НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    10 самых необычных фильмов Открытого фестиваля российской анимации

    ,

    В Суздале завершился XXIII фестиваль российской анимации. Екатерина Визгалова рассказывает о десяти смелых, нестандартных и ярких картинах. 

    В Суздале завершился XXIII фестиваль российской анимации, на котором можно было увидеть более 200 разноформатных фильмов, 108 из них – в конкурсной программе. Важно заметить, что в рамках этого ежегодного и многими любимого форума всегда можно посмотреть и те работы, которые были присланы для селекции, но не отобраны в программу, и таким образом получить полную информацию о состоянии дел в анимационной отрасли. Просмотр большого количества фильмов в Суздале — а это примерно все, что сделано в России за год — позволяет определить и вектор развития индустрии, и разного рода тенденции: тематические, изобразительные, связанные с коммерческим запросом и так далее.

    А поскольку Анимация — девушка чуткая, быстрее всего реагирующая на любые изменения, подхватывающая модные настроения и влюбленная в эксперименты, в программе всегда есть смелые, нестандартные, а порой и откровенно странные фильмы. Чаще всего они и оказываются самыми интересными, удивляют, выбиваются из общего ряда. Про самые яркие из них мы хотим рассказать.

    «А как наши космонавты»

    Реж. Галина Голубева / студия «Союзмультфильм»

    В основу картины положена одноименная песня, исполняемая солисткой Фольклорного Ансамбля белгородского села Верхняя Покровка, (слушать здесь). «...Ой на советском корабле / Да полетели высоко / полетели высоко, полетели далеко»., — запевает Мария Яковенко. Изображение органично вторит музыке — это стилизация под русское декоративно-прикладное искусство (Кировская домовая роспись, роспись прялок и сундуков, отчасти городецкая роспись), где вместо красок используется пластилин. В кадре трое простых деревенских парней прощаются с женами и отправляются в космос, летят, приземляются на Марсе, «работают дружно» и возвращаются домой с богатым урожаем. История щедро сдобрена шутками-прибаутками: космонавты надевают на голову стеклянные круглые банки и летят на корабле, по форме напоминающим православную церковь. С ними в небо отправляется четвертый член экипажа — корова.

    Раскроем и главный козырь картины: наряду с песней, в промежутках между куплетами, звучит голос еще одного простого русского парня — Юрия Алексеевича Гагарина, который спокойно и уверенно говорит о своем полете и о том, что очень скоро мы все будем летать. За умение так виртуозно поженить советские космические завоевания и русский фольклор фильм получил на суздальском фестивале приз за лучшую студенческую работу и номинирован на анимационную премию «Икар».

    «Белоснежье»

    Реж. Ирина Эльшанская / студия «Союзмультфильм»

    Притча о том, что наши желания материальны. Глиняный человек просыпается в стерильно-белой комнате без окон и дверей и обнаруживает, что оставляет на полу грязные отпечатки ног. Внезапно в стене появляется проем, в котором услужливо материализуется все, что нужно для уборки — ведро, тряпка, перчатки. Пытаясь сохранить комнату в первозданном виде, человек принимает все большее усилия, но следы собственной жизнедеятельности все равно не может скрыть. Наконец отчаяние помогает герою сломать границы мировосприятия и увидеть соседнюю комнату: там, за стеной — затоптанный напрочь пол и упоенный творчеством художник, которому мироздание по запросу предоставило кисточки и краски.

    Тема белой комнаты как метафоры жизни — не нова, можно вспомнить хотя бы «Символ» Хитоси Мацумото, где герой в пижаме оказывается в точно такой же белой комнате, и из ящичков в стене к нему выезжают всевозможные предметы, о назначении которых не сразу и догадаешься. Символизм «Белоснежья» может и не так заковырист, но это тот случай, когда простота придает метафоре изящество. Идею и ее воплощение оценило и жюри фестиваля, вручив Ирине Эльшанской диплом в категории «за лучший дебютный фильм» с формулировкой «за переход от стерильности к счастью».

    «Бруклинский бриз»

    Реж. Алексей Будовский / студия Figli-Migli Production

    Музыкальное путешествие по Бруклину 20-30-х годов прошлого века, созданное на основе музыкальной записи нью-йоркского оркестра под управлением Майкла Аренеллы. Фильм выполнен в технике двухмерной компьютерной анимации, его герои — ожившие строительные краны, черные водонапорные башни на крышах домов, бодро вышагивающие поодиночке и группами под джазовую музыку, под огромной оранжевой луной. Людей здесь нет, сосредоточием жизни становится сам город. Это небольшое кино — удивительное признание в любви Нью-Йорку от режиссера, который, кстати, и обучался там, в Бруклинской киношколе.

    Фильм получил Диплом в категории «лучший профессиональный короткометражный фильм» с формулировкой «за теплый привет из старого Бруклина»

     

    «Дача, пришельцы, огурцы»

    Реж. Екатерина Михеева / Школа дизайна НИУ ВШЭ

    Один из самых смешных фильмов конкурсной программы полон абсурдных гэгов, но при этом не лишен нарратива. На типичном дачном хозяйстве где-то в средней полосе пора собирать урожай и закатывать банки, но дело идет вяло. Один работник уснул в неудобной позе на завалинке, другой пытается настроить радиоприемник, девочка с косичками топчется вокруг, задевая всех толстыми ногами. Дело принимает крутой оборот, когда появляются пришельцы на клиновидном НЛО, и метко запущенный огурец разбивает их корабль. Теперь одноглазые вынуждены работать на огороде с лопатой.

    Очарование фильма проистекает из его выразительной стилистики, непривычных форм и искривленных пропорций. Важна и нарочитая небрежность, и ограниченное количество цветов, и неравномерная заливка (акцент на лице главного победителя пришельцев и огурцах). Все это создает особенный невероятный мир фильма, являющейся смешной пародией на наши национальные дачные традиции. Диплом в категории «за лучший студенческий фильм» с формулировкой «за высокий полет огурца».

    «Синие руки»

    Реж. Михаил Шепилов, Александра Анохина / ВГИК

    Эта студенческая работа посвящена не лайкам в фейсбуке, как можно было сразу подумать. «Синие руки» — хоррор, он рассказывает жуткую историю пианиста, который пострадал при пожаре. Его руки почернели, их перебинтовали, и от невозможности играть он начинает сходить с ума (анимация, как известно, удобна тем, что с ее помощью довольно легко изобразить сумасшествие). Рядом с главным героем мечется его дочь — девочка с синими руками. Она пытается утешить мужчину, но он хочет только одного — вернуться на сцену. Тогда дочь отдает свои руки папе, тот садится за рояль, снимает с клавиши вуаль и начинает играть. Но все заканчивается не по-доброму: из рояля вылезает чудовище и съедает девочку. А руки пианиста вновь чернеют. Трактовку этого фильма предлагаем придумать самостоятельно. Он очень странный.

     

    «Теория заката»

    Реж. Роман Соколов / студия «Петербург»

    Лучшим короткометражным фильмом в Суздале стала картина о маленьком человеке с велосипедом, который отправляется в лес и запускает в действие некий механизм, отвечающий за ход времени. Поршни поднимают в небо солнце, и оно на длинных худеньких ножках совершает по земле пешую прогулку, пока жизнь идет своим чередом. Вообще-то непросто передать очарование картины, главной особенностью которой является воображаемый мир, живущий по иным логическим законам. Он, с одной стороны, проще — более упорядоченный, гармоничный, и каждый в нем понимает свое место и предназначение. С другой — в нем тоже есть любовь, рождение, смерть, родственные связи и музыка, а значит он, как и наш мир, — уязвим и требует внимательного, заботливого отношения и друг к другу, и к своим обязанностям.

     

    «Аниматанго»

    Продюсер Сергей Капков / НАП «Икар»

    Традиционный джем-сейшн, приуроченный к национальной премии «Икар», выполнен 12-ю разными режиссерами под руководством Сергея Капкова. Возможно, предыдущая работа «Совы нежные», сделанная тем же коллективом авторов, была поинтереснее, но и эта совсем не дурна — в динамичном танце сплетаются разные герои фильмов, оживают граффити, предметы, впрочем, не обязательно много писать, если можно посмотреть кино в свободном доступе.

     

    «Машина прогресса» / «Про бабу, которая хотела улететь»

    Реж. Александр Свирский / студия «Мастер-фильм»

    Фантасмагорические фильмы Саши Свирского имеют настолько яркий отличительный стиль, что их трудно не узнать, даже не заглядывая в титры. Это сверхэмоциональные музыкальные произведения, в которых анимация подобна импульсам, энергетическим потокам, психотропным препаратам. Она вызывает возбуждение, чувство тревоги или, напротив, оказывает гипнотическое воздействие, и все это с помощью цвета, ритма, расчленяющихся и вновь соединяющихся форм. Аудиовизуальная часть фильма всегда доминирует над содержательной, о чем кино — без подсказки и определить бывает сложно. Хорошо, что в фильме «Про бабу, которая хотела улететь» есть такое подробное название, оно же синопсис. «Машина прогресса» же — клип на песню Oxxxymiron, этот фильм лежит в свободном доступе — вообще Свирскому очень идет рэп. Или рэпу — Свирский.

    «Rain moments»

    Реж. Роман Верещак / независимое производство

    Вот прекрасное кино, которое почему-то не взяли в конкурсную программу. Уникален фильм, во-первых, формой рисунка, который не заполняет весь кадр целиком. Во-вторых, здесь нет разнообразия планов, этим «Rain moments» напоминает компьютерную игру: облака пьют воду из озера и отправляются в путь. По пути тучки поливают землю, на месте полива вырастают елки, под облаками движется маленькая машина, вслед за облаками — летающая тарелка. Все очень просто и немного странно, особенно тем, кто любит вопрос «зачем?». Но фильм покупает с потрохами вот этой простотой и еще волшебной колористикой, а за счет округлой формы создается ощущение мира на ладони, мира внутри стеклянного шара, который тебе подарили, а ты не можешь налюбоваться, хотя и не знаешь, что ж теперь с ним делать.

    «Казегоб»

    Реж. Диана Синеокая / СИNE-О-КИNО

    И еще один фильм, не попавший в конкурсную программу, самый, наверное, необычный из всех в программе, но довольно забавный, даже на стадии описания. Автор определяет жанр своей работы как «русский народный экологический мюзикл». Это рисованная компьютерная двухмерная анимация с использованием различных фактур (мягкие игрушки, лопающаяся упаковка и так далее), призванных изобразить планету после экологической катастрофы. Мир населен неунывающими музыкально одаренными мутантами странных очертаний и ярких расцветок, которые на своем языке поют о прежнем мире, в котором были запасы питания и прочие радости. Краткое содержание этих серьезных песен мы узнаем из титров, мелодии же далеки от заявленного пафоса — «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай» или «По улице ходила большая крокодила». Приятно все же думать, что какая-то культура останется на Земле после нас, а не одна только пузырчатая упаковка.

     

    другие Подборки

    40 лет назад на экраны вышел слэшер, ставший образцом жанра, главным фильмом в карьере Уэса Крэйвена и началом влиятельной франшизы. Дмитрий Соколов рассказывает о культовом хорроре, оказавшем гигантское влияние на фильмы о снах и ночных кошмарах.

    30 лет назад состоялась премьера культового сай-фая, породившего длинную телефраншизу. Дмитрий Соколов рассказывает об истоках, влиянии и наследии изобретательного фильма Роланда Эммериха.

    26 октября 1984 года — ровно 40 лет назад — на экраны вышел малобюджетный сай-фай-экшен, ставший культовым хитом и одним из важнейших фильмов эпохи. Дмитрий Соколов рассказывает об исторических корнях и долгосрочном влиянии работы Джеймса Кэмерона.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.