О персоне

 Еще тридцать лет назад словосочетание "интеллектуальная комедия" было, по меньшей мере, странным. Слишком уж несовместимыми казались эти понятия: "интеллектуальность" предполагала кино для элиты, людей с образованием, помешанных на "серьезных" писателях и фильмах "не для всех". Комедия же традиционно считалась жанром простонародным, рассчитанным на "гогочущую толпу". Даже изящные салонные комедии, которыми славился Голливуд 30-40-х годов, были построены на забавных ситуациях, понятных всем и каждому, а не только тем, кто не выпускал из рук Фолкнера, Стейнбека, Фрейда и Юнга. Для этих интеллектуальных снобов в Европе снимали невероятно умное и, большей частью, невероятно скучное кино, где юмор был редким, и часто незваным гостем. Еще бы: хохмить, рассуждая о "высоких материях", было как-то не принято. Поэтому, неудивительно, что среди столпов авторского кино не было ни одного комедиографа - не считать же, в самом деле, интеллектуальными комедии Чарли Чаплина, или комедийными - полные эксцентрики фильмы Феллини. Интеллектуальных комедий тоже не было - пока не появился он, Вуди Аллен.

Аллен не ассоциирует себя с Голливудом. По его словам, будь в Нью-Йорке хоть одна приличная киностудия, он позабыл бы, где находится Лос-Анджелес. Зато Голливуд любит его - так любит, что терпит бесконечное алленовское ехидство и не устает номинировать Вуди на "Оскары". Голливуд гордится им. Там считают, что Аллен - это ответ Америки на интеллектуальные изыски Европы. Вуди тоже способен умно рассуждать о Юнге и Фрейде, о неврозах и психоанализе, но потом может взять - и безжалостно высмеять и Фрейда, и его хваленые теории, и тех, кто и шагу не ступит без консультации у психоаналитика. Больше того: чаще всего Вуди иронизирует над собой - невезучим, некрасивым нью-йоркским интеллектуалом с кучей комплексов, проблем, зацикленностью на сексе и хронической нерешительностью в ответственный момент. У Аллена получается даже то, что почти не удается другим режиссерам: постоянно смешивая одни и те же ингредиенты, он каждый раз создает новый коктейль. Правда, это всегда его "фирменное блюдо" - "ироническая комедия a-la Вуди Аллен".

Сейчас даже не верится, что такой утонченный интеллектуал, как Вуди, начинал с сочинения гэгов в духе братьев Маркс - популярного в США комедийного квартета, специализировавшегося на грубой "комедии абсурда" - драк, пощечин, флирта и "метания тортов". Но, что поделать, юмор такого сорта всегда пользовался у американцев наибольшей популярностью, а Вуди надо было пробиваться, и, естественно, на что-то жить.

Он переехал в Нью-Йорк, когда ему было меньше двадцати - без денег, без связей, зато с шестнадцатилетней женой Харлин, которой тоже пришлось искать работу. Родители помогать сыну отказались. По их мнению, мальчик из приличной еврейской семьи сначала должен был получить образование, найти свое место в жизни, и только после этого - решаться на такой ответственный шаг, как женитьба. Кроме того, им совсем не нравилась стезя, которую выбрал их сын. "Комедиант - это не профессия, на это не проживешь, - философски заметил Мартин Кенигсберг. - И если ты, Аллен, не способен просто принять это к сведению, учись на своем горьком опыте".

Но Аллен Стюарт Кенигсберг и не думал отступать. Кино захватило его воображение еще в раннем детстве, и он мечтал, что когда-нибудь будет ставить фильмы. Однако, пока приходилось довольствоваться участью литературного "негра", пишущего шутки для популярных комиков - Боба Хоупа и Бадди Хэккета. В 1957 году Аллена "повысили" до редактора телешоу, где он попутно сочинял тексты и выступал как актер. Для гэгмена и сценариста фамилия Кенигсберг еще подходила, но актеру нужно было что-то более простое и благозвучное. Так появился Вуди Аллен.

Первым успехом новоиспеченного актера стали выступления в дорогих ресторанах, где часто нанимали комиков для развлечения посетителей. Колкие, остроумные шуточки неказистого на вид парня нравились публике. Он держался на сцене так, будто попал туда случайно, в первый раз, и понятия не имеет, что делать. Его реплики звучали, как экспромты, а имидж настолько подходил к внешности, что неискушенные зрители и не догадывались, как тщательно все это было отработано - и милая нерешительность, и "оговорки по Фрейду", и нервозность, и ощущение спонтанности.

В реальной жизни Аллен никогда не был "мил и нерешителен". У него, на редкость, твердый, деспотичный характер, он педантичен до занудности, и привык все подготавливать заранее. Легко представить, как была разочарована его жена, узнавшая об этом уже после бракосочетания. Вуди требовал от нее стерильной чистоты в доме, составлял меню, по которому Харлин должна была его кормить, и ехидно комментировал все, что бы она ни сделала. В результате, в конце 60-х годов Харлин подала на развод - а заодно и иск в суд, требуя с бывшего мужа материальную компенсацию за то, что он "презирал ее и высмеивал".

К тому времени Аллен был уже известным голливудским сценаристом. Как актер он имел куда меньший успех, хотя и снялся в нескольких фильмах, в том числе - в знаменитой пародии на "джеймсбондовщину" - "Казино "Ройял". Но его тянуло в режиссуру, и в 1969 году Вуди выпустил свой первый фильм - умную и насмешливую комедию "Хватай деньги и беги", в которой он со знанием дела спародировал популярные тогда фильмы о грабителях банков.

70-е годы стали для Аллена "десятилетием пародий". Его фильмы - "Бананы", "Любовь и смерть", "Все, что вы всегда хотели узнать о сексе, но боялись спросить", "Спящий" - быстро нашли свою аудиторию, с восторгом встречавшую каждую новую работу метра. Вуди же, в свою очередь, радовал поклонников невероятной для режиссера его уровня плодовитостью - складывалось впечатление, что он живет на съемочной площадке и покидает ее только ради беседы с психоаналитиком.

На самом деле, времени хватало на все: на игру на кларнете, к которой Аллен пристрастился еще в молодости, на сценарии для других режиссеров, на постоянные выяснения отношений с "подругами жизни". После развода с Харлин вакантное место "музы Вуди" досталось Паулине Каэл, популярной критикессе и большой поклоннице его фильмов. Но, прошло всего несколько лет, и Паулина, громко хлопнув дверью, вычеркнула Аллена из своей жизни, заявив, что ее "достал и этот человек, и его творчество". Еще тяжелее пришлось следующей любимой Вуди - актрисе Луизе Лэссер. Та ходила на цыпочках, во всем повиновалась своему "повелителю", но про себя считала, что никогда еще не сталкивалась с таким махровым эгоистом. "Я интересовала его как нянька, актриса и домработница, но не как жена, - жаловалась она впоследствии. - Мы даже спали, в основном, в разных спальнях". Брак закончился тем, что однажды Аллен, вернувшись от психоаналитика, заявил: "Мой врач сказал мне, что ты не подходишