В День независимости в тоннеле метро находят обезображенный труп полицейского. Дело поручают опытному, но крайне неуживчивому детективу Бэнксу (Крис Рок), в пару которому дают вежливого и трудолюбивого новичка Шенка (Макс Мингелла). Очень скоро за первой смертью последуют другие: в городе объявился маньяк-имитатор, продолжающий дело давно умершего Пилы и жаждущий покарать всех нечистых на руку полицейских.
«Спираль» — уже девятый фильм во франшизе, начатой в 2004 году и неожиданно ставшей одним из самых успешных жанровых проектов последних лет. Седьмая часть, вышедшая в 2010-м, должна была закончить историю маньяка Джона Крамера и его последователей, но в 2017-м вышла «Пила 8», ставшая одновременно эпилогом серии и прологом к возможным новым частям. Впрочем, работа братьев Спириг была прохладно встречена как зрителями, так и критиками, так что студии Lionsgate пришлось оперативно менять планы и искать для франшизы новые направления развития.
В итоге остановились на своеобразном компромиссе: пост режиссера «Спирали» занял Даррен Линн Боусман, снимавший вторую, третью и четвертую части «Пилы», а за сценарий отвечали Джош Столберг и Питер Голдфингер, ранее работавшие лишь над восьмой частью. К сожалению, выбранная комбинация оказалась проигрышной во всех отношениях. На первый взгляд, «Спираль» представляет собой классический сюжет в стиле «Пилы»: жестокий хоррор, в котором изощренные сцены пыток вплетены в детективную линию, связанную с попытками главных героев выяснить, кто же стоит за новой серией убийств. Однако при ближайшем рассмотрении эта конструкция оказывается не более чем набором плохо продуманных штампов, кое-как скрепленных друг с другом.
Уже в первых сценах заметны поразительно шаблонные диалоги, вызывающие не столько смех, сколько недоумение: кажется, что всех персонажей под страхом смерти обязали предельно подробно проговаривать все, что только можно проговорить в сценарии, начиная от родительских отношений и заканчивая мотивацией к поимке убийцы. В результате фильм пестрит диалогами в стиле: «Я хочу взять это дело, потому что убитый был моим напарником» — «Хорошо, дело твое».
Не лучше обстоят дела с собственно детективным компонентом. Самого расследования, как ни странно, в фильме практически нет. Герои не копаются в деталях преступлений, не обсуждают часами версии, не проверяют методично зацепки — за полтора часа экранного времени нам покажут в лучшем случае пару рабочих сцен с заваленными бумагами столом и допросом подозреваемых. В основном герой Криса Рока носится от одной локации к другой, рассматривая все новые трупы и попутно решая проблемы в отношениях с отцом, тоже полицейским (Сэмюэль Л. Джексон). Ко всему прочему, все остальные сотрудники полиции, кажется, обладают сверхъестественным чутьем, и с самого начала не только уверенно заявляют, что убийства — дело рук имитатора Пилы, но еще и постоянно комментируют послания маньяка замечаниями типа «смотрите, он даже куклу использует в своих видеороликах!». Кукла, кстати, в фильме новая, ничем не напоминающая Билли из прошлых частей.
Но что хуже всего — в «Спирали» на удивление мало убийств и кровавых подробностей вообще. Некоторые новые адские механизмы хоть и имеют шансы понравиться фанатам франшизы, но сделаны по большей части без особой фантазии, и к тому же в нарушение канонов, заданных в прошлых фильмах. Например, жертвы теперь зачастую не могут свободно передвигаться (пусть и в ограниченном пространстве), а сами ловушки служат не для проверки воли к жизни — они лишь призваны преподать кровавый урок зарвавшимся коррупционерам. Справедливости ради стоит сказать, что смена мотивации маньяка — едва ли не единственное новшество, подробно объясненное в сюжете.
Так что эксперимент по повторной перезагрузке «Пилы» никак нельзя счесть успешным — даже местами неуклюжая, но по-своему оригинальная восьмая часть с ее нелинейной хронологией выглядит достойным сиквелом по сравнению с этой ленивой попыткой эксплуатировать франшизу. Джон Крамер определенно заслуживает более талантливых учеников.