НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Был бы повод
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Ваш недружелюбный сосед: как устроена франшиза «Пила»

    ,

    На экраны выходит «Пила: Спираль» — спин-офф главной хоррор-франшизы 2000-х. О том, как работает извращенная, но четкая логика Пилы и его последователей — читайте в спецматериале Дмитрия Соколова.

    Распил без отката

    Кадр из фильма

    Первое, что необходимо понять о Джоне Крамере — этот человек рассматривает себя в качестве агента морали, помогающего людям вернуться на правильный жизненный путь. В отличие от персонажей вроде Майкла Майерса или Фредди Крюгера, Крамер не обладает сверхъестественными способностями и не убивает жертв самостоятельно, он лишь расставляет хитроумные ловушки, которые ставят людей перед реалистичным, но крайне тяжелым выбором. За этим методом стоит не просто страсть к садизму или жажда убийства, но цельное мировоззрение, которого Пила не только придерживался сам, но и требовал от своих учеников. Его жестокость — не самоцель, как для банального садиста, а способ шоковой терапии, который должен навсегда врезаться в память жертвам. И, как любой человек, различающий цели и средства, Крамер не только жесток, но и последователен: те, кто пережил его испытание и выбрался из ловушки, получают свободу. Чудовищные, неимоверно сложные механизмы и ловушки, ставящие жертв Пилы в жуткие условия, — не более чем средство для достижения конкретной цели.

    И цель эта — благодарность. «Большинство людей так неблагодарны за то, что они живы», — говорит маньяк в первом фильме франшизы, и это их главный грех. Крамер очень хорошо понимает, о чем говорит: его ребенок погиб в автокатастрофе, а сам он медленно умирает от рака (и в финале третьей части, как известно, погибает, возвращаясь лишь во флешбеках). За этим убеждением о человеческой неблагодарности стоит не только горький жизненный опыт, но и повседневные наблюдения: Крамер — инженер по профессии, то есть не просто проектировщик, но также человек, очень внимательный к деталям. Его выводят из себя те, кто попусту растрачивает драгоценное время своей единственной жизни — дар, подлинная цена которого известна лишь немногим, оказавшимся перед лицом смерти, вроде самого Джона, страдающего от неоперабельной опухоли мозга. Его цель — сделать так, чтобы люди были благодарны судьбе за каждый прожитый день, и лучший способ добиться этого — показать хрупкость человеческой жизни. Ведь только оказавшись перед лицом смерти, человек способен оценить счастье от того, что он жив. Те же, кто даже в столь экстремальных условиях не понимают этого, обречены на смерть. Крамер прямо говорит об этом в сиквеле, рассказывая полицейским о своем главном принципе: «Те, кто не ценит жизнь, не заслуживают жить».

    Изображая Бога

    Кадр из фильма

    Еще один важный (постоянный, но фоновый) мировоззренческий аспект франшизы заключается в том, что «Пила» — слэшер, основанный на идее наказания за моральные проступки. Как и многие знаковые слэшеры (вроде того же «Хэллоуина»), франшиза про Джона Крамера содержит в себе заметные отсылки к христианской теологии, согласно которой зло не выступает слепой, враждебной человеку силой, а осуществляет возмездие, карая тех, кто нарушает фундаментальные моральные законы. И если в классических слэшерах эта логика остается скрытой, то Пила, напротив, честно рассказывает жертвам о правилах игры. Более того, он специально оставляет пойманным в ловушки людям выбор, лишь создавая ситуации, требующие разрешения, и именно через опыт их преодоления хочет изменить отношение к жизни.

    Тем самым Крамер во вселенной «Пилы» исполняет роль карающего грешников Бога, жестокость которого проистекает из испорченности самих людей, неспособных понять ничего, кроме шоковой терапии. Этот подход сближает Крамера с двумя другими — в остальном очень разными — маньяками: Джоном Доу из фильма «Семь» и снайпером из «Телефонной будки». «Если ты хочешь достучаться до людей сейчас, уже нельзя просто постучать в дверь, — говорит Джон Доу. — Нужно использовать отбойный молоток». Пожалуй, эти слова пришлись бы по душе любителю головоломок. Проблема лишь в том, что Пиле недостает ключевого божественного атрибута — абсолютной справедливости, и именно потому, что он всего лишь человек. А значит, любая попытка занять место Бога обернется трагедией.

