Вчера в прокат вышел фильм «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. И по этому поводу, как всегда, хотелось бы сказать несколько слов.
Кешиш повествует о нескольких годах жизни старшеклассницы Адель. После встречи с синеволосой художницей Эммой её жизнь резко меняется. Она признаёт в себе лесбийское начало и с головой уходит в отношения. Спустя какое-то время, за которое Адель благополучно заканчивает школу и начинает преподавать в начальных классах, всё рушится. Девушка остаётся одна. Не желая мириться с судьбой, она предпримет попытку воссоединения.
У фильма Кешиша есть масса достоинств, о которых успели написать более-менее все. Здесь есть на что посмотреть, о чём подумать и чем побаловать собственные эстетические рецепторы. Абделатиф — по-настоящему большой автор, и спорить с этим бессмысленно (да и не нужно; факт есть факт). Другое дело, что разговоры о «главном фильме года» и звучащий порой эпитет «шедевр» настраивают на максимально серьёзный лад. И в этом контексте, право слово, к режиссёру возникает несколько вопросов.
Главный из них, пожалуй, состоит в том — какую смысловую нагрузку несли полупорнографические сцены с участием артисток Сейду и Экзаркопулос? Сам факт их наличия в художественном фильме 2013 года, конечно, нисколько не удивляет. Видывали, как говорится, и не такое. Великий Брюно Дюмон тоже любит «дать голенького», но не для галочки, а с совершенно конкретной целью, имеющей в итоге прямое отношение к метасмыслу и сверхидеи всего фильма. У Кешиша же именно эта составляющая путает, пусть не все, но многие карты. Если картина о любви (а она, несомненно, именно об этом), то причём здесь физиологические подробности? Если о страсти, то зачем откровенно повторяться, предлагая главным героиням просто сменить позы? Подобная стратегия, на самом деле, развязывает руки многим доброхотам, которые с удовольствием начнут рассуждать о Содоме и Гоморре, растлении, подрыве устоев и т.д. Перед нами, по сути, классическая история взросления, и эмоциональный и чувственный аспекты становления Адель как самостоятельной личности и молодой женщины намного важнее горизонтальной акробатики.
«Жизнь Адель», без сомнения, талантливое кино очень талантливого человека. Но назвать результат проделанной режиссёром работы исключительным или выдающимся язык не повернётся.
Или вы имели ввиду отношение к мелодрамам?