Когда фестиваль «Движение» только начинался, вы шли на эксперименты: например, включили в конкурс телесериал «Салам, Масква». Опыт оказался успешным, а в прошлом году сериал «Красные браслеты» даже получил главный приз. Как эволюционировал формат фестиваля, какие нововведения удались, а какие нет?
Не знаю, можно ли это назвать словом «эксперимент». Просто изначально перед нами стояла задача запустить новый фестиваль, который проходит всего за месяц до «Кинотавра». Нужно было придумать что-то совершенно на него не похожее и уйти как можно дальше от его формата. Во-вторых, никто не стремился давать фильмы неизвестному фестивалю в нестоличном городе Омске. В-третьих, уже тогда было ясно, что телесериалы как жанр обретают новую динамику, и это нельзя было не отразить. Как и расцвет неигрового кино.
Выходит, что конкуренция с «Кинотавром» все-таки существует?
И да, и нет. Условно говоря, какая может быть конкуренция между Роттердамом и Канном? Я, конечно, льщу сейчас и «Кинотавру», и «Движению», но по направленности мы действительно ближе к формату Роттердама или Локарно: фокус на независимое молодое кино, сделанное чуть ли не на коленке. На «Кинотавре» основной упор все-таки на фильмы известных режиссеров. Да, дебютов и у них много, поскольку вообще все нормальные фестивали хотят открывать новые имена, но кино, снятое на мобильник, вряд ли попадет в конкурс «Кинотавра». К нам такое кино попасть может, более того, такое уже случалось.
Но мы показываем и работы, выпускаемые серьезными продюсерами: в этом году, например, будут фильмы от Сергея Сельянова, Арсена Готлиба, Алексея Учителя. Тем не менее, я не думаю, что мы соревнуемся с «Кинотавром». В силу дружеских отношений с его руководителями я считаю его нашим «большим братом». Без сомнения, это российский фестиваль номер один. А мы с самого начала стремились стать номером два, осознавая, что первыми мы не будем хотя бы потому, что занимаем четко определенную нишу – нишу молодого кино. И еще в прошлом году понимающие люди в приличной прессе написали, что мы номер два. Так что цель была достигнута.
Интересно, что и вы сравниваете «Движение» с «Кинотавром», а ни с каким другим фестивалем, хотя в России их большое количество. Это количество нам, что называется, не мешает. С первого года я вижу наш «отсев» на других фестивалях, гораздо более «небезызвестных». Но конкуренция в любом случае идет всем только на пользу.
Осталось только российским режиссерам и продюсерам научиться понимать, что сыр может быть разных сортов, что кино может остаться незамеченным в одном месте и, наоборот, прозвучать в другом. Но многие из них не знают даже, что такое премьера, думают, что фестиваль – это свалка, куда можно прислать вещь трехлетней давности после показа в каком-нибудь Доме кино или кафе «Март».
Если говорить о разнице между вами и «Кинотавром», получается, что «Кинотавр» ориентирован исключительно на индустрию, а вы уделяете много внимания широкой аудитории.
«Движение» проходит в большом городе, и на показы приходит много зрителей, но это не значит, что мы не думаем про индустрию. Мы просто находимся только в начале пути. В апреле мы проводим всего лишь четвертый наш фестиваль! Но уже на самом первом мы придумали приз продюсеру за достижения в профессии – таких наград больше нет ни у кого. Именно об индустрии мы думаем, когда вливаем в нее новые кадры – для этого мы приглашаем продюсеров на фестиваль и в жюри, чтобы они имели возможность увидеть новые таланты, оценить их и, если все будет окей, начать с ними работать.
Есть и другая функция: «Движение» – еще и альтернативная форма проката для фильмов, которые иным способом никогда не попадут в кинотеатры Омска.
Да, для этого мы придумали программу «Движение. Вектор» – для нее мы выбираем фестивальное кино, которое не было показано в Омске. В прошлом году мы привозили, среди прочего, «Да и да» Валерии Гай Германики. В этом году покажем «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Инсайт» Александра Котта, «Чайки» Эллы Манжеевой. Мы работаем для того, чтобы омский зритель открывал для себя новые имена и фильмы.
А как у вас складываются отношения с Министерством культуры и самим министром, Владимиром Мединским? На вашем сайте даже висит его обращение к гостям и участникам фестиваля.
Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры, как и при поддержке правительства Омской области. Поэтому мы рады приветствовать на наших площадках и министра, и губернатора, и вообще всех, кто интересуется кино по долгу службы или велению сердца. А если вы хотите спросить, оказывает ли Минкульт ли какое-то давление при формировании программы – нет, этого нет. Если бы такое давление существовало, я бы просто не смог делать такой фестиваль.
Что особенного в программе этого года?
Я бы сказал, что она менее эклектична. В главном конкурсе много фильмов, которые я бы назвал серьезными, спорными, угловатыми, неудобными – они, как говорили раньше, «заставляют задуматься». Костяк программы составляет кино, которое при всем желании не назовешь среднестатистическим – и при этом в конкурсе практически нет никакого мейнстрима. Не то чтобы я был против мейнстрима, но на этот раз просто не нашлось ничего достойного, и эту поляну занимает у нас во внеконкурсной программе лучшее новое телекино.
В программе представлены самые разные жанры: от критического реализма до театральной стилизации, от азиатского экстрима в его якутской вариации до молодежной драмы – но все это настоящее фестивальное кино. Есть радикальные фильмы, есть вполне европейские картины (не только по интенции, но и, что важно, по воплощению) в духе ансамблевых фильмов-«магнолий» со множеством персонажей.
Так получилось, что в главном конкурсе не будет документального кино. Зато отдельный неигровой конкурс, по-моему, очень интересный. Не будет и телесериала – не потому, что мы этого не хотели, просто так вышло по чисто техническим причинам. Нам бы пришлось показать весь сериал, а не две серии, как поступаем обычно. А отдать показу целый день на фестивале, который длится всего пять дней, мы позволить себе не можем.
А вы не думали сделать фестиваль подольше – или бюджет не позволяет?
Не позволяет не только бюджет, но и сама довольно унылая ситуация в российском кино. «Движение» – фестиваль национальный, а не международный, и в нашем распоряжении изначально не очень большой пул фильмов. Мы получили в разы больше предложений, чем в прошлом году, но качественного роста я пока что не наблюдаю. Да, объективно фильмов стало больше, поскольку сейчас все снимают кино на утюги и чайники, но это не значит, что все это можно кому-то показывать. Технологическая революция мало отразилась на качестве и только добавила проблем отборщикам. Мы не гонимся за количеством: мы предпочитаем отобрать лучшее из возможного и не давать зрителям расслабиться все эти пять дней.