НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Блог
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,
    Satantango

    О великом венгре Бела Тарре уже давно что-то хотелось написать, но всегда, даже когда он внезапно нагрянул на ММКФ в этом году, не получалось. Его «Проклятие» 1988 года, в этом смысле, повод идеальный.

    В каком-то чёрно-белом городе, где почти всегда идёт дождь, у окна сидит помятый жизнью мужчина, смотрит вдаль и о чём-то усиленно размышляет. Совсем скоро выясняется, что он беззаветно влюблён в местную певичку из клуба «Титаник», женщину фактурную, но замужнюю. Впрочем, когда благоверный куда-то уезжает, она совсем не против скоротать денёк-другой со своим воздыхателем. Муж, впрочем, быстро возвращается и обещает нанести любовнику тяжёлые физические травмы. Но, как оно всегда бывает у Тарра, вся эта содержательная эквилибристика к сути дела имеет крайне опосредованное отношение.

    Тарра любят сравнивать с целой россыпью не последних режиссёров, от Миклоша Янчо и Антониони до Тарковского и Сокурова. При этом при ближайшем рассмотрении подобные аналогии не выдерживают критики, и в лучшем случае могут задать лишь некий вектор. (Странно, что в подобных разговорах не всплывает фамилия Роя Андерссона, близкого венгру не только по художественной манере, но и по ряду мировоззренческих вопросов). Trade mark Тарра — это черно-белое изображение (в его руках играющее всеми цветами радуги и одновременно «констатирующее» бессмысленность любых телодвижений, как на физическом, так и онтологическом уровнях), длинные планы (привычный для режиссёра ритм — не более 30 монтажных склеек за фильм), высчитанные до микрона мизансцены и чувство неизбывной тоски (которое к финалу всегда приобретает околокатарсические формы).

    С учётом всего сказанного вполне очевидно, что в «Проклятии» на протяжении 113 минут с формальной точки зрения ничего не происходит. Заявленная сюжетная завязка не имеет развития, что, однако совсем не мешает режиссёру расставить фигуры на шахматной доске в нужном ему порядке. Всё самое интересное происходит в тех самых бесконечных планах, когда камера грациозно перемещается по узким помещениям, по-новому осмысляя вполне себе убогонькие пространства. Строго говоря, Тарр лишь настраивает окуляры, смотреть через которые должен зритель, и что он, зритель, там увидит (а тут, надо признать, есть варианты) — полностью на его совести. Впрочем, подобная самостоятельность во многом мнима и иллюзорна. Тарра очень хочется назвать пессимистом и меланхоликом, но, думается, подобные ярлыки лишь упрощают задачу, не приближая к правильному ответу ни на йоту. С помощью во многом уникального визуального стиля он дешифрует реальность, лишая её каких-либо имеющихся достоинств и предлагает некую суггестию чего-то бесконечно грустного и бесконечно возвышенного.

    В финале «Проклятия» главный герой ведёт диалог с дворнягой на её языке, то есть лая. И им, по всей видимости, действительно есть, что обсудить.

    другие БЛОГИ

    Информационными партнерами проекта выступили Kinomania.ru и компания Terra Creativa.

    С утра до вечера рекламный фестиваль будет обсуждать индустриальные вопросы: проблемы, тренды, новые технологии и многое другое.

    КОММЕНТАРИИ 11

    "Странно, что в подобных разговорах не всплывает фамилия Рой Андерссона, близкого венгру не только по художественной манере, но и по ряду мировоззренческих вопросов"

    Присоединяюсь...к Андерссону...

    Станислав, а "Туринскую лошадь" успели заценить? Это единственное, что я успел посмотреть и вот это - "черно-белое изображение (в его руках играющее всеми цветами радуги и одновременно "констатирующее" бессмысленность любых телодвижений, как на физическом, так и онтологическом уровнях), длинные планы (привычный для режиссёра ритм — не более 30 монтажных склеек за фильм), высчитанные до микрона мизансцены и чувство неизбывной тоски (которое к финалу всегда приобретает околокатарсические формы)" - относится к фильму на все сто процентов.

    Тарр сам тоже совсем как не от мира сего, true auteor.

    >> Станислав, а "Туринскую лошадь" успели заценить?

    Нет пока.

    Надо ознакомиться.

    Artyeghiazaryan, если не секрет, где смотрели "Туринскую лошадь"? в кинотеатре или на носителе? в сети с первого захода не нашёл

    посмотрел "Человек из Лондона"...наверное я чего-то не понял, но минут 15-20 продолжительности фильма с чистой совестью можно было обрезать без вреда для общей концептуальности и видения, и чего бы там ни было. Лентяй он - этот Бела Тарр, лень резать, но и плёнки ему не жалко...вот такая диалектика

    >> но минут 15-20 продолжительности фильма с чистой совестью можно было обрезать без вреда для общей концептуальности и видения, и чего бы там ни было.

    Так в этом, как я понял, и есть фишка Тарра. Мол, всматривается в детали, не спешит и так далее. А Вы в упрек ставите. :)

    В Ереване, на кинофестивале Золотой Абрикос. Тарр даже сам приехал (кажется прямо с ММКФ), невероятно колоритный оказался персонаж.

    Ripper

    Режиссёрские пристрастия и манера демиурга создавать свои творения - это одно, но в данном конкретном случае (в "Человеке..."), на мой взгляд, не имеет какого-то скрытого сакрального смысла, как и особой художественной ценности. Повествование развивается неспешно, событий, как и учавствующих лиц, а также локаций немного...в общем затягивать всё это дело было нерационально и не пошло в итоге на пользу. Все аналогии, аллюзии, метафоры и параллели и т.д., и т.п. схватываются практически сразу, и не до конца понятно на чём же автор хотел заострить внимание, а также какие подводные камни пытается обозначить. Сократить статику во времени - и фильм ничего бы не потерял. Длинные планы это здорово, но меру, как известно, неплохо бы и знать. Собственно, само собой разумеется, это только мой взгляд на вещи

    К слову, а кто-нибудь осилил вынесенное в заголовок заметки "Sátántangó" с его 450-минутной продолжительностью? сразу что-то такое наподобие "Berlin Alexanderplatz" Фассбиндера в голову лезет. Не вдруг решишься и подступиться

    На самом деле есть физическая (считай реальная) продолжительность любого фильма, а есть продолжительность восприятия,так вот с Берлиаллксандплац-второе меньше первого все-таки,хотя несколько дней убил на это все (каюсь).

    Пример, конечно, не важный,но скажем "Однажды в Америке" 229 минут идет и ведь мало,хочется больше...

    Осилил два раза, один на большом экране.

    смотрите обязательно, вещь космической силы; даже если это и не станет для вас каким-то открытием, некоторые сцены (и особенно финал) впечатаются в память на очень долгое время.

    ещё интересно, что Станислав скажет по поводу магнум опус Тарра.


    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.