    Мораль сей бойни

    Нигде эта трагедийность не заметна настолько хорошо, как в наследии Крамера, связанном с новыми маньяками, вдохновленными его работой. И это третий важный с мировоззренческой точки зрения аспект «Пилы» как франшизы. В отличие от многих других слэшеров, в которых полюбившиеся зрителям убийцы раз за разом возвращаются из мертвых, в «Пиле» дело Джона Крамера продолжают имитаторы, использующие образ погибшего маньяка, чтобы скрыть себя. Уже во втором фильме у Пилы появляется помощница — бывшая наркоманка Аманда, в свое время избежавшая смерти в одной из ловушек.

    Еще один последователь Крамера — детектив Хоффман, поиски которого полицией растянутся вплоть до седьмой части. И именно здесь проявит себя еще один, доселе остававшийся в тени, ученик Пилы — доктор Лоуренс Гордон, чудом выживший в финале самого первого фильма. Как выясняется, Гордон был вынужден вмешаться в игру, начатую Хоффманом, поскольку тот нарушил фундаментальный принцип своего учителя: всегда оставлять людям выбор, каким бы тяжелым он ни был.

    Более успешным оказался Логан Нельсон, появившийся в восьмой части: в отличие от склонного к личной мести Хоффмана, Логан старается помнить, что его цель — не страдания жертвы, но ее наказание. «Я говорю за мертвых», — таков девиз Логана, однако и этот последователь Пилы в решающий момент столкновения с детективом Халлораном показывает, что его главный мотив — не испытание воли к жизни тех, кто забыл о ценности быть живым, а скорее кара коррумпированным полицейским, нарушающим закон.

    Через образы последователей Крамера продемонстрирована главная проблема тех, кто поставил себя на место Бога: им очень легко признать себя непогрешимыми, а других людей — в принципе недостойными спасения. Именно это и происходит с детективом Хоффманом в ходе франшизы: в четвертой, пятой и шестой частях он, успешно ведя свою игру, уверился в собственной безграничной правоте, не оставляя своим жертвам ни единого шанса выжить. Лучший ученик Пилы тем самым превратился из носителя идеи справедливости (сколь угодно жестокой) в безжалостного палача. Лишь доктор Гордон смог остановить убийцу, сделав с Хоффманом то же, что он делал со своими жертвами — загнав его в ловушку, из которой нет выхода. Эта сцена, которой заканчивается «Пила 3D» (восьмая часть служит чем-то вроде пролога и эпилога одновременно), хорошо иллюстрирует хрупкость наследия Джона Крамера: любой человек, убежденный в собственной абсолютной правоте, рано или поздно превращается в чудовище.

    ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

    К выходу очередной главы в запутанной и мрачной саге о семьях, преследуемых призраками, «Киномания» подготовила для вас гид по хоррор-франшизе.

    Этим летом на экраны выходит обновленная версия «Детских игр» - классической слэшер-франшизы рубежа 1980-х – 1990-х, подарившей нам самую известную куклу-убийцу в истории кино. Дмитрий Соколов вспоминает, с чего начиналась история о детской игрушке, вышедшей из-под контроля.

    Хотя критики продолжают нещадно изобличать сценарные провалы «Годзиллы: Короля монстров», на самом деле именно в этом фильме получают развитие многие идеи, ранее лишь пунктирно обозначенные во франшизе. Дмитрий Соколов проводит разбор космологии MonsterVerse, проясняя ее логику.

    другие Был бы повод

    70 лет назад на экраны вышла «Тварь из Черной лагуны», повлиявшая на поколения режиссеров, художников и писателей. О наследии культового хоррора рассказывает Дмитрий Соколов.

    Авторы Kinomania.ru выбрали дюжину главных картин 2023-го. В списке (в алфавитном порядке) — фильмы, которые можно было увидеть в кинотеатрах и в сети.

    50 лет назад на экраны вышел мистический хоррор «Изгоняющий дьявола», моментально ставший культовым. Дмитрий Соколов специально для Kinomania.ru ранжировал все части экзорцистской франшизы.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.