Свой первый отрицательный образ Уиллем Дефо сыграл в рок-н-рольной сказке Уолтера Хилла «Улицы в огне». Банда байкеров во главе с Дефо в незабываемом кожаном комбинезоне на голое тело прямо с концерта похищает рок-звезду Эллен Эйм (Дайан Лэйн), а герой Майкла Паре ныряет в принадлежащую бандитам ночь, чтобы спасти девушку, которую когда-то любил. То, что «Улицы в огне» сказка, Хилл заявляет в самом первом титре фильма. Сам режиссёр говорил, что снял фильм-мечту, посмотреть который ему всегда хотелось, когда был подростком: крутые машины, ревущие мотоциклы, грохочущие ночные поезда, неоновые огни, рок-звёзды, драки и суровый юмор. В заданной системе координат, герой Дефо — вылитый Кощей, уносящий прекрасную принцессу.
Если в «Улицах в огне» Дефо намерено карикатурен, то в «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» Уильям Фридкин не делает никаких скидок на условности и лепит из молодого актёра настоящего злодея. Твёрдой режиссёрской рукой Фридкин загоняет Дефо в стереотипный образ. Трудно обвинить больших режиссёров Хилла и Фридкина в узости мышления: нетривиальная внешность начинающего голливудский путь актёра труппы экспериментального театра The Wooster Group сама выбирала ему первые роли. С другой стороны, Кэтрин Бигелоу, давшая Дефо его первую главную роль в провинциальной байкерской ретро-драме «Без любви», точнее сформулировала его первое амплуа — опасное и романтичное: у героя Дефо не всегда чёрное сердце, но всегда угроза обществу в глазах и в ухмылке — то чеширской, то вампирской. В «Жить и умереть...» Дефо прекрасен как раз своей однозначностью: фальшивомонетчик экстра-класса, отвратительный убийца, порочный и утончённый ценитель искусства.
Во второй половине восьмидесятых Уиллем Дефо — большая голливудская величина, снимающийся у Оливера Стоуна (переломная положительно-героическая роль во «Взводе»), Мартина Скорсезе («Последнее искушение Христа»), Алана Паркера («Миссисипи в огне»). Следующий свой резко отрицательный образ (полярность его Бобби Перу в «Диких сердцем» сложно определима в силу сбитых Дэвидом Линчем магнитных центров) он сыграет лишь в 1997 году. За роль обиженного на работодателей психа Джона Гейгера, уволенного разработчика компьютерных систем на океанских лайнерах, Дефо берётся со зверским аппетитом. Кажется, актёр не замечает, что попал в заведомо провальное предприятие и один из самых отвратительных сиквелов всех времён. Исправить положение он не в состоянии, потому смачно разговаривает со своими пиявками: «Займитесь мною, а я займусь кораблём».
После «Скорости 2» Дефо уже ничего не боится. В культовые «Святые из Бундока» он приходит козырным тузом и устраивает актёрский аттракцион, постоянно заступая обеими ногами в гротеск. Актёр фантастически манипулирует своей харизмой, заставляя зрителя в каждой сцене ждать от его героя чего-то непоправимо плохого. Его незабываемый агент-«фэбээровец» Пол Смекер расследует подвиги «народных мстителей», братьев-мясников, разбирающихся сначала с русской, а потом и с итальянской мафией, — и по всем приметам к середине фильма сам должен начать укладывать народ штабелями. Но Дефо обманывает ожидания и, по сути, предстаёт эдаким Шерлоком Холмсом эпохи тарантиномании.
Экранизация красивого киноманского мифа о том, что немецкий актёр Макс Шрек, звезда фильма ужасов Фридриха Вильгельма Мурнау «Носферату, симфония ужаса», на самом деле был вампиром. Шрек в исполнении Дефо лишь номинально самый страшный персонаж «Тени вампира». Режиссёр Мэридж считает таковым не вампира, а великого Мурнау (Джон Малкович), ради искусства договаривающегося с нечистью (красивая и очень точная метафора) и одержимого своим фильмом не меньше, чем древний кровосос жаждой крови. Шрека же в какой-то момент становится жалко. Он — существо беззащитное и беспомощное, своеобразная жертва, отправляющаяся на заклание на алтарь искусства. За эту роль Уиллем Дефо во второй раз — после «Взвода» — номинируется на «Оскар».
