, что писатель описывает социально-психологические патологии (так считал, например, В. Набоков). Однако священник и философ о. Александр Мень, отвечая критикам Достоевского, писал: "Если бы Достоевский описывал исключительно патологических типов, он был бы интересен только психиатрам; но в том-то и дело, что в каждом из нас сидят лебядкины, голядкины, смердяковы". И здесь жизнь творца становится Методом: писатель потому и смог творить со столь беспощадной диагностичностью (психологической, социальной и даже политической), потому что сам был не чужд той бездне, которую открыл для читателя – его самого терзали те же демоны ("славянский демонизм", по выражению австрийского писателя Стефана Цвейга, автора великолепного эссе о Достоевском). Об этом же – и кинематографический разговор с Тургеневым: последний вопрошает – "А кто из Ваших героев Вам ближе, не Свидригайлов ли?". И герой Миронова, мучительно изживая в себе "Свидригайлова", обретает не только себя, но и свой художественный способ познания мира.

Окружающий героя мир подан почти пунктирно: это классический для экзистенциализма "объективированный" мир, равнодушный или даже враждебный к человеку. Критика уже успела обвинить фильм во "фрагментарности" и даже "хаотичности" показа материала (хотя, может быть, "хаотичность" и есть наиболее адекватный образ мира Достоевского?). Фрагментарно и культурное окружение главного героя, но в конечном итоге получается выразительная мозаика: художник Перов, Некрасов, Тургенев. Встреча с последним в фильме – почти гротескна (в реальности оба корифея отечественной словесности относились друг к другу, мягко говоря, сложно)…

Выделены в сериале обе супруги писателя, в исполнении Чулпан Хаматовой и Аллы Югановой. Образ последней (вторая жена писателя Анна Сниткина) особенно значителен – в свете того, какую роль сыграла эта женщине в судьбе Фёдора Михайловича. Безумно трудно – любить гения; тем более такого, как Достоевский. Для Анны Сниткиной её любовь становится Подвигом в христианском смысле слова: любить своего избранника физически ( у них было четверо детей, из которых двое умерли) и духовно, прощать ему все его грехи и страсти, стоически переносить нужду, вести его дела, быть его секретарём и делопроизводителем… Как у протопопа Аввакума: "Долго ли нам ещё так брести? – До самой могилы, попадья". Всё приняла на свои плечи эта незаурядная женщина (между прочим, первая филателистка России!), и её "скорбный труд" уже неотделим от "скорбного труда" самого Достоевского…

Некоторые "острые углы" в фильме сглажены: опущены национализм и антисемитизм Достоевского, его роковое увлечение панславизмом, его дву-смысленная дружба с Победоносцевым… Есть и некоторые моменты, кото-рые хочется скорректировать. Так, несколько смазано подана пушкинская речь Достоевского: между тем она стала кульминацией всей его жизни и сделала его кумиром. Она не сводилась к чтению "Пророка", а реакция публики – к одобрительным аплодисментам: Достоевский понимал Пушкина как проявление культурной Вселенскости России, и призывал людей объединяться на основе культурно-этического Всеединства. И публика, по многочисленным свидетельствам, пережила в тот вечер настоящий катарсис, акт очищения… И ещё имело смысл показать кончину писателя: как говорил историк Н. Эйдельман, для художника смерть есть акт жизни. Достоевский, будучи страстным по жизни, умер кротко в христианском смысле ("Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"). И были ещё грандиозные похороны, всенародное прощание с писателем – после которых поэт Дмитрий Минаев написал:

Он выдержал каторгу даже в Сибири:

Но чтут его память в читающем мире.

И имя его, хоть кого не спроси,

Известно повсюду у нас на Руси.

Это имело смысл показать и озвучить… Но, даже при всём сказанном, можно смело утверждать: фильм состоялся как крупное явление в современной духовной и художественной культуре страны.

+79167283638 Info@kinomania.ru
Серж

И Хотиненко и Миронов просто огромные молодцы, что вообще взялись за эту работу. На фоне всей остальной шняги идущей по ящику, этот сериал, как глоток свежего воздуха. А то, что образ Достоевского, созданный артистом, не совпадает с образом сложившимся у многих зрителей, в этом нет ничего криминального. Обычная история. Очень надеюсь, что нас ещё порадуют интересными фильмами без полиционеров и олигархов. Всем создателям сериала - огромное спасибо!


