Свой первый отрицательный образ
Уиллем Дефо сыграл в рок-н-рольной сказке
Уолтера Хилла «Улицы в огне». Банда байкеров во главе с Дефо в незабываемом кожаном комбинезоне на голое тело прямо с концерта похищает рок-звезду Эллен Эйм (
Дайан Лэйн), а герой
Майкла Паре ныряет в принадлежащую бандитам ночь, чтобы спасти девушку, которую когда-то любил. То, что «Улицы в огне» сказка, Хилл заявляет в самом первом титре фильма. Сам режиссёр говорил, что снял фильм-мечту, посмотреть который ему всегда хотелось, когда был подростком: крутые машины, ревущие мотоциклы, грохочущие ночные поезда, неоновые огни, рок-звёзды, драки и суровый юмор. В заданной системе координат, герой Дефо — вылитый Кощей, уносящий прекрасную принцессу.
Если в «Улицах в огне» Дефо намерено карикатурен, то в «Жить и умереть в Лос-Анджелесе»
Уильям Фридкин не делает никаких скидок на условности и лепит из молодого актёра настоящего злодея. Твёрдой режиссёрской рукой Фридкин загоняет Дефо в стереотипный образ. Трудно обвинить больших режиссёров Хилла и Фридкина в узости мышления: нетривиальная внешность начинающего голливудский путь актёра труппы экспериментального театра The Wooster Group сама выбирала ему первые роли. С другой стороны,
Кэтрин Бигелоу, давшая Дефо его первую главную роль в провинциальной байкерской ретро-драме «
Без любви», точнее сформулировала его первое амплуа — опасное и романтичное: у героя Дефо не всегда чёрное сердце, но всегда угроза обществу в глазах и в ухмылке — то чеширской, то вампирской. В «Жить и умереть...» Дефо прекрасен как раз своей однозначностью: фальшивомонетчик экстра-класса, отвратительный убийца, порочный и утончённый ценитель искусства.
Во второй половине восьмидесятых Уиллем Дефо — большая голливудская величина, снимающийся у
Оливера Стоуна (переломная положительно-героическая роль во «
Взводе»),
Мартина Скорсезе («
Последнее искушение Христа»),
Алана Паркера («
Миссисипи в огне»). Следующий свой резко отрицательный образ (полярность его Бобби Перу в «
Диких сердцем» сложно определима в силу сбитых
Дэвидом Линчем магнитных центров) он сыграет лишь в 1997 году. За роль обиженного на работодателей психа Джона Гейгера, уволенного разработчика компьютерных систем на океанских лайнерах, Дефо берётся со зверским аппетитом. Кажется, актёр не замечает, что попал в заведомо провальное предприятие и один из самых отвратительных сиквелов всех времён. Исправить положение он не в состоянии, потому смачно разговаривает со своими пиявками: «
Займитесь мною, а я займусь кораблём».
После «Скорости 2» Дефо уже ничего не боится. В культовые «Святые из Бундока» он приходит козырным тузом и устраивает актёрский аттракцион, постоянно заступая обеими ногами в гротеск. Актёр фантастически манипулирует своей харизмой, заставляя зрителя в каждой сцене ждать от его героя чего-то непоправимо плохого. Его незабываемый агент-«фэбээровец» Пол Смекер расследует подвиги «народных мстителей», братьев-мясников, разбирающихся сначала с русской, а потом и с итальянской мафией, — и по всем приметам к середине фильма сам должен начать укладывать народ штабелями. Но Дефо обманывает ожидания и, по сути, предстаёт эдаким Шерлоком Холмсом эпохи тарантиномании.
Экранизация красивого киноманского мифа о том, что немецкий актёр
Макс Шрек, звезда фильма ужасов
Фридриха Вильгельма Мурнау «
Носферату, симфония ужаса», на самом деле был вампиром. Шрек в исполнении Дефо лишь номинально самый страшный персонаж «Тени вампира». Режиссёр
Мэридж считает таковым не вампира, а великого Мурнау (
Джон Малкович), ради искусства договаривающегося с нечистью (красивая и очень точная метафора) и одержимого своим фильмом не меньше, чем древний кровосос жаждой крови. Шрека же в какой-то момент становится жалко. Он — существо беззащитное и беспомощное, своеобразная жертва, отправляющаяся на заклание на алтарь искусства. За эту роль Уиллем Дефо во второй раз — после «Взвода» — номинируется на «Оскар».
