1994 год. Ноа Диас (Энтони Рамос) живет в Бруклине и отчаянно пытается найти работу, чтобы оплатить лечение младшего брата Криса. Однако никто не торопится нанимать бывшего солдата с проблемным прошлым, и Ноа в отчаянии соглашается принять участие в авантюре с автоугоном. Так он узнает о существовании автоботов — роботов-трансформеров из космоса, застрявших на Земле. Знакомство вскоре оборачивается спасательной операцией: у Ноа, автоботов и примкнувшей к ним археологине Элене Уоллес (Доминик Фишбэк) есть всего несколько дней, чтобы отыскать и защитить ключ к пространственно-временной транспортации. Если его найдет агрессивная раса террорконов, то Земля, как и многие другие планеты Вселенной, станет пищей трансформера-полубога Юникрона.
Следуя проторенной колее, новая часть «Трансформеров» адаптирует историю в соответствии с выбранным временным периодом: «Бамблби» эксплуатировал тоску по солнечным 1980-м, а «Восхождение Звероботов» обращается к 1990-м с их hood movies. Под этой вывеской скрываются фильмы о тяжелой жизни афроамериканцев в проблемных районах, а наиболее известные вошли в название культовой пародии «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале»: «Авторитет», «Южный Централ», «Угроза для общества» и «Ребята с улицы».
«Восхождение Звероботов» торопливо, но лампово разворачивает кадры с урбанистическими пейзажами, залитыми треками Nas, Wu-Tang Clan и Notorious B.I.G. Внутри — простой, как клаксон, посыл: в Бруклине ты либо угоняешь тачки, либо сидишь голодный в окружении больного братика и надрывающейся на двойной смене матери. Хотя, если судить по познаниям Криса о Сонике и Боузере, в семье Диас водится одна, а то и две актуальных для 94-го домашних консоли. Разумеется, бруклинский вайб намеренно разбавляется тривиальными юморесками, чтобы «Звероботы» не заржавели от социальной драмы, и вскоре полностью выдувается экшном и панорамой южноамериканских красот.
«Трансформеры» Майкла Бэя никогда не обещали зрителю пищу для ума или закрученную драматургию, да и частенько грешили ура-патриотизмом, приземленными шутейками и скотским обращением с женскими персонажами (помнится, знакомство с героиней Меган Фокс начиналось с крупного плана ее затянутых в тугой деним ягодиц). Но экшен-сцены Бэй ставил на совесть: какого бы размаха идиотизм ни творился на экране, приходилось признавать, хотя бы самому себе и шепотом: этот идиотизм был увлекательным. С уходом режиссера в комфортное кресло с табличкой «Продюсер» ожившие игрушки Hasbro растеряли боевой задор и размашистые пиротехнические эффекты. В определенной мере эту судьбу разделили и «Звероботы», образующие нечто среднее между сиквелом «Бамблби», приквелом первых «Трансформеров» и самостоятельной картиной.
«Восхождение Звероботов» не тешится ложными амбициями относительно главного летнего блокбастера, но со своей функциональной задачей справляется по-машинному удовлетворительно. Индианаджонсовские приключения с посещением экзотических стран, осмотром достопримечательностей и уничтожением артефактов — выполнено. Зверушки и машинки, на ходу превращающиеся в огромных человекоподобных роботов — выполнено. Схватки с легионом мелких противников и исполинскими заклятыми врагами — выполнено. Умеренно симпатичные людишки с собственной драмой и влиянием на общий сюжет — выполнено. Глуповатые механические монологи, преисполненные архаичного и такого человеческого (слишком человеческого) пафоса — выполнено.
Да, не все гладко с CGI: лицевая анимация автоботов заставляет с ностальгией вспомнить кат-сцены из первого Tekken. Да, масштаба немного не довезли. Наконец, некоторым персонажам просто не нашлось места в конфликте огромных роботов: о способностях носорогоподобного Райнокса остается лишь догадываться, так как его суммарное экранное время в пылу битвы едва ли доходит до 2,5 секунд — что лишь добавляет максималу таинственного шарма. Однако, если не слишком углубляться в перуанские дебри, двухчасовую программу можно считать удачно откатанной: «Восхождение Звероботов» — фантастическое PG-13-приключение, и ни микроном больше. Если вы не путаете красно-синий Peterbilt 379, более известный как Оптимус Прайм, и огромную механическую космическую гориллу, более известную как Оптимус Праймал, значит, все идет как надо.