В продолжение начатой в прошлом году традиции осмыслять уходящий кино-год не только на уровне списка топ-13, но и какого-то обзорного высказывания, хочется оглянуться на прошедшие 364 дня, и сказать несколько слов.
2012. Итоги
В 2012-м многие (в первую очередь ценители комиксов) особо рьяно ждали двух премьер — «Мстителей» Джосса Уидона и заключительную часть бэтменианы имени Кристофера Нолана. Сейчас можно смело констатировать, что все были вознаграждены примерно тем, чего и хотелось. Уидон снял образцовый кинокомикс: весёлый, взбалмошный, смешной, с необходимыми по такому случаю спецэффектами и боевитым экшеном. Нолану же на высокой ноте удалось закончить начатое семь лет назад. На сравнение одного с другим можно потратить изрядное количество времени, только имеет ли это смысл? Оба режиссёра с умом, талантом и душой сделали своё дело, но снимали всё-таки о разном. Куда важнее, что проекты получились и оправдали надежды преданных фанатов.
Этим — оправданием надежд — могут похвастаться далеко не все блокбастеры уходящего года. 250-миллионный «Джон Картер», где замечательному аниматору Эндрю Стентону наконец-то дали понюхать порох большого художественного кино, обернулся оглушительным провалом, привёдшим к отставке главы Walt Disney Рича Росса. Сложно подобрать хоть пару добрых слов и для «Морского боя» Питера Берга, бессмысленного и беспощадного действа, уровень идиотии которого в какой-то момент начинает просто зашкаливать. Смешно? Смешно. Но со знаком минус. Сюда же можно отнести и «Белоснежку и охотника» Руперта Сандерса и «Прометея» Ридли Скотта. Последний, впрочем, из-за имени мэтра выбивается из списка обезжиренных премьер летнего сезона. Старина Ридли затеял безумно интересную вещь — приквел «Чужого», но обманул сам себя, смастерив в итоге фильм-отговорку, где все гипотетические плюсы заглушает стариковское бормотание самого мистера Скотта. Ну, бывает.
Тим Бёртон нанёс двойной удар в виде продюсирования бекмамбетовского «Президента Линкольна» и собственных «Мрачных теней». И то и другое, мягко выражаясь, не повод для гордости. Впрочем, тут важна точка отсчёта. Если не заострять внимание на былых заслугах Тима, то всё более-менее в порядке. В «Мрачных тенях» есть живительные минуты (к сожалению, лишь минуты) того самого Бёртона, которого в середине 80-х — начале 90-х невозможно было не полюбить. Бекмамбетов же сработал на твёрдую «тройку». Всё крутится-вертится, а с учётом заявленной темы, какие-то претензии всерьёз подобной работе предъявлять просто глупо. При этом очевидно, что по сравнению с «Особо опасен» это шаг назад.
После бесконечного motion capture в большой кинематограф решил вернуться Роберт Земекис. Его «Экипаж» — этакое производственное кино для американского общества анонимных алкоголиков, крепко снятое, но придуманное, кажется, лишь ради скупой мужской слезы большого актёра Дензела Вашингтона.
Спустя пять лет новый фильм снял Пол Томас Андерсон. И тут, строго говоря, больше нечего добавить. Любопытно, как ляжет карта в оскаровских номинациях в отношении «Мастера», но это чистое незамутнённое киноискусство, разговоры о кассовых сборах и премиях в таких случаях глубоко вторичны. Михаэль Ханеке после триумфа «Любви» на Каннском кинофестивале окончательно утвердился в качестве главного властителя дум. После выдающейся «Белой ленты» казалось, что выше уже просто некуда, но герр Ханеке нашёл обходные пути. Снять вдохновляющий фильм о смерти в год своего 70-летия — это дорогого стоит. После внушительной паузы активизировался и другой австрийский маэстро — Ульрих Зайдль. Премьера «Рай: Любовь» — в Каннах. Премьера «Рай: Вера» — в Венеции. Премьера «Рай: Надежда» — в следующем году в Берлине. Прекрасная задумка и соответствующая реализация. Великий молчун Терренс Малик набрал крейсерские скорости и стал снимать то ли два, то ли три фильма одновременно. Судя по трейлерам «К удивлению» и отзывам с Венецианского кинофестиваля подобная стратегия результатов не принесла. Как известно, лучшее — враг хорошего.
В отечественном кино за отчётный период нельзя не вспомнить о фильме Василия Сигарева «Жить» и очередном кино-эксперименте Ивана Вырыпаева «Танец Дели». Приятно удивили «Шпион» и «Духless». При этом все по-прежнему ждут окончания работы Алексея Германа над «Историей аркаранской резни». Случится ли это в 2013-м? Остаётся только верить.
Словом, есть что вспомнить и есть что забыть. Но, первого, пожалуй, больше!
С наступающим!
другие БЛОГИ
КОММЕНТАРИИ 18
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Станислав, поддерживаю Вас в вышесказанном во всём... Ну, за Аффлека можно было ещё вспомнить, третье дыхание, как-никак... А так, стоящих воспоминаний конечно больше, чем мрачных разочарований.
Синеманы, всех с наступающим 2013-м Годом Змеи! Любви, счастья, и мудрых решений в новом 2013-м!
Присоединяюсь! Поздравляю всех пользователей и редакцию Киномании с наступающим годом Змеи! Ярких нам киновпечатлений и минимальных разочарований!
Отдельное спасибо Станиславу Никулину за блог, читала весь год с интересом.