ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ
Смотреть второй сезон сериала «Чикатило» запросто можно и тем, кто не знаком с первой частью истории. Герои из милиции, кроме знаменитого дела «Лесополоса», расследуют и другие преступления, истинные или мнимые, а также решают личные вопросы друг с другом. В общем, похоже на многие сериалы «про ментов». Что касается истории серийного убийцы — его путь тоже не предполагает особых неожиданностей.
Продолжение отчасти превратилось в судебную драму. Каждый эпизод начинается со сцены знаменитого открытого суда над кровавым маньяком. Это было первое подобное дело в постсоветской России, ставшее сенсацией для прессы. Кадры из суда показывали по телевидению, и команда Сарика Андреасяна скрупулезно воспроизвела предметы обстановки процесса, так что смотреть сериал интересно в том числе из исторического любопытства.
ФРИК-ШОУ ДМИТРИЯ НАГИЕВА
Чикатило в исполнении Дмитрия Нагиева ведет себя в клетке, как на сцене. Перед каждой фразой — театральная пауза, сопровождаемая фирменным хмыканьем. Убийца снимает штаны, валяется в конвульсиях, плачет и хохочет, открыто издеваясь над судьями и публикой, во многом состоящей из родственников невинных жертв. В поисках оптимальной стратегии маньяк, которому светит смертная казнь, примеряет на себя роли то психически больного, то... политзаключенного, причем пострадавшего по национальному признаку. Самое смешное (или страшное), что в этой линии практически нет режиссерской фантазии — примерно так Чикатило и вел себя на самом деле.
Это не исключение — среди других серийных убийц во всем мире (особенно в США) было полно тех, кто пользовался вниманием прессы и обретал извращенный звездный статус. Обывателям часто интересны подробности преступлений и нюансы психологии таких монстров, чем пользуются и медиа, и авторы художественных произведений — сериалы про маньяков и серийных убийц не теряют популярности. В то же время для кинематографистов серийный убийца в некотором роде идеальный герой: вокруг него легко закрутить сюжет, он притягивает внимание и является орудием замысла режиссера.
То, что Нагиев в этом амплуа — главное достоинство сериала, было понятно еще в начале. Говорят, актер, с одной стороны, радовался возможности играть серьезную роль, а с другой, так устал изображать абсолютное зло в первом сезоне, что хотел уйти. Но Андреасян уговорил своего любимого артиста довести дело до конца и «убить» Чикатило.
Впрочем, Нагиев не погружается в самые темные глубины души убийцы. Как острохарактерный артист, он изображает Чикатило фриком с помощью нескольких ярких приемов: неправильный прикус, странная мимика и манера разговора, тики и подергивание, слюна в уголках рта. Это не портрет реального маньяка, а его гипертрофированная версия. Такой человек может показаться безобидным на первый взгляд, но, присмотревшись, мы чувствуем нечто отталкивающее, словно аромат разложения. Неудивительно, что к середине сезона все более мрачные подозрения появляются и у дочери, и у наивной жены Чикатило.
ПЕРЕСТРОЙКА, КГБ И ВТОРОЙ МАНЬЯК
Действие разворачивается между сценами из суда и флешбэками в 1986 и 1987 году. В следственной группе полковника Кесаева сменил полковник Брагин (Виталий Кищенко). «Новая метла» в короткие сроки настроила против себя всех, особенно стеснительного психолога Витвицкого (Дмитрий Власкин) — того, кто лучше всех понимает искомого маньяка.
Брагин, прикрываясь перестройкой, начинает борьбу с «вредителями» и проталкивает в Москву абсурдную идею сговора «ростовского потрошителя» с одним из участников следственной группы. К счастью, Витвицкого прикрывает другой коллега, оказавшийся агентом КГБ. Сотрудник комитета неизбежно изображается интеллектуалом и рыцарем, без которого милиции никуда.
Также в городе Батайск Ростовской области появляется маньяк-имитатор. Константин Черемушкин (Алексей Кирсанов) действительно убивал девушек, которых подвозил в машине, маскируясь под известные из прессы особенности почерка еще не пойманного Чикатило. Витвицкий догадывается о подлоге и просит выделить батайские убийства в отдельное производство, но сталкивается с косным начальством. На этом фоне продолжается роман Витвицкого с лейтенантом Овсянниковой (Юлия Афанасьева). Овсянникова ездит по электричкам в откровенном наряде в качестве «живца» для преступника. Психолог боится, что это закончится плохо, и боится небезосновательно.
Собственно, в сравнении с линией маньяка (даже двумя такими линиями, если считать Черемушкина), истории рабочих будней милиции неизбежно выглядят бледнее. Здесь тяжело придумать нечто новое, мы заранее в курсе, чем окончится следствие, а сюжет любви Витвицкого и Овсянниковой слишком мелодраматичен. Но и здесь героям все-таки можно сочувствовать, а приметы, обстановка и эстетика поздних восьмидесятых воспроизведены практически идеально.
Сериал «Чикатило» — удача не только для Нагиева, но и для Андреасяна. Мало какую работу мастера низкосортных комедий можно было оценить так серьезно: автор осуществил свою мечту, а сериалы про маньяков пополнились еще одним интересным образцом. Если это и трэш, то в «хорошем» смысле слова — такой, от которого сложно оторваться.
На правах рекламы