И Хотиненко и Миронов просто огромные молодцы, что вообще взялись за эту работу. На фоне всей остальной шняги идущей по ящику, этот сериал, как глоток свежего воздуха. А то, что образ Достоевского, созданный артистом, не совпадает с образом сложившимся у многих зрителей, в этом нет ничего криминального. Обычная история. Очень надеюсь, что нас ещё порадуют интересными фильмами без полиционеров и олигархов. Всем создателям сериала - огромное спасибо!

+79167283638 Info@kinomania.ru
dvp

Однако поразительные люди бывают!

Некоторые знают как понять Достоевского. Единственно верным способом, видимо. Некоторые знают как всё было устроено в прошлом, как говорили, чуть ли не определяют какая погода была в какой-то из тех дней.

Так что же стоит этим людям понять современных режиссера или актера, понять условия современной жизни и работы. Вообще раз плюнуть должно быть! А не понимают! Или не хотят? Другого хотят от жизни... Не того, что им фильм даёт. Ну так это же не фильма проблема.

Фильм отличный. Миронов отличный.


Однако поразительные люди бывают!

Некоторые знают как понять Достоевского. Единственно верным способом, видимо. Некоторые знают как всё было устроено в прошлом, как говорили, чуть ли не определяют какая погода была в какой-то из тех дней.

Так что же стоит этим людям понять современных режиссера или актера, понять условия современной жизни и работы. Вообще раз плюнуть должно быть! А не понимают! Или не хотят? Другого хотят от жизни... Не того, что им фильм даёт. Ну так это же не фильма проблема.

Фильм отличный. Миронов отличный.

+79167283638 Info@kinomania.ru
oleg

Смог посмотреть 10 минут - затошнило. Выключил когда увидел сцену происходящую в 1870 году на берегу реки где Достоевский деланно приставляя ладонь ко лбу ищет на берегу реки корову. К нему подходит герой Олешко (ой а у вас ус отклеилс) - и говорит Достоевскому человеческим голосом "я у вас хотел взять ИНТЕРВЬЮ"... всё


Смог посмотреть 10 минут - затошнило. Выключил когда увидел сцену происходящую в 1870 году на берегу реки где Достоевский деланно приставляя ладонь ко лбу ищет на берегу реки корову. К нему подходит герой Олешко (ой а у вас ус отклеилс) - и говорит Достоевскому человеческим голосом "я у вас хотел взять ИНТЕРВЬЮ"... всё

+79167283638 Info@kinomania.ru
Дмитрий

Создается впечатление, что Е.Миронов продолжает играть князя Мышкина. Бесспорно, эту роль он сыграл гениально, как и то, что роман "Идиот" имеет некий автобиографический оттенок, но великий русский писатель - это не точная копия Мышкина. Мое мнение, что актер не доработал образ персонажа Достоевского в этом телефильме. С первых минут просмотра можно подумать, что это второй сезон "Идиота". В остальном - сериал достойный.


Создается впечатление, что Е.Миронов продолжает играть князя Мышкина. Бесспорно, эту роль он сыграл гениально, как и то, что роман "Идиот" имеет некий автобиографический оттенок, но великий русский писатель - это не точная копия Мышкина. Мое мнение, что актер не доработал образ персонажа Достоевского в этом телефильме. С первых минут просмотра можно подумать, что это второй сезон "Идиота". В остальном - сериал достойный.

+79167283638 Info@kinomania.ru
марина

Очень разочаровал, сколько ляпов! Миронов (или режиссер)совсем не понял Достоевского.

При всей сложности натуры он был обаятельным человеком. А что мы видим?

Достоевский всегда деликатно описывал любовные сцены, никакой грязи.

Господин Хотиненко сидел под кроватью Достоевского и Сусловой? Все письма Достоевского она сожгла.

Создатели сериала должны были знать, что Достоевский был во второй тройке, мешок ему на голову не наднвали, погода была в этот день прекрасная,солнечная и т.д. Временные несоотвнтствия встречи с Сусловой и Розановым, появлением ркпродукции с картины Рафаэли и т.д.

Слава богу, что Достоевский никогда этого не увидит.


Очень разочаровал, сколько ляпов! Миронов (или режиссер)совсем не понял Достоевского.

При всей сложности натуры он был обаятельным человеком. А что мы видим?

Достоевский всегда деликатно описывал любовные сцены, никакой грязи.

