1969 год. Карьера бывшей звезды вестернов Рика Далтона (Леонардо ДиКаприо) катится по наклонной. Времена изменились, и теперь он вынужден играть мелкие роли злодеев на телевидении. Впрочем, Рик не оставляет надежды вновь однажды взойти на голливудский Олимп. Его близкий друг каскадер Клифф Бут (Брэд Питт) во всем поддерживает товарища, подвозит его на студию, а, если надо, и антенну починит и полы подметет — у него-то работы не осталось совсем. По соседству с Риком расположились молодожены Роман Полански и Шэрон Тейт (Марго Робби). Пара беззаботно радуется богемной жизни Лос-Анджелеса, в то время как «семья» маньяка Мэнсона готовит что-то нехорошее.
Девятый фильм Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде» нетрудно назвать итоговым для мастера. Если ранее он брал за основу своих картин какой-то отдельный жанр, будь то вестерн, нацисплотейшн или гангстерская драма, то в этот раз Тарантино взял шире — это кино о кино, его природе и всемогуществе. Отсюда и весьма специфический стиль повествования «Однажды в... Голливуде», который хоть и напоминает «Криминальной чтиво», или отчасти «Джеки Браун», нелинейностью и разнообразием персонажей, почти полностью отказывается от сюжета в строгом смысле этого слова. Взамен Тарантино предлагает то, в чем ему всегда не было равных — множество отдельных комических и гротескных сцен, которые в совокупности образуют вовсе не последовательную историю, а живую атмосферу бунтарских 1960-х.
В «Однажды в... Голливуде» режиссер впервые обращается к реальным людям и невымышленным фактам, в частности к фигуре Чарли Мэнсона и его жестоким последователям. Но, конечно, это кино совсем не о нем, более того, сам психопат играет здесь ничтожно маленькую роль — буквально проходит мимо дома Шэрон Тейт. Что же касается самой актрисы и ее мужа Полански, то и они выступают здесь лишь как символы времени. Марго Робби в образе белокурой Тейт, словно бабочка, порхает по залитому солнцем Лос-Анджелесу, улыбается прохожим и смеется в кинотеатре над собственным фильмом. Параллельно герой Брэда Питта дерется с Брюсом Ли, а Рик Далтон горько плачет по своей карьере на плече у не по годам смышленой юной актрисы (удивительная Джулия Баттерз). Тут и там незаметно пробегают знакомые лица, среди которых можно встретить как постоянных «жителей» вселенной Тарантино Курта Рассела, Брюса Дерна и Майкла Мэдсена, так и «новичков» Аль Пачино, Тимоти Олифанта или покойного Люка Перри. Все они слегка растворяются в общем гуле эпохи (герой Тима Рота и вовсе не дожил до финального монтажа), воссозданной режиссером с особой тщательностью и щепитильностью. Шутка ли, внутри «Однажды в... Голливуде» Тарантино поставил как минимум еще четыре фильма, забавно стилизованных под масскульт тех лет, не говоря уже о рекламных роликах, постерах и вывесках.
Весь этот веселый карнавал 1969-го года в соответствующем психоделическом ритме кружится вокруг трагедии одного человека — Рика Далтона, сыгранного Леонардо ДиКаприо как-то нечеловечески хорошо. Кругозор Далтона ничтожно мал, он невежественен и малость грубоват. Когда ему предлагают попробовать себя в итальянских спагетти-вестернах, тот с брезгливостью отвергает предложение — сниматься у «макаронников», как можно так низко пасть? Но больше всего на свете Далтон ненавидит хиппи — подсознательно он чувствует, что это они виноваты во всех его бедах. Из-за них умерло «настоящее» кино, теперь герои вестернов носят какие-то обноски, ходят с распущенными волосами и пышными усами — смех, да и только. Куда пропали мужественность, характер? Вокруг сплошные «беспечные ездоки», и места среди них Далтон себе не находит. Равно как и его напарник Клифф — добрый и неприхотливый друг, герой войны, который, по слухам, убил собственную жену.
Кинематограф Тарантино всегда был в известной степени требовательным к эрудиции и киноманскому багажу зрителя. Но и люди «со стороны» могли наслаждаться его работами, благодаря их цепким диалогам, динамике и колоритным персонажам. В «Однажды в... Голливуде» всего этого в достатке, но, пожалуй, чтобы понять его до конца, все-таки, необходимо быть «в теме», и как минимум знать о жестоком убийстве Шэрон Тейт. В противном случае можно почувствовать себя инопланетянином: это практически энциклопедия Голливуда 1960-х, эпохи кино, с которой знаком далеко не каждый зритель в России. А уж отсылок к собственному творчеству и чисто фанатских и синефильских радостей Тарантино вложил сюда как никогда много.
Однако при всей «специфичности» этой картины, в особенности для тех, кто ожидает от Тарантино только смачных сцен насилия (без них тоже не обошлось), «Однажды в... Голливуде» определенно самая нежная и лиричная картина режиссера. И дело даже не в ностальгических нотках, звучащих буквально в каждом кадре. Как когда-то кинематограф помог убить Гитлера в «Бесславных ублюдках», так и теперь «великая иллюзия» вторгается в ткань истории, чтобы сделать ее чуточку лучше. Тарантино, как синефил до мозга костей, ставит фантазию и вымысел выше реальности, поэтому кино всегда побеждает в его мире. Так «лузеры» Рик и Клифф превращаются в тех героев, которыми всегда хотели бы стать, им выпадает тот шанс, которого в жизни у них никогда бы не было. И это роднит их с самим Тарантино, человеком, всему обязанным кинематографу и посвятившим себя верному ему служению. «Однажды в... Голливуде» — ода утраченному времени, любовное письмо артистам, которым не довелось стать звездами, и жертвам, которым не удалось спастись.
Спасибо за рецензию.