Эрик (Джонатан Грофф), Эндрю (Бен Элдридж) и их дочка Вэнь (Кристен Цуй) отдыхают в уединенном коттедже посреди леса. Внезапно на пороге появляется четверка странных людей во главе с Леонардом (Дэйв Батиста), который все настойчивей стучится в дверь. Незнакомцы пришли с важной миссией — на мир надвигается апокалипсис, и чтобы спасти человечество, необходима добровольная жертва. А это значит, что Эрику, Вэнь и Эндрю придется решить, кто из них должен погибнуть, чтобы род людской мог пережить Судный день.
Зарубежные критики уже успели назвать «Стук в хижине» едва ли не лучшим фильмом М. Найта Шьямалана за последние 20 лет — и, хотя подобные оценки могут показаться завышенными, нельзя сказать, что они совсем лишены оснований. Здесь весьма органично соединяются простой сюжет и проработанные персонажи, минимализм локаций (почти все действие происходит в одной-единственной комнате) и масштаб происходящих вокруг событий. Концептуально «Стук в хижине» напоминает эффектный синтез «Знаков» и «Сплита»: от первого здесь — настроение приближающейся катастрофы, от второго — упор на психологию героев, вынужденных находиться взаперти с опасными гостями. Но обо всем по порядку.
Первое, что бросается в глаза — мастерски нагнетаемый саспенс. Обеспечивается он за счет отлично прописанных диалогов и актерской игры. В фильме всего семь действующих лиц, и каждый персонаж хоть чем-то запоминается. Впрочем, на переднем плане вскоре остаются лишь герои Батисты, Гроффа и Элдриджа, но зато градус напряжения внутри этого треугольника Шьямалан повышает очень умело. Можно сказать, что ставка режиссера на психологизм оправдалась в полной мере: логика решений каждого из персонажей прописана не только последовательно, но и вполне правдоподобно.
Второе достоинство «Стука в хижине» — высокая динамика, поддерживаемая за счет выверенного сценария. В основе сюжета лежит роман Пола Тремблея, и фильм в целом следует за событиями книги, однако плотность действия здесь намного выше (например, вся история занимает в фильме несколько часов, в то время как в книге — несколько дней). Кроме того, изменены не только второстепенные детали, но и финал — так что читавшие книгу могут быть удивлены, хотя концовка фильма вполне согласуется с ходом развития ключевых персонажей. Правда, стоит сказать, что фирменного для Шьямалана твиста (в духе «Визита» или «Шестого чувства») можно не ждать. «Стук в хижине» в этом смысле больше похож на «Неуязвимого» — это фильм о принятии неизбежного, а не о разгадке запутанной тайны.
И, наконец, третий значимый плюс — мощный, но ненавязчиво поданный месседж. В итоге «Стук в хижине» оказывается не просто очередным фильмом о важности любви, но о том, что в основе любой подлинной любви лежит самоотречение, готовность перешагнуть через себя ради других, даже если эти «другие» выходят далеко за пределы узкого круга семьи. Шьямалан выражает эту идею, избегая клише или нравоучений, но при этом убедительно и четко. Неудивительно, что фильм о гибели мира выглядит при этом исполненным надежды — трюк, достойный мастера. «Стук в хижине», безусловно, можно назвать одной из самых ярких его работ — динамизм, саспенс и мораль здесь переплетаются с завораживающей ловкостью.