Фильм Саймона МакКуойда будут неизбежно сравнивать с работой Пола У. С. Андерсона, вышедшей на экраны больше четверти века назад и неожиданной ставшей суперхитом проката. Лишь после успеха «Смертельной битвы» в Голливуде убедились, что экранизации видеоигр могут быть интересны не только фанатскому сообществу, но и максимально широкой аудитории. Рассказываем, из чего и как создавался самый влиятельный фильм будущего режиссера «Обители зла».
Неудачи предшественников
Успех первой «Смертельной битвы» окажется еще более значительным, если учесть исторический контекст. В начале 1990-х кинематограф уже приступил к разработке сюжетов из видеоигр — на экраны вышли «Супербратья Марио», «Двойной дракон» (на фото) и «Уличный боец». Первые два фильма провалились в прокате, а третий, хоть и стал хитом, но в основном благодаря Жан-Клоду Ван Дамму, который тогда был на пике славы. Поэтому когда продюсер Лоуренс Касанофф выбил у своих друзей из компании Midway права на киноадаптацию их файтинга Mortal Kombat, его проект многим показался авантюрой. Но деловое чутье Касаноффа не подвело: «Смертельная битва» не только отлично прошла в прокате ($122,2 млн мировых сборов при $20-миллионном бюджете), но и стала образцом стиля для многих подражателей.
Автора! Автора!
Чтобы перенести мир Mortal Kombat на экран, требовался свежий взгляд представителя нового поколения, не понаслышке знакомого с механикой видеоигр. Таким человеком оказался молодой британец Пол У. С. Андерсон, снявший на тот момент лишь один фильм — стильный, но прохладно встреченный критиками и зрителями триллер «Шоппинг». Андерсон был поклонником видеоигр и часами просиживал в лондонских аркадах, играя в Mortal Kombat. Для него «Смертельная битва» оказалась не просто билетом в большое кино: без успеха этого фильма не было бы и «Обители зла» как самой коммерчески успешной франшизы, основанной на адаптации видеоигр. В ней Андерсон до блеска отточил стиль, найденный в «Смертельной битве».
«Выход Дракона»
«Смертельная битва» примечательна тем, что воспроизводит эстетику исходной видеоигры, но при этом встраивает ее в сюжет, наследующий классическим лентам о боевых искусствах. В отличие от «Уличного бойца», который был оформлен скорее как приключенческая экшн-комедия, чем фильм о единоборствах, в «Смертельной битве» сценарий крутится вокруг бойцовского турнира. Съехавшись со всех концов мира на таинственный остров, лучшие сражаются с лучшими — этот сюжет впервые был представлен западным зрителям в «Выходе Дракона» (1973) с Брюсом Ли. Именно этот фильм Роберта Клауза можно считать главным историческим аналогом «Смертельной битвы» — герой Ли в нем последовательно сражается на арене с разными противниками, в конце концов дойдя до главного злодея: сейчас это уже привычная основа файтинга.
«Большой переполох в маленьком Китае»
Еще один важный источник вдохновения — мистическая экшн-комедия Джона Карпентера «Большой переполох в маленьком Китае». Эта картина оказалась в тени главных карпентеровских шедевров и сейчас подзабыта, однако именно в ней создатели игры Mortal Kombat нашли тот микст Востока и Запада, который Андерсон позднее аккуратно перенес в киноадаптацию. В отличие от многих современных лент, щеголяющих CGI-ландшафтами, «Смертельная битва» была подчеркнуто материальной. Для фильма были созданы впечатляющие декорации таинственного острова — с храмами, подземельями и тайными проходами. Эту проработку локаций Андерсон сделает важной частью своего стиля в будущем: и в «Сквозь горизонт», и в «Солдате», и тем более в «Обители зла» дизайн места действия тщательно проработан. Кроме того, фильм Карпентера роднит со «Смертельной битвой» органичное вкрапление комических моментов в серьезные темы: за юмор у Андерсона отвечает голливудская звезда Джонни Кейдж, постоянно подначивающий друзей.
«Кровавый спорт»
Острый на язык мастер боевых искусств из Голливуда Джонни Кейдж — еще один важный компонент успеха фильма. Если Лю Канг остается молчаливым и исполненным чувства важности собственной миссии, а Соня Блэйд целиком сосредоточена на поимке своего врага Кано, то Кейдж долгое время не относится к происходящему серьезно. Этот персонаж был вдохновлен Жан-Клодом Ван Даммом, и, в частности, его ролью в фильме «Кровавый спорт» (в первой части игры костюм Кейджа даже в точности воспроизводит боевое облачение Ван Дамма). Помимо него, в фильме немало шуток досталось Рэйдену в исполнении Кристофера Ламберта, и это сочетание проработанного стиля с легковесностью главных героев позже проникнет и в «Обитель зла», где многие персонажи будто бы играючи расправляются с толпами мутантов и зомби.
Верность игре
Помимо сюжетных отсылок и очевидного фансервиса, фильм Андерсона был примечателен тем, что оказался первым проектом, в котором стиль и механика игры были максимально точно перенесены в формат, подходящий для кинематографа. Дальнейшие попытки экранизировать видеоигры показывают, что выделить в игре элементы, делающие ее хитом, и преобразовать их в зрелище, понятное и интересное широкой аудитории — задача намного более сложная, чем кажется на первый взгляд. В случае со «Смертельной битвой» Андерсон четко понял: фильм необходимо строить вокруг турнира, показав как можно больше разнообразных драк. А в «Обители зла» он успешно осуществил транзит от фантастического хоррора к постапокалиптическому экшену. Примечательно, что кинофраншиза «Обитель зла» уже на триквеле серьезнейшим образом разошлась в сюжете с игровой серией, но зрителей это ничуть не оттолкнуло. Для сравнения: в сиквел «Смертельной битвы» создатели напихали огромное число персонажей и драк, но это не спасло фильм от провала.