Господин Хотиненко сидел под кроватью Достоевского и Сусловой? Все письма Достоевского она сожгла.

Создатели сериала должны были знать, что Достоевский был во второй тройке, мешок ему на голову не наднвали, погода была в этот день прекрасная,солнечная и т.д. Временные несоотвнтствия встречи с Сусловой и Розановым, появлением ркпродукции с картины Рафаэли и т.д.

Слава богу, что Достоевский никогда этого не увидит.

+79167283638 Info@kinomania.ru
Лекса

Фильм потрясающий! Хотиненко постарался, актеры играют хорошо. . Миронов так вжился в роль.Это говорит о его профессионализме! Фильм не только интересный, но и познавательный. Я многое узнала нового о Достоевском. Несколько раз меняла свое мнение о нем. И все же он был подлецом! Хоть и гениальным писателем.

Больше бы таких фильмов!


Фильм потрясающий! Хотиненко постарался, актеры играют хорошо. . Миронов так вжился в роль.Это говорит о его профессионализме! Фильм не только интересный, но и познавательный. Я многое узнала нового о Достоевском. Несколько раз меняла свое мнение о нем. И все же он был подлецом! Хоть и гениальным писателем.

Больше бы таких фильмов!

+79167283638 Info@kinomania.ru
Ирина

ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ создателям этого фильма! Евг. Миронов - просто бог, думала: нельзя сыграть лучше, чем в "Идиоте"... оказалось - можно. порой невозможно выдержать его внутренней жизни и борьбы, отражающихся на лице. хочется отвести взгляд, чтобы снизить накал чувств. но и пропустить жаль даже одной секунды. и все актёры очень хороши - известные и нет, - каждый просто проживает своего героя и столько даёт нам, зрителям, что нельзя ещё раз не сказать: великое спасибо!


ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ создателям этого фильма! Евг. Миронов - просто бог, думала: нельзя сыграть лучше, чем в "Идиоте"... оказалось - можно. порой невозможно выдержать его внутренней жизни и борьбы, отражающихся на лице. хочется отвести взгляд, чтобы снизить накал чувств. но и пропустить жаль даже одной секунды. и все актёры очень хороши - известные и нет, - каждый просто проживает своего героя и столько даёт нам, зрителям, что нельзя ещё раз не сказать: великое спасибо!

+79167283638 Info@kinomania.ru
Сергей

Начал, смотреть сериал и с первых минут лично меня он разочаровал. Разве исполнения приговора суда приводили на дворцовой площади в Гатчине? Не ужели в Санкт Петербурге уже не остались те исторические места, где в действительности это происходило, да и разве можно представить чтобы перед царской загородной резиденцией в 40 верстах от Петропавловской крепости, приводили в исполнение приговор суда. Мосфильмовский реквизит он прекрасен, но по моему даже не вооруженным глазом видно, что улицы не естественны :) конечно Потемкинские деревни дешевле и красивее.

Образ Достоевского мне кажется Миронову просто не удался. Это не просто герой очередного романа, это глыба, а успевать руководить театром и тут же успевать играть Достоевского это просто даже не серьезно. Женя хороший мажорный мальчик, а не Ф.М.Достоевский, как говорил один герой, очень старой сатиры "романтизму маловато" так и тут "драматизма нет вообще!"


Начал, смотреть сериал и с первых минут лично меня он разочаровал. Разве исполнения приговора суда приводили на дворцовой площади в Гатчине? Не ужели в Санкт Петербурге уже не остались те исторические места, где в действительности это происходило, да и разве можно представить чтобы перед царской загородной резиденцией в 40 верстах от Петропавловской крепости, приводили в исполнение приговор суда. Мосфильмовский реквизит он прекрасен, но по моему даже не вооруженным глазом видно, что улицы не естественны :) конечно Потемкинские деревни дешевле и красивее.

Образ Достоевского мне кажется Миронову просто не удался. Это не просто герой очередного романа, это глыба, а успевать руководить театром и тут же успевать играть Достоевского это просто даже не серьезно. Женя хороший мажорный мальчик, а не Ф.М.Достоевский, как говорил один герой, очень старой сатиры "романтизму маловато" так и тут "драматизма нет вообще!"

+79167283638 Info@kinomania.ru

ОТПРАВИТЬ РЕЦЕНЗИЮ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер
Kinomania.ru
Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.