В российский прокат выходит «Джейн берет ружье» — мелодраматический вестерн со смертельно серьезной Натали Портман, где вопреки названию почти нет перестрелок, но много вздыхают и вспоминают прошлое.
Одинокое ранчо под бескрайним небом Нью-Мексико, 1871 год. Джейн Баллард (Натали Портман) ведет нехитрое хозяйство. Все меняется, когда домой возвращается ее смертельно раненный муж Хэм (Ноа Эммерих). Пока Джейн вытаскивает из него пули, Хэм, кривясь от боли, сообщает ей, что неподалеку рыскает банда Бишопа (усатый Юэн МакГрегор отчаянно похож на Дэниела Дэй-Льюиса), и просит у жены прощения. У Бишопа хорошая память: несколько лет назад Хэм убил четырех его молодчиков и вытащил Джейн из борделя, куда её продал злодей.
Джейн увозит дочь на соседское ранчо (нетранспортабельный муж смиренно умирает то ли от ран, то ли от чувства вины) и едет просить помощи у бывшего жениха Дэна Фроста (Джоэл Эджертон), стрелка и героя-ветерана Гражданской войны, которого она когда-то, еще до Хэма и Бишопа, не дождалась. Душевная рана у Фроста так и не затянулась. Потому, немного поворчав, он соглашается — и кропотливо готовится к атаке людей Бишопа.
«Джейн берет ружье» — едва ли не самый бедовый голливудский проект последних лет. После того, как за несколько недель до съёмок шотландка Линн Рэмси («Что-то не так с Кевином», «Морверн Каллар») покинула режиссёрский пост из-за пресловутых «творческих разногласий», работа велась в аварийном режиме.
Сейчас сложно рассуждать, каким бы вышел фильм у Линн Рэмси, режиссера жесткого и бескомпромиссного, которая часто в своих лентах словам предпочитает сложную, не всегда комфортную систему образов и звуков. Но в любом случае это интереснее, чем то, что в итоге получилось у Гэвина О’Коннора. Вообще режиссеру отменных «Воина» и «Чуда» не позавидуешь. Мало того, что его участие свелось к прикладной функции сменщика-спасателя, так еще за время производства в жанре вестерна произошло много чего интересного. «Джейн» приходится играть на поле, основательно вытоптанном тремя мощными релизами — «Костяным томагавком» С. Крэйга Залера, «Строго на Запад» Джона МакЛина и «Омерзительной восьмеркой» Квентина Тарантино.
Год 2015-й оказался очень важным для вестерна. Если Тарантино в своей работе, по сути, выкатил еще один этаж своего личного мавзолея, то его менее маститые коллеги решили куда более важную и универсальную задачу — доказали, что дряхлый, пыльный жанр все еще пригоден для серьезного авторского высказывания. Есть уверенность, что у Рэмси тоже были свои причины отправиться на Дикий Запад, но об этом мы можем только предполагать.
Гэвин О’Коннор сделал просто жанровый продукт по заветам Джона Уэйна. «Джейн берет ружье» — кино, не требующее от зрителя никаких усилий — ни умственных, ни эмоциональных. Регулярные (а в какой-то момент просто навязчивые) флэшбэки мало того, что сбивают темп, так еще и разжевывают историю до состояния кашицы. Довершают дело сводящие скулы «объяснительные» диалоги, в которых живые эмоции принесены в жертву фактам биографии.
Единственным, что хоть как-то оправдывает потраченных денег на билет, может стать любование прекрасными актерами, которым, впрочем, особо негде развернуться. Каждый из звёздной троицы проекта работает на совесть. Беда в том, что им всем приходится барахтаться на мелководье плоских образов. МакГрегору достался наискучнейший злодей — актер, кажется, и рад довести образ до карикатуры, но вынужден подчиниться общей тональности картины. Совместное присутствие в кадре Эджертона и Портман лишено всякой химии, что для истории про давнее, но все еще саднящее романтическое чувство, — трагическая ошибка.
Впрочем, есть в «Джейн берет ружье» одна маленькая радость. Время от времени в картине всплывают детали, оставшиеся от Линн Рэмси: воздушный шар (!), море огня в кульминационной сцене, мечты Джейн об океане и две ее дочери, которым Рэмси, можно не сомневаться, уделила бы больше времени.
Работа критика конечно болтологическая, но хотелось бы все ж полаконичней и оставить хоть что-то нераскрытым для зрителя. ...