Ситуация с объявлением Триера персоной нон грата в Каннах, в связи с его признаниями относительно Гитлера и нацизма, одновременно смешна, нравоучительна и печальна. С одной стороны, любая острота имеет свои границы. И, начиная иронизировать (а в том, что Триер именно иронизировал, нет никаких сомнений) на тему Гитлера, надо быть осторожным. С другой стороны, обвинять человека, который до 1989 года считал себя евреем (это длинная история, с подробностями можно ознакомиться здесь), а потом выяснил, что он сын Фрица Михаэля Хартманна, в каких-либо пристрастиях к нацизму/фашизму попросту глупо и нелепо.
Заваривая всю эту кашу, администрация фестиваля должна была отдавать себе отчет в том, что подобными решениями играет на руку Ларсу, и никому иному. По сути, перед нами пример банальнейшей манипуляции (уж эту дисциплину Триер знает на пять) на которую Каннский фестиваль попался без лишних раздумий и рефлексий. Единственным удобоваримым результатом этого смотра станет вручение "Золотой Пальмовой ветви" "Меланхолии", в обратном случае призер останется в дураках. Не очень приятно получать главную фестивальную награду мира в тот год, который все будут вспоминать по совсем другому поводу.
Впрочем, эмоции вскоре схлынут. И на их месте останется понимание того, что Канны сделали "фи!" режиссеру, который нуждается в этом фестивале значительно меньше, чем фестиваль в нем. А чувство юмора (о'кей, пусть и на грани фола) еще никто не отменял. Как однажды сказал Йорген Лет (замечательный датский режиссер и наставник Ларса): "Почти всегда Триер невыносим. Но он гений. Ему можно". И с этим, черт возьми, нельзя не согласиться.
Кто-нибудь пояснить в связи с чем в принципе всплыл вопрос про фашизм на конференции, посвященной фильму "Меланхолия"? Что за вопрос задали Триеру? может это все хорошо спланированный троллинг)
Это был вопрос о его отношении к исскуству времён III рейха.