Простой 30-летний художник Свят (Иван Макаревич) влюблен в кукольную дочку олигарха Асю (Любовь Аксенова). И чтобы доказать ей свою состоятельность, решает открыть свой одноименный фильму ресторан. А деньги на его открытие Свят берет как раз таки у ее папы (Виталий Кищенко). И вот тут-то и появляются на его пути бесы настоящие: коррупционеры всех мастей. В борьбе с ними главный герой входит в своеобразный транс, во время которого с интонацией дикторов первого канала изрекает душеспасительные назидания. А главное – он гасит этих бесов штабелями: вроде как только в своих фантазиях, но, похоже, что и наяву тоже…
Режиссер картины Григорий Константинопольский слишком явно отсылает своего «Беса» к «Американскому психопату» Брета Истона Эллиса, чтобы заподозрить его не только в плагиате, но и в наследовании той же системы координат. Для него здесь важны только сюжетный трюк, социально ориентированная ирония, а в первую очередь – культовый статус произведения именно для 90-х годов. Режиссерский фокус Константинопольского заключается в том, что через более менее понятную сейчас критику 90-х можно очень даже ловко и метко расправиться и с современностью.
Резонный вопрос, возникший уже у многих, таков: а имеет ли смысл деконструкция дня сегодняшнего посредством кинематографического инвентаря 90-х? Вопрос правильный, но, судя по всему, мы имеем дело вовсе не с высоколобой конструкцией. Режиссера гораздо больше занимает собственное место в современном мире, чем его критика как таковая. А учитывая то, какой сюжетный финт откалывает режиссер ближе к финалу, «Русский бес» оказывается вообще глубоко личным исследованием себя. И тут нельзя даже ответить на еще более простой вопрос: хороший это фильм или плохой. Это просто фильм Григория Константинопольского. Смотреть который тем не менее крайне увлекательно.