В ходе выполнения очередного задания отряд во главе с Итаном Хантом (Том Круз) выясняет, что над миром нависла глобальная угроза. Разработанный в качестве кибероружия искусственный интеллект обрел самосознание и вышел из-под контроля, угрожая вызвать хаос в международной цифровой инфраструктуре. Единственный способ остановить его — использовать таинственный ключ, разделенный на два фрагмента, за каждым из которых уже охотятся шпионы всех мастей. Решив во что бы то ни стало уничтожить обезумевший ИИ, Хант и его команда отправляются на очередную невыполнимую миссию, зная, что на этот раз против них будут играть не только агенты враждебных разведок, но и его собственное начальство.
Очередной фильм франшизы — не только самый длинный (хронометраж почти трехчасовой) и самый дорогой (бюджет почти $300 миллионов), но и самый многострадальный. Съемки шли в разгар пандемии, из-за чего дата премьеры неоднократно сдвигалась, а когда релиз наконец состоялся, «Миссии» пришлось конкурировать с «Барби» и «Оппенгеймером», так что кассовые сборы оказались намного ниже ожидаемых. Но, вопреки всем сложностям, выглядит седьмая часть превосходно: это гигантский, громкий блокбастер старой школы, захватывающий с первых сцен.
Для начала, в фильме отлично выдержан темп. За счет грамотно выстроенного сценария «Смертельная расплата» смотрится пусть не на одном дыхании, но с нарастающим интересом. При этом здесь нет какой-то многослойной интриги (а единственная серьезная загадка — в том, что же именно открывает искомый ключ), вместо сложных психологических игр и саспенса ставка сделана на разнообразный экшен. Сюжет бросает героев из арабских пустынь и элегантного аэропорта Абу-Даби на улицы Рима и каналы Венеции, а финальное сражение происходит в знаменитом «Восточном экспрессе».
И в каждой локации разворачивается как минимум одна роскошная экшен-сцена. Операция по перехвату фрагмента ключа в аэропорту сопровождается деактивацией атомной бомбы, а лихие автогонки по римским переулкам переходят в ожесточенную драку на крыше поезда, пока внутри вагонов идет хитроумная сделка с участием американской разведки, международных торговцев оружием, команды Ханта и агентов ИИ. Более всего впечатляет в «Смертельной расплате» то, что головокружительные трюки проделаны вживую, с минимальным применением CGI и хромакея. На фоне откровенно нарисованных пейзажей в других недавних блокбастерах — вроде пятого «Индианы Джонса» — такой подход выглядит особенно эффектным. Кристофер Маккуорри расходует каждый доллар раздутого бюджета с бережностью профессионала. Автомобили смачно бьются друг о друга, мосты оглушительно взрываются, роскошные вагоны с грохотом летят в пропасть — и ощущение реальности происходящего не покидает ни на минуту.
Но помимо грандиозных разрушений, в «Смертельной расплате» хватает и другого экшена. Том Круз проделывает чудеса акробатики, прыгая на мотоцикле с утеса в австрийских Альпах и десантируясь затем на крышу того самого экспресса с парашютом, а Ребекка Фергюсон ожесточенно фехтует и отстреливается в песчаной буре. Разумеется, без привычных для франшизы гаджетов не обошлось. Помимо активно используемых «ложных лиц», показывают также очки дополненной реальности, на применении которых построена погоня за владельцем ключа в Абу-Даби. Особо хочется отметить кульминационную схватку героев Круза и Эсая Моралеса: вся эта сцена оформлена как расширенная версия финала самой первой «Миссии». Визуальных и сюжетных отсылок здесь вообще предостаточно. Многие сцены сняты с характерными для Де Пальмы голландскими углами, в кадре мелькает Киттеридж (Генри Черни), выдавший задание Ханту в первом фильме, а знакомая по шестой части Белая Вдова (Ванесса Кирби) вновь одна из главных героинь.
Правда, в погоне за динамизмом седьмая «Миссия» окончательно потеряла остатки глубины. Если постановка боевых сцен, погонь и взрывов выполнена блестяще, то проработка сюжетных деталей оставляет желать лучшего. В первую очередь это касается мотивации главного злодея: никто толком не поясняет, чего же хочет могущественный ИИ, вырвавшись на просторы цифрового мира. Удивляет и вопиющая безалаберность спецов по хакингу в команде Ханта — ни Лютер (Винг Реймз) ни Бенджи (Саймон Пегг) не поднимают вопрос, как защитить свои коммуникации от вездесущего ИИ, способного манипулировать терабайтами данных в реальном времени. Какие-то меры предосторожности принимают лишь после того, как враг уже сорвал важнейшую операцию (и то не сразу).
К счастью, эти недостатки с лихвой компенсированы чередой стильно снятых катастроф, перестрелок и драк. «Смертельная расплата» достойно продолжает главную франшизу Тома Круза и ярчайшим образом демонстрирует, что главное в блокбастере — вовсе не количество потраченных денег, а способность режиссера превратить их в калейдоскоп зрелищных сцен. Кристоферу Маккуорри это в очередной раз удалось.
Молодец Том. Ждём завершения миссии. И надеюсь на дальнейшую перезагрузку.