Так сложилась, что все жёны
Романа Полански принадлежали к миру кино. Первый полноценный служебный роман, вылившийся в серьёзные, задокументированные государством отношения, у режиссёра произошёл в конце пятидесятых. Избранницей стала красавица-танцовщица Барбара Квятковская, с успехом делавшая первые шаги в актёрской профессии. В 1959 году у Полански выходит 20-минутная элегия «
Когда падают ангелы» про престарелую работницу общественного туалета (её сыграл сам режиссёр, а Квятковская изображает во флэшбеках её в молодости), чья жизнь проносится у неё перед глазами за один рабочий день. В том же году они связывают себя узами брака, которые окончательно истёрлись к 1962 году.
Барбара вперёд мужа перебирается за рубеж, где с ходу получает роли в заметных проектах — «
Тысячном окне» с
Жан-Луи Трентиньяном, «
Как хорошо жить» с
Аленом Делоном и альманахе «
Любовь в двадцать лет», где её снимает
Анджей Вайда. Квятковская стала первой из женщин Полански, кто получил роль в его фильме. Позже все «официальные» пассии Романа принимали участие в съёмкам его картин. Впрочем, связь здесь, скорее, обратная: большинство романов Романа начинались неподалёку от съёмочной площадки, уже потом прорастая в личную жизнь.
После съёмок «
Ножа в воде», прохладно принятого на родине, но прогремевшего на международной арене и заработавшего для Польши номинацию на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке, Полански уезжает из страны и обосновывается во Франции. В 1965 году на экраны выходит триллер «
Отвращение» с Катрин Денёв в главной роли. Французская красавица играет замкнутую, сомнабулического темперамента блондинку Кэрол, чужую в большом городе (действие происходит в Лондоне, сама героиня - бельгийка), работающую в салоне красоты. До некоторых пор проблемы девушки не выходят за рамки обычного поведения — видали мы нервные тики и посильнее, но к середине фильма в руках у неё оказывается опасная бритва, а потом и роковой канделябр, превращая «Отвращение» в историю одного очень красивого безумия. Фильм, конечно, надо вешать в рамку — хотя бы за образ молодой Денёв в окровавленном пеньюаре и за пронизывающее до костей звуковое и визуальное оформление её паранойи.
Съёмки фильма проходили в Лондоне. Денёв тогда переживала разрыв с
Роже Вадимом, от которого в 1963 году родила сына, и очень сблизилась с Полански, который, по её словам, очаровал и захватил своей энергией с самой первой встречи, произошедшей на съёмочной площадке «
Шербурских зонтиков». С Романом они ходили по клубам, купаясь в атмосфере «свингующего Лондона». Денёв говорит, что тогда между ними возникла «совершенно особенная связь», продлившаяся, к сожалению, очень недолго. В августе 1965 года актриса выходит замуж за британского фотографа Дэвида Бэйли.
Самая трагичная и, возможно, самая яркая страничка в личной жизни Романа Полански. С Тейт он познакомился на банкете перед началом съёмок «
Бала вампиров». Режиссёру представили актрису, которая должна была играть в картине одну из главных ролей. Тот выбор режиссёров по кастингу он не оценил: для роли ему нужна была рыжая девушка с чётким европейским колоритом, тогда как блондинка Тейт показалась ему очень американской красавицей. Тем не менее её внешность он оценил по достоинству, а Шэрон, продравшись через первую отталкивающую эмоцию (какой-то низкорослый, переполненный цинизмом иностранец с жутким акцентом и сексистскими шутками), прониклась им. Легкомысленный секретный роман (Тейт тогда была помолвлена с голливудским стилистом Джеем Сэбрингом) перерастает в глубокое чувство, и 20 января 1968 года они становятся мужем и женой.
В «Бале вампиров» Полански всё-таки надевает на неё рыжий парик, в котором её и крадёт — обнажённой, прямо из ванны — вампир граф фон Кролок. Себе режиссёр отвёл роль постоянно пялящегося на красоток — благо, посмотреть есть на что — помощника охотника на вампиров доктора Амброзиуса, доехавшего в своих исканиях до трансильванской глуши. Сам фильм больше всего напоминает объевшегося чеснока Гоголя, экранизированного на студии Hammer тандемом
Мэла Брукса и кого-то из великих советских киносказочников. Тейт к тому времени подающая большие надежды актриса с номинацией на «
Золотой глобус» (за фильм «
Долина кукол»). Полански мечтал снимать её в каждом своём фильме, но испытывал неловкость от такого непотизма (потому роль в «
Ребёнке Розмари» досталась
Мии Фэрроу). В ночь на 9 августа 1969 года Шэрон Тейт, которой до родов их с Романом ребёнка оставалось две недели, была убита людьми из секты
Чарльза Мэнсона. Актриса скончалась от многочисленных ножевых ранений.
В 1976 году Полански начинает отношения с актрисой Настасьей Кински. Ему на тот момент 43 года, ей исполнилось 15 (Кински и Тейт родились в один день, 24 января, с разницей в 18 лет). Итогом (и окончанием) того трёхлетнего романа становится фильм «
Тэсс», экранизация романа
Томаса Харди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей». Полански везёт девушку в Америку, чтобы подтянуть её актёрскую технику в академии
Ли Страсберга, а потом решает доверить ей центральный образ в «Тэсс». Картину режиссёр посвящает Шэрон Тейт, подарившую ему в их последнюю встречу книгу Харди и сказавшую, что из этого получится великий фильм. Открывающие фильм титры заканчиваются лаконичным посвящением «
to Sharon».
Сама Кински то время вспоминает со смущением и сожалением: «
В совсем юном возрасте мне представился редкий шанс — быть управляемой гениями. Такими, как Роман Полански и Вим Вендерс. Но я позволяла себе критиковать режиссеров и даже давать им советы, из-за чего очень быстро получила отвратительную репутацию. И по прошествии лет прекрасно понимаю, за что многие меня так ненавидели…». Фильм становится популярным по обе стороны баррикад — и в критическом сообществе и у зрителей. Киноакадемия удостаивает его трёх «
Оскаров» (лучшие костюмы, оператор и художник-постановщик), оставляя без наград номинации за лучший фильм, режиссуру и музыку. За роль Тесс Дарбифилд Кински получает «Золотой Глобус».
Третий раз Роман Полански женится в 1989 году на французской модели и начинающей актрисе (маэстро себе не изменяет, у них ещё и разница в возрасте — 33 года) Эммануэль Сенье, которая дарит ему двух детей, дочь Морган и сына Элвиса, и остаётся верной спутницей и музой до настоящего момента. Сенье пришла пробоваться на роль в «
Неукротимом». В комнате сидели двое — режиссёр Полански и звезда будущего фильма
Харрисон Форд — и громко хохотали. Эммануэль отчаянно учила требовавшийся для кастинга монолог, а Полански как-то сразу притих, засуетился, отменил читку и попросил лишь выйти из комнаты и войти ещё раз, теперь с распущенными волосами.
Полански снимает её в четырёх своих картинах: «Неукротимом» (нетрудно заметить, что дело было до их официальной росписи), «
Горькой луне», «
Девятых вратах» и совсем свежем — «
Венера в мехах», который был представлен в этом году в конкурсной программе
Каннского фестиваля. Счастливая семейная жизнь продолжается.
Удивительный мужчина, что ни говори.