«Кабельщик» (1996)
В ленте, снятой Беном Стиллером, Джим Керри играет специалиста по кабельному телевидению, который сам одержим этим самым телевидением — он на нем вырос, он им бредит.
На студии Columbia Pictures позиционировали фильм как комедию, однако на деле зритель увидел скорее сатирическую драму с элементами черной комедии.
«Кабельщик» примечателен не только тем, что Джим Керри сделал первый ощутимый шаг в сторону от чистых комедий, но и тем, что получил за фильм неслыханный на тот момент гонорар в $20 миллионов.
«Шоу Трумана» (1998)
Герой Керри — обычный человек с большими мечтами, который однажды обнаруживает, что вся его жизнь — телешоу, транслируемое по всему миру.
Керри считал «Шоу Трумана» крайне важным для своей карьеры проектом — актер жаждал продемонстрировать, что он может не только талантливо кривляться, но и выдавать крепкие драматические роли. В связи с этим всем присутствующим на съемочной площадке было запрещено цитировать предыдущие «глупые» фильмы артиста.
При бюджете в $60 миллионов фильм Питера Уира собрал в мировом прокате больше $264,1 млн и стал прорывом для Керри, доказав, что актер органичен не только в комедии, но и в драме. За свою роль Джим получил «Золотой глобус».
«Человек на Луне» (1999)
Биографическая лента Милоша Формана посвящена комику Энди Кауфману, известному тем, что он устраивал на сцене альтернативу привычной комедии. Кауфман смешивал воедино пантомиму, стендап и провокации, стирая грань между реальностью и постановкой.
Керри погрузился в работу над фильмом так глубоко, что оставался в образе не только на экране, но и за пределами съемочной площадки. Хотя фильм не имел ни критического, ни коммерческого успеха, Керри получил «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль в мюзикле/комедии. Тогда же всерьез заговорили, что актер может за эту роль получить и «Оскар», но в конечном итоге он даже не был номинирован. Это породило слух о том, что Академия испытывает неприязнь к комикам, ставшим драматическими актерами.
«Мажестик» (2001)
Джим Керри сыграл голливудского сценариста, который попадет в автомобильную аварию и теряет память. В небольшом городке все его принимают за пропавшего без вести героя Второй мировой.
Будучи большим поклонником фильма «2001: Космическая одиссея», режиссер «Мажестика» Фрэнк Дарабонт дал нескольким героям имена персонажей ленты Стэнли Кубрика. А в одной сцене пригласил поучаствовать нескольких именитых режиссеров — Роба Райнера, Гарри Маршалла, Сидни Поллака и др. Что до Керри, то именно его игру отмечали критики. Правда, как показали кассовые сборы, даже талант Керри не смог вывести в плюс ленту продолжительностью в 2,5 часа.
«Вечное сияние чистого разума» (2004)
В фантастической мелодраме, поставленной Мишелем Гондри по сценарию Чарли Кауфмана, Керри играет человека, подавленного разрывом с любимой женщиной. Он так сильно переживает, что нанимает специальную компанию, чтобы стереть все воспоминания об отношениях.
Гондри разрешил актерам импровизировать, чем они с удовольствием воспользовались. Сам же режиссер, находясь за пределами съемочной площадки, следил за их игрой через экран, а у каждого оператора был наушник, чтобы слышать указания постановщика.
Кауфман получил «Оскар» за оригинальный сценарий, а вот Джиму Керри его лучшая, по признанию большинства критиков, драматическая роль принесла лишь номинацию на «Золотой глобус».
«Роковое число 23» (2006)
Воссоединившись с режиссером Джоэлом Шумахером, у которого сыграл Загадочника в «Бэтмене навсегда», Керри изобразил сходящего с ума тихого семьянина, одержимого связью между трагическими событиями прошлого и числом 23. Фильм не только стал первым психологическим триллером в фильмографии Керри, но и позволил актеру исполнить сразу две роли.
Число 23, постоянно фигурирующее в ленте, связано с ее создателями. Например, сам Керри одержим этим числом — потому и согласился сыграть главную роль. Кроме того, лента стала 23-м фильмом в карьере Шумахера. Наконец, в картине присутствует не только на число, но и числа, которые его образуют: так, номер офиса одной из героинь — 318 (31–8=23).
И хотя нумерология сыграла с фильмом плохую шутку (критикам «Роковое число 23» не понравилось), зрители проголосовали за него валютой: при бюджете в $30 миллионов лента собрала в мировом прокате $77,7 млн.
«Рождественская история» (2009)
Анимационный фильм Роберта Земекиса, основанный на повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе». Джим Керри озвучил главного героя — скупердяя Эбенезера Скруджа, который ненавидит радость и праздник Рождества.
Создатели фильма наполнили «…историю» различными литературными аллюзиями. Например, в одной сцене можно заметить портрет самого Диккенса, висящий над камином. А другая, где у призрака пустые глазницы вспыхивают голубым огнем, отсылает к «Плоскому миру» Терри Пратчетта.
Лента настолько впечатлила знаменитого голливудского кинокритика Роджера Эберта, что он поставил ей четыре звезды из четырех и назвал «захватывающим визуальным опытом».
«Настоящее преступление» (2016)
В фильме, основанном на реальных событиях, Керри играет детектива, который исследует связь между нераскрытым убийством и романом, выпущенным незадолго до преступления.
Изначально главную роль предлагали Моргану Фримену и Кристофу Вальцу. После того, как оба отказались, предложение принял Керри.
Несмотря на слабый прием у критиков, лента примечательна тем, что Керри подарил своему герою солидную бороду, которая сделала детектива более харизматичным и внушительным.
«Шучу» (2018-2020)
В сериале канала Showtime Керри изобразил неунывающего ведущего детского телешоу, чья личная жизнь намного трагичнее, чем образ, который он представляет на экране. Режиссером почти половины эпизодов выступил Мишель Гондри, ранее снявший Керри в «Вечном сиянии чистого разума».
Сериал стал не просто драматической историей — в нем нашли отражение многие проблемы (например, депрессия), с которыми боролся в реальной жизни сам Джим. За сражение с собственными демонами актер получил очередную (седьмую в карьере) номинацию на «Золотой глобус».