После того как глобальный катаклизм сделал поверхность Земли необитаемой, люди перебрались в Укрытия — многоярусные бункеры, обеспеченные всем необходимым для долгосрочного выживания. Через много лет после катастрофы жители одного из Укрытий сталкиваются с чередой загадочных убийств, расследовать которые приходится шерифу-новичку Джульетте Николс (Ребекка Фергюсон). Чем глубже Джульетта погружается в запутанное дело, тем яснее понимает, что лидеры Укрытия скрывают от населения правду о том, что происходит во внешнем мире.
«Укрытие» основано на серии книг Хью Хоуи, насчитывающей 9 романов и ряд рассказов. Хотя работа над телевизионной адаптацией началась еще в 2012-м, долгое время проект находился в производственном аду, и съемки начались лишь в 2021-м, когда шоураннером стал Грэм Йост. Уже в середине первого сезона Apple подтвердила разработку второго, а зарубежные критики рассыпались в похвалах актерской игре Фергюсон, проработанному сеттингу и работе художников-постановщиков.
Надо сказать, что «Укрытие» действительно впечатляет, причем одинаково эффективно на нескольких уровнях. В основе сюжета лежит проблематика, отсылающая к «мифу о пещере» Платона — одному из краеугольных камней европейской моральной и политической философии: что, если окружающая социальная реальность не более чем хитроумный обман, помогающий правителям удерживать подчиненных в зависимом состоянии? Имеют ли право лидеры, руководствуясь идеей общего блага, вводить подданных в заблуждение ради их же безопасности? Подобные вопросы составляют неотъемлемый фон для событий сериала, но по форме «Укрытие» — детективный триллер, в сценарии которого тесно переплетаются политические интриги и расследование серии громких преступлений. Наконец, сериал неплохо работает и как драма, исследующая психологию людей, поколениями живущих в обществе, где строгое подчинение древним традициям возведено в ранг главной добродетели.
При этом, несмотря на многослойный сюжет, в «Укрытии» выдержан медленный темп. Главная героиня, например, выдвигается на передний план только в третьей-четвертой серии, а линия с масштабным заговором долгое время остается в тени полицейского процедурала и становится центром сюжета лишь к последним эпизодам сезона. Детектив и драма в сериале явно преобладают над экшеном, хотя без длинной и напряженной погони в финале не обойдется. Сценарий также изобилует флэшбеками и второстепенными линиями, в подробностях изображающими жизнь разных социальных слоев в Укрытии, а также поясняющими особенности местной политической системы. В этом смысле можно сказать, что авторы сериала умело использовали литературную основу, медленно разворачивая перед аудиторией детальную панораму общества, сохранившего огромное наследие из прошлого, но лишенного возможности его осмыслить и поэтому живущего по инерции.
Однако если с проработкой мира в «Укрытии» все отлично, то расстановка акцентов в сценарии местами выполнена далеко не лучшим образом. Самый вопиющий пример — то, что главная героиня первого эпизода (небольшая, но яркая роль Рашиды Джонс) прямым текстом раскрывает львиную долю интриги, связанной с ритуалом «Очистки» и внешним миром вообще. А после этого фокус внимания вплоть до последних нескольких эпизодов внезапно сдвигается к личной драме Джульетты, упорно выслеживающей убийц своего любовника. Разумеется, позже эти линии соединяются, однако изначальные приоритеты главной героини выглядят, мягко говоря, неочевидными, учитывая и ее желание докопаться до истины, и тлеющий конфликт с властями Укрытия.
Впрочем, все шероховатости сценария сглаживаются прекрасными актерскими работами. Кроме Фергюсон, стоит отметить харизматичного рэпера Коммона, играющего здесь «серого кардинала» службы безопасности, и Тима Роббинса, который легко перетягивает на себя внимание в поздних эпизодах. К середине сезона именно отношения внутри этого треугольника придают сюжету нарастающую динамику, однако и второстепенные персонажи проработаны не хуже. Достаточно назвать лишь помощника шерифа (Уилл Пэттон) и мэра Укрытия (Джеральдин Джеймс), у которых здесь трогательная, но трагичная любовная линия. А ведь есть еще родители Джульетты, ее друзья, семья предыдущего шерифа — и почти все герои выписаны хоть чем-то запоминающимися.
Одним словом, «Укрытие» определенно стоит внимания, если вам интересна философская фантастика, соединяющая в себе детектив и антиутопию. Здесь затрагиваются большие вопросы и сложные темы, но несмотря на очевидные симпатии авторов, шаблонных ответов здесь не дают, предпочитая вместо этого тщательно продемонстрировать логику решений каждого из персонажей — как тех, кто предпочитает держать людей Укрытия в плену неведения, так и тех, кто любой ценой стремится сломать невидимую, но прочную стену «благородной лжи». Учитывая, что первый сезон охватывает лишь небольшой сегмент книжного цикла, можно ожидать, что «Укрытие» имеет все шансы стать одним из самых любопытных сай-фай-сериалов 2020-х.