После битвы с Таносом и событий «Капитана Марвел» раса пришельцев-метаморфов скруллов осела на Земле, ожидая, когда найдется планета, которую они смогут назвать новым домом. Часть инопланетных беженцев настроена менее инертно: благодаря способностям к перевоплощению, мятежные скруллы во главе с амбициозным Гравиком (Кингсли Бен-Адир) проникли в вышестоящие эшелоны политического истеблишмента и намерены спровоцировать третью мировую войну. На их пути стоят лишь бывший директор ЩИТа Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон) да экс-лидер пришельцев Талос (Бен Мендельсон).
Затяжной кризис доченьки Disney укрепился как новая данность и пустил свежие ростки. Западные картины для массового зрителя немыслимы без четкой формулы, и когда-то именно Marvel Studios принесла кинематографу лекало для супергероики. За полтора десятка лет формула приелась и перестала насыщать, а сочинить что-то новое или отойти в сторону — невыполнимая миссия для студии, специализирующейся на дорогущих тентполах. Девятый сериал Marvel обнажил новый слой проблем: творческих сил не хватает даже на стилизацию и упражненческие задачи.
«Секретное вторжение» въезжает на территорию шпионских триллеров старой школы с антагонизмом сверхдержав, угрозой глобального конфликта и злодеями-мегаломанами, привыкшими забивать гвозди с помощью баллистических ракет. В жанре, где все уже расписано, от Marvel не требуется переизобретать велосипед — достаточно чувства стиля и умения копировать. Однако под шпионский триллер сериал мимикрирует гораздо хуже, чем скруллы — под людей.
Потенциальная угроза уничтожения человечества как расы — понятный аттракцион, но за фасадом колеса обозрения под названием «Секретное вторжение» скрывается одна-единственная кабинка, да и та нерабочая. Каждый из шести эпизодов превращается в 47-минутное сражение в тщетных попытках хоть как-то себя развлечь. Насквозь сырая драматургия оставляет лужи нереализованных возможностей и безответных вопросов. Ритм повествования способен отправить в объятия Морфея даже человека с хронической бессонницей, подключенного к капельнице со стимуляторами. Нарратив, покрытый паутиной флешбековых трещин, скорее рассеивает внимание, нежели дает дополнительную информацию о персонажах. Экшен-сцены поставлены скучающими хореографами, а компьютерные спецэффекты отправляют в прошлое покруче уэллсовской машины времени, хотя бюджет у проекта отнюдь не скромный.
Даже актеры, наполняющие кадр, не спасают: Сэмюэл Л. Джексон снова играет Сэмюэла Л. Джексона, Бен Мендельсон явно испытывает физические муки от качества доставшихся ему реплик, а Кингсли Бен-Адир вынужден орать, как в шекспировском театре, чтобы хоть как-то заполнить пустоту своего антагониста. Единственные моменты, когда «Секретное вторжение» с визгом срывается с места, связаны с Оливией Колман: фантастический талант оскароносной британки не могут сдержать даже комиксовые суперзлодеи. Мелькающие подтексты не хочется трогать и двухметровой палкой: если какие-то мысли о беженцах, сосуществовании, ксенофобии, геополитике и были в сериале, то они остались в мусорке в дальнем углу монтажной.
«Секретное вторжение» — редкий пример кинематографического кадавра. Даже непропеченные проекты, не достигшие поставленной цели, небезынтересно препарировать, выискивая в промахах и неудачах ядро мыслей и вектор возможного развития. Пустота шестисерийного порождения Marvel — абсолютна и пугающа. И речь здесь не об индустриальном кризисе или сомнительном инструментарии, вроде скандальной заставки, нарисованной искусственным интеллектом. Проблемы «Секретного вторжения» начинаются на базовом уровне, и без потерь продраться сквозь его вязкие эпизоды смогут лишь самые преданные адепты MCU.