Элемент-Сити — город, похожий на Нью-Йорк, в котором сосуществуют представители всех возможных природных стихий. В местном аналоге Бронкса счастливо живет Эмбер (Леа Льюис) — вспыльчивая дщерь иммигрантов далекого Края Огня. Пламенная девушка силится совладать со своим темпераментом, по заветам отца не доверяет чужеродным элементам и надеется однажды унаследовать семейную лавку. Но встреча со скромным и гиперэмоциональным водным пареньком Уэйдом (Мамуду Ати) полностью меняет ее жизнь и представления о будущем.
В жаровне Pixar синим пламенем горят благороднейшие из тем. Запретная любовь, которой не суждено сбыться не только из-за социальных предрассудков, но и по причине физической (если не сказать — видовой) несовместимости. Жертвоприношение собственных грез (и всей жизни) ради удовлетворения родительских представлений о светлом будущем. Тривиальное классовое неравенство, наконец: в Pixar его не раз поминали, но оно все еще здравствует и, глядишь, так и останется вечно актуальным. И все это — в анимационной картине, которая семь лет пропитывалась потом, кровью и реальными биографическими фактами постановщика Питера Сона, пока, наконец, не оказалась на больших экранах.
Если в ритуальный костер и пробрались угольки из прошлых картин (даже невнимательный зритель заметит элементы «Зверополиса» и «Головоломки») — ничего страшного: тем ярче пламя. Как ни странно, но у именитой студии обнаружились проблемы с розжигом.
Для высечения искры необходим труд, а в «Элементарно» о физических стараниях свидетельствует лишь качество анимации. Роль продуманной вселенной, построенной на взаимодействии столь непохожих элементов, выполняют несколько отсылок к реальному Нью-Йорку с обязательным контрастом между Бруклином/Бронксом и Манхэттеном. Вместо юмористических зарисовок, основанных на несовместимости воды и плазмы, — почерневшие от времени и кринжа каламбуры. Вместо ромкомовских тропов — сухой скрип сценарных росчерков, ведомый лишь прихотью скриптрайтера.
Огненная девушка и водяной парень, сливающиеся воедино, но не уничтожающие друг друга вопреки законам физики — это очень похоже на магию любви. Но волшебство не может возникать там, где его призывают для утилитарных целей, присваивают инвентарный номер и с кричащим рвением демонстрируют аудитории — дескать, вы же за этим и пришли?
После титров «Элементарно» демонстрируется фотография Сона Юн-така и Сон Хе-джа — папы и мамы постановщика, которые, как и родители Эмбер, приехали в заморские земли без гроша в кармане, лишь с мечтой и надеждой когда-нибудь назвать чужбину домом. Каким образом режиссер, творческая группа и диснеевские продюсеры ухитрились выкурить любые намеки на естественные человеческие чувства — загадка. Безэмоциональность «Элементарно» поражает и граничит с психопатологией. Даже самая роскошная анимация и самая душещипательная история детства бессильны перед сценарной ленью и отсутствием фантазии — так же, как огонь бессилен перед водой и отсутствием воздуха. Pixar достаточно долго удавалось поддерживать пламя анимационного конвейера, но, судя по сборам в родном прокате, теперь студии придется прекратить игры с огнем и вместо этого собирать камни.