Экранизация любимой многими поколениями книги
Ирвинга Стоуна о великом несчастном голландце Винсенте ван Гоге, которого эра кинематографа представила сразу в нескольких запоминающихся обличиях. Художника играли
Тим Рот,
Джон Симм,
Бенедикт Камбербэтч,
Жак Дютрон,
Чеки Карио и даже
Мартин Скорсезе (в «
Снах»
Акиры Куросавы). В трагическом биопике
Винсента Миннелли главную роль играет
Кирк Дуглас, в тот момент голливудская суперзвезда самого крупного калибра, придавившая фильм своим масштабом. Его стихией всегда были героические роли, из-за чего временами «Жажда жизни» кажется слишком надрывной, но ни разу не отменяет величие тогдашнего Голливуда, его увядающего «золотого века».
Обязательный пункт в любом списке лучших фильмов о художниках, снятая в 1965 году англичанином
Кэролом Ридом (свой «Оскар» он получит за следующий фильм — «
Оливер!») экранизация ещё одного литературного биопика Ирвинга Стоуна. На этот раз — о Микеланджело Буонарроти времён работы над фресками Сикстинской капеллы.
Чарльтон Хестон в образе гения эпохи Возрождения сталкивается с теми же проблемами, что и Кирк Дуглас в «Жажде жизни». Фильмы вроде «Агонии и экстаза» похоронили студийную систему старого Голливуда, но похороны прошли очень торжественно и пышно.
Второй после «
Иваново детства» полный метр
Андрея Тарковского посвящён даже не личности Андрея Рублёва, а времени, когда жил иконописец, — грязному русскому средневековью. В силу выбранной тематики картина хуже других, более поздних его работ интегрируется в мировое кинопространство, что совершенно не мешает ей пробирать до костей любого, отважившегося вступить с ней в диалог.
Режиссёрский дебют художника
Джулиана Шнабеля посвящён личности нью-йоркского неоэкспрессиониста Жан-Мишеля Баския, умершего в 28 лет от передозировки наркотиков. Шнабель лично знал Баския, работал и выставлялся с ним. Это кино художника о художнике, своеобразный инсайд от человека, знавшего предмет своего исследования лично. Вероятно, именно это — большое, как известно, видится на расстоянии — и отсутствие киноопыта не позволило Шнабелю создать безусловный шедевр, но зато позволило разобраться с собственными драконами.
Несмотря на достаточно «свежий» год выпуска, практически забытое жизнеописание великого американского художника Джексона Поллока в исполнении
Эда Харриса. В нагрузку к имеющемуся гению Поллок получил буйный нрав и разрушительное пристрастие к алкоголю, которое и стало причиной его смерти. Смотреть сегодня «Поллока» нужно по двум причинам. Первая — невероятный Эд Харрис в непривычном для себя амплуа в кадре и за кадром (для него это режиссёрский дебют, которым он был одержим долгие годы). Вторая — великая роль
Марши Гей Харден, играющей здесь жену Поллока и тоже художницу Ли Краснер. Если вы слышали, как она произносит «
You need, you need, you need, you need» (в диалоге, когда Поллок говорит, что хочет ребёнка), то не забудете этого никогда.
Пёстрое, пышущее красками полотно большого театрального режиссёра
Джули Тэймор о Фриде Кало, мексиканской художнице, прожившей яркую, но полную боли жизнь, не пропав в тени своего великого мужа Диего Риверы. Фильм густо населён историческими личностями эпохи в диапазоне от Троцкого и Рокфеллера до Бретона и Сикейроса, но центробежной силой в каждом кадре тянется к играющей Кало
Сальме Хайек, которая здесь не только звезда и дива, но и основная, если можно так выразиться, проблема. «Фрида» из тех проектов, где сквозь пелену благих и высоких намерений, отчётливо проступает желание получить «Оскар», в первую очередь актёрский — настолько фигура протагонистки к этому располагает и даже подталкивает.
Один из двух фильмов про художника и скульптора Амедео Модильяни, знаковую фигуру экспрессионизма начала XX века. Более ранняя версия, «
Монпарнас-19» 1958 года, сосредоточенная на последнем годе жизни Модильяни, осталась в истории, как последняя работа
Макса Офюльса, умершего на съёмочной площадке. В «Модильяни» 2004 года художника играет
Энди Гарсия. Актёр, всегда отличающийся крайней степенью интеллигентности в кадре, переживал тогда самый плодотворный период своей карьеры, пиком которого стал вышедший через год «
Потерянный город». Некоторые критики приняли «Модильяни» в штыки, очень острые и смазанные чем-то ядовитым, но достоверно известно, что вокруг фильма сложилась преданная фан-база.
Витиеватая и красочная — по-другому не снимешь — мозаика о жизни и творчестве австрийского художника Густава Климта от чилийского экспериментатора и арт-хаусного трудоголика (в рассвете сил он снимал по пять-шесть проектов в год)
Рауля Руиса. «Климт» — ультимативное фестивальное кино, холодное внутри, погружённое в детали, аллегоричное и энигматичное. Возможно, потому, что сам Климт говорил о себе: «
Во мне нет ничего особенного».
Последняя на сегодня картина
Милоша Формана ловко прячет зерно истории великого Франсиско Гойи в складках грузного архетипичного костюмного кино. После снятых в девяностые двух выдающихся картин, «
Человека на Луне» и «
Народа против Ларри Флинта», ожидания новой работы классика оказались сильно завышены. Форман едва ли не впервые разочаровал, хотя провалом «Призраки Гойи» можно назвать только в системе координат автора «
Амадея» и «
Пролетая над гнездом кукушки». Присутствие Гойи в мировом кинематографе немногим уступает вангоговскому. Среди тех, кто изображал испанца был и
Донатас Банионис — в одной из самых ярких своих ролей в картине «
Гойя, или Тяжкий путь познания».
Один из лучших фильмов уходящего года как всегда скупого на сильные чувства
Майка Ли. Получилось идеальное совпадение автора и его героя, усиленное выдающейся ролью большого английского актёра
Тимоти Сполла, получившего за образ Уильяма Тёрнера приз Каннского кинофестиваля. У фильма феноменальная, даже по меркам хорошего кино, критика и призрачные шансы на «Оскар», скорее всего, в актёрской категории, где в этом году страшно тесно.