Абсолютная вершина «злодейской» фильмографии Уиллема Дефо: глава корпорации Oscorp Норман Осборн, который не ради научного интереса, а в погоне за контрактом минобороны, проверяет на себе действие новой субстанции, выведенной в его лаборатории — интенсификатора человеческой деятельности. В результате эксперимента мир получает суперзлодея Зелёного Гоблина, а Человек-паук (в первой, «тобимагуайрской» инкарнации) — могучего и беспринципного противника. На отведённом ему участке Дефо играет практически трагедию — о докторе Джекиле и мистере Хайде (Норман Осборн до поры до времени не знает о своём новом альтер-эго). В двух других частях трилогии Сэма Рэйми актёр уже тень отца Гамлета, подстрекающая своего сына Гарри перейти на тёмную сторону. Интересно, что именно Дефо предложил камео Осборна-старшего во втором и третьем «Человеке-пауке».
All-star movie (по аналогии с «матчем всех звёзд») под руководством Роберта Родригеса, возвращающего на экран безымянного мариачи в исполнении Антонио Бандераса. Человек с гитарой оказывается в центре войны за власть, разгоревшейся между президентом Мексики и главой наркокартеля Армандо Барильо. Поджарый и загорелый Дефо носит усы и постоянно просит кого-то убить — то опасного конкурента, то собственного учителя музыки. Но свои лучшие сцены в несколько перегруженном иронией «Однажды в Мексике» актёр играет обмотанным в бинты после пластической операции — вылитый Пугало: ещё один суперзлодей, наряду с обязательным Джокером, до сих пор не сыгранный Дефо.
Возможно к счастью, но Уиллему Дефо, по большей части, не везло с большими голливудскими проектами, где никто (кроме, пожалуй, Рэйми) не вдавался в нюансы его актёрской харизмы. В середине нулевых Дефо соглашается принять участие — вероятно, по сугубо меркантильным соображениям — в возмутительном сиквеле экстрим-экшна «Три икса». Он играет министра обороны Декерта, задумавшего военный переворот и свержение американского президента. В «Новом уровне» возмущает решительно всё: небрежная схематичность сюжета, звенящая пустота пафосных диалогов, вечно хмурящийся Айс Кьюб и преступно скучный Дефо, поздно осознавший, куда его занесло.
Второй опыт (первым была «Водная жизнь») сотрудничества Дефо с режиссёром Уэсом Андерсоном, который неожиданно пробует себя в кукольной анимации. Результатом становится искрящаяся экранизация сказки Роальда Даля о рефлексирующем лисе, который ведёт войну с живущими по соседству фермерами-капиталистами. Красноглазый Крыс отвечает за охрану склада яблочного сидра и оказывается самым отвратительным представителем домашней фауны. Кажется, неслучайно Андерсон одевает его в обтягивающий полосатый свитер, несмотря на некоторое цветовое расхождение навевающий ассоциации с Фредди Крюгером. В такой одежде у Крыса нет никакого выхода — и он оказывается слетевшим с катушек психопатом. Самым же известным анимационным проектом Дефо остаётся «В поисках Немо», где он подарил свой голос аквариумному вожаку Жабру.
Удивительно, но до Уэса Андерсона никому не приходило в голову показать Дефо в откровенно пародийном ключе. Дефо никогда не злоупотреблял «злодейскими» ролями, к которым так располагает его внешность, и свои лучшие образы реализовал в других амплуа. Тем прекраснее получился шарж на самого себя, нарисованная одной актёрской краской роль киллера на побегушках Джоплинга, приспешника злодея калибром побольше Дмитрия Дегофф унд Таксиса (Эдриан Броуди). "Отель «Гранд Будапешт»" — горькая сказка об уходящей эпохе, где похожий на скелета в кожаном плаще и с кастетами на руках Джоплинг — не человек нового времени (для этого он слишком мелок и однозначен), а лишь инструмент новой эпохи, острое лезвие, злой рок и предсказание неминуемого фашизма.
другие Подборки
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
А "Диких сердцем" я бы все-таки добавил в этот список, очень уж запоминающаяся роль у Дефо была )
http://www.kinomania.ru/film/95422/frames/p2/#95422/frames/388249
- Ты чё делаешь?
- Да я только хотел приласкаться.
- Приласкаться? Ну ты и пи... - Ну теперь то вы, ирландские копы, воспрянете духом, две толковые версии за один день, и ни одной про обалденного мужика. Хоть джигу пляши!