Во время теракта в Метрополитен-музее в Нью-Йорке чудом выживший мальчик Теодор спасает шедевр голландской живописи «Щегол» Карела Фабрициуса. Его мать погибла при взрыве и Тео приютила семья Барбур, которая относится к нему с любовью и уважением. Ни одна душа не знает, что Тео тайком хранит у себя картину, признанную всеми утраченной навсегда. И эту странную связь с произведением искусства он не утратит на протяжении всей своей жизни.
Роман Донны Тартт «Щегол», выпущенный в 2013 году, стал настоящей сенсацией во всем мире, и, пожалуй, ни одна другая книга с тех пор не добилась такой популярности и отзвука в сердцах людей. Впрочем, какой бы логичной и замечательной не казалась затея экранизировать бестселлер, произведение Тартт по всем параметрам мало подходит для киноадаптации: слишком многим пришлось бы пожертвовать. Впрочем, режиссера Джона Кроули, известного по симпатичной мелодраме «Бруклин», это не испугало, и слава Богу.
Кинороманы сегодня — зрелище непривычное. Большая форма давно перебралась на малые экраны и прекрасно чувствует себя в формате сериалов. Наверное, и «Щеглу» гораздо больше подошло бы неспешное многосерийное повествование, в котором могли проявиться все оттенки развития его мира и персонажей. Но, если абстрагироваться от первоисточника, фильм Кроули получился весьма интересным и хорошо сложенным рассказом о связи человека с искусством.
Прежде всего, «Щегол» по своей форме — настоящий привет из начала нулевых, времени, когда «Оскар» брали ленты наподобие «Часов». Сюжет насыщен множеством персонажей и временных периодов, а оператор Роджер Дикинс упрямо держит камеру статично и твердо, создавая из каждой сцены свою маленькую картину (в особенности удались заснеженные виды Нью-Йорка). Авторы подошли к экранизации с большим трепетом, и явно много сил потратили на то, чтобы сложить сценарный паззл максимально гармонично и доходчиво. Избегая соблазна начать разбрасываться лишними деталями, Кроули очень точно наметил основную линию — биографию Теодора, для которого утрата матери и обретение «Щегла» сплелись в один психологический клубок. На его нелегком пути его сопровождают запоминающиеся и порой эксцентричные персонажи, в числе которых побывают представители богемы, русские бандиты, хитрые антиквары, наркоманы и художники.
Хотя в «Щегле» нет, помимо Николь Кидман, артистов первой величины, все без исключения подобраны удачно. В особенности хорош юный Оукс Фегли, сыгравший молодого Тео, мальчик очень органично переходит от драмы к смеху и обратно. Отдельно хочется отметить их совместные сцены с Финном Вулфардом — звездой «Очень странных дел», сыгравшего здесь украинского мальчика Бориса, застрявшего в полупустом шахтерском городке с пьяницей-отцом. Энергичные похождения школьников Тео и Бориса — лучшие и самые занимательные во всем фильме. Взрослого протагониста изобразил Энсел Элгорт («Малыш на драйве») и он весьма неплохо вжился в образ персонажа, чьи внутренние конфликты с годами только обострились, а связь с украденной картиной стала болезненнее и мучительнее. На втором плане успеют проявить себя Люк Уилсон — азартный отец Тео, Сара Полсон — его нахальная подружка, и Джеффри Райт — задумчивый мастер по работе с антиквариатом. И получается так, что Кидман, именем которой и заманивают зрителя в кинотеатр, играет здесь совершенно незначительную и малоинтересную роль.
Конечно, поклонники Донны Тартт будут разочарованы поверхностностью экранизации, и в чем-то будут правы. Многие вещи действительно освещены здесь сумбурно, а режиссура местами суховата и утомляюще прямолинейна, что особенно чувствуется при таком внушительном хронометраже. Однако назвать «Щегла» однозначно плохой экранизацией язык не повернется. Картина рассчитана в первую очередь на непосвященных зрителей и весьма изысканно подает краткое изложение знаменитой книжки, не упуская ее основной сути.