Абсолютная вершина «злодейской» фильмографии Уиллема Дефо: глава корпорации Oscorp Норман Осборн, который не ради научного интереса, а в погоне за контрактом минобороны, проверяет на себе действие новой субстанции, выведенной в его лаборатории — интенсификатора человеческой деятельности. В результате эксперимента мир получает суперзлодея Зелёного Гоблина, а Человек-паук (в первой, «
тобимагуайрской» инкарнации) — могучего и беспринципного противника. На отведённом ему участке Дефо играет практически трагедию — о докторе Джекиле и мистере Хайде (Норман Осборн до поры до времени не знает о своём новом альтер-эго). В двух других частях трилогии
Сэма Рэйми актёр уже тень отца Гамлета, подстрекающая своего сына Гарри перейти на тёмную сторону. Интересно, что именно Дефо предложил камео Осборна-старшего во втором и третьем «Человеке-пауке».
All-star movie (по аналогии с «матчем всех звёзд») под руководством
Роберта Родригеса, возвращающего на экран безымянного мариачи в исполнении
Антонио Бандераса. Человек с гитарой оказывается в центре войны за власть, разгоревшейся между президентом Мексики и главой наркокартеля Армандо Барильо. Поджарый и загорелый Дефо носит усы и постоянно просит кого-то убить — то опасного конкурента, то собственного учителя музыки. Но свои лучшие сцены в несколько перегруженном иронией «Однажды в Мексике» актёр играет обмотанным в бинты после пластической операции — вылитый Пугало: ещё один суперзлодей, наряду с обязательным Джокером, до сих пор не сыгранный Дефо.
Возможно к счастью, но Уиллему Дефо, по большей части, не везло с большими голливудскими проектами, где никто (кроме, пожалуй, Рэйми) не вдавался в нюансы его актёрской харизмы. В середине нулевых Дефо соглашается принять участие — вероятно, по сугубо меркантильным соображениям — в возмутительном сиквеле экстрим-экшна «
Три икса». Он играет министра обороны Декерта, задумавшего военный переворот и свержение американского президента. В «Новом уровне» возмущает решительно всё: небрежная схематичность сюжета, звенящая пустота пафосных диалогов, вечно хмурящийся
Айс Кьюб и преступно скучный Дефо, поздно осознавший, куда его занесло.
Второй опыт (первым была «
Водная жизнь») сотрудничества Дефо с режиссёром
Уэсом Андерсоном, который неожиданно пробует себя в кукольной анимации. Результатом становится искрящаяся экранизация сказки
Роальда Даля о рефлексирующем лисе, который ведёт войну с живущими по соседству фермерами-капиталистами. Красноглазый Крыс отвечает за охрану склада яблочного сидра и оказывается самым отвратительным представителем домашней фауны. Кажется, неслучайно Андерсон одевает его в обтягивающий полосатый свитер, несмотря на некоторое цветовое расхождение навевающий ассоциации с
Фредди Крюгером. В такой одежде у Крыса нет никакого выхода — и он оказывается слетевшим с катушек психопатом. Самым же известным анимационным проектом Дефо остаётся «
В поисках Немо», где он подарил свой голос аквариумному вожаку Жабру.
Удивительно, но до Уэса Андерсона никому не приходило в голову показать Дефо в откровенно пародийном ключе. Дефо никогда не злоупотреблял «злодейскими» ролями, к которым так располагает его внешность, и свои лучшие образы реализовал в других амплуа. Тем прекраснее получился шарж на самого себя, нарисованная одной актёрской краской роль киллера на побегушках Джоплинга, приспешника злодея калибром побольше Дмитрия Дегофф унд Таксиса (
Эдриан Броуди). "Отель «Гранд Будапешт»" — горькая сказка об уходящей эпохе, где похожий на скелета в кожаном плаще и с кастетами на руках Джоплинг — не человек нового времени (для этого он слишком мелок и однозначен), а лишь инструмент новой эпохи, острое лезвие, злой рок и предсказание неминуемого фашизма.
А "Диких сердцем" я бы все-таки добавил в этот список, очень уж запоминающаяся роль у Дефо была )
http://www.kinomania.ru/film/95422/frames/p2/#95422/frames/388249
- Ты чё делаешь?
- Да я только хотел приласкаться.
- Приласкаться? Ну ты и пи... - Ну теперь то вы, ирландские копы, воспрянете духом, две толковые версии за один день, и ни одной про обалденного мужика. Хоть джигу пляши!