У вас очень разнообразная фильмография, но свою карьеру вы начинали с хорроров. Во всех ваших фильмах это чувствуется, но «Перестрелка», наоборот, полна насмешки и иронии. Откуда это взялось?
Мне кажется, что жизнь, вообще, довольно иронична. Я бы хотел, чтобы мой жизненный опыт отражался в каждом моем фильме. Понимаете, я очень редко вижу кино, которое совпадает с тем, как я смотрю на вещи. Я уверен, что большинство людей с опытом приходят к тому, что жизнь — это своего рода шутка. Как говорится, мир это театр, и каждый из нас должен играть свою роль, притворяться, что все это имеет значение, но, это не совсем так. Таково мое мироощущение, и я бы хотел, чтобы мои фильмы его отражали.
Расскажите о фильмах, вдохновивших вас на «Перестрелку».
Безусловно, главным вдохновителем «Перестрелки» было «Нечто» Джона Карпентера. Конечно, это был ремейк старого фильма Говарда Хоукса, но Карпентер переосмыслил его, наполнил новой жизнью — такие вещи всегда привлекали меня. Я хотел сделать нечто подобное. Я большой поклонник экшнов 70-х и 80-х, постоянно возвращаюсь к ним, и их влияние присутствует во всех моих фильмах.
В Перестрелке особенно чувствуется влияние Квентина Тарантино.
Да, но такое ощущение возникает лишь потому, что «Перестрелка», как и фильмы Тарантино, многое берет из старых экшн фильмов. «Бешеные псы» полны аллюзий на «Убийство» Стэнли Кубрика и боевики Джона Ву. Мне кажется, в «Перестрелке» гораздо больше Джона Карпентера или Сэма Пекинпы. Конечно, сегодня невозможно обойтись без влияния Тарантино, но его фильмы точно не были для меня главным источником вдохновения во время съемок.
Большинство ваших фильмов написано в соавторстве с вашей женой Эми Джамп. Как происходит ваше сотрудничество, какова ваша роль в написании фильма?
Все зависит от конкретного случая. Когда за сценарий отвечает одна Эми, я не вмешиваюсь в ее работу, она может делать все, что ей захочется. Я ей полностью доверяю, и мне нравится все, что она делает. Когда же мы пишем сценарий вместе, то сперва работаем над структурой и персонажами. На самом деле, мы не так много обсуждаем фильм в процессе его написания. Все получается довольно спонтанно, мы хорошо понимаем друг друга. Наверное, дело в этом.
Как родилась идея «Перестрелки»?
Я хотел сделать экшн, в котором действие не останавливалось бы ни на минуту. Но при этом связать вокруг перестрелки разных персонажей, которым хочется сопереживать. С самого начала я задумывал «Перестрелку» как своего рода слэпстик комедию с элементами гангстерского боевика. Конечно, сказалась и любовь к старым фильмам.
Не задумывалась ли «Перестрелка» как аллегория абсурдности войны? Как вы для себя определяете главную тему фильма?
Думаю, да. В какой-то степени это кино о войне. Правда, в отличие от многих военных фильмов, в «Перестрелке» нет однозначно хорошей или плохой воюющей стороны. Обе сражаются ни за что, и все, что в итоге выигрывают — это смерть. Я думаю, в основе фильма лежит идея того, что никто не избегает смерти. И всякий, кто вступает в войну, это понимает. Вот, что самое страшное. Но при это этом я хотел подать эту мысль с чувством юмора и иронии.
Продюсером фильма выступил Мартин Скорсезе. Расскажите, как это случилось?
Нас связал мой агент. Я был удивлен, узнав, что Мартин смотрел мои фильмы, и они ему понравились, в особенности «Раз! Два! Три! Умри!» и «Список смертников». Мы встретились с ним и прекрасно пообщались. Спустя какое-то время его продюсерская компания предложила мне работать вместе. Я немедленно отправил сценарий «Перестрелки», и они согласились. Для меня это большая честь, Скорсезе — мой герой, смотря его фильмы, я учился снимать свои.
Принимал ли он участие в съемках?
Нет, но он прочел сценарий и оставил в нем несколько пометок.
Актеры в фильме большую часть времени проводят лежа на полу, как это сказалось на съемках?
Ничего особенного. Мы снимали около двух недель, так что у них было время постоять на ногах. Мне кажется, актеры даже получали удовольствие от этого, ведь вставать им приходилось гораздо чаще (смеется). Впрочем, на экране герои не просто так лежат на земле — они постоянно ищут укрытия. В этом и состоит задумка фильма, ведь в подобной ситуации тебе захочется быть как можно ближе к земле, получше спрятаться. На этапе съемок я осознал, что постановка «Перестрелки» стала походить на игру в шахматы, потому что съемочная площадка стала настоящим полем боя. Мне это показалось очень интересным. Вы правильно подметили, что это фильм о войне, но будь в «Перестрелке» танки или целый отряд солдат, все равно герои лежали бы на определенных позициях. Другое дело, сделать это интересно и смешно.
А почему в фильме только один женский персонаж?
Потому что в похожей ситуации вряд ли было бы много женщин. Мне показалось интересным иметь женский взгляд на события. Думаю, если бы женских персонажей было больше, все могло кончиться совсем иначе. Это была бы другая история.
Расскажите о работе с Бри Ларсон и Киллианом Мерфи.
Бри Ларсон чудесна. Мы снимали «Перестрелку» еще до выхода «Комнаты» и церемонии вручения «Оскаров» (Ларсон получила награду Киноакадемии за лучшую женскую роль – прим. Kinomania). С ней было приятно работать, она очень спокойная, расслабленная. Просто приходила на площадку, и делала свое дело. Киллиан тоже отличный парень, настоящий профессионал. Он очень внимателен ко всему, что делает, и меня поразила его дисциплинированность на съемках. Я люблю его фильмы, он невероятно играет в «Острых козырьках». Ему достаточно оказаться перед камерой, и это уже будет потрясающе. Великолепный актер.
Хотели бы вы однажды снять фильм для студии-мейджора?
Конечно, как для большого поклонника кино сама идея работы на крупной студии мне интересна. Правда, уверен, что не смог бы проработать там вечно, но, скорее всего, мне и не дадут (смеется). Но, безусловно, я бы с радостью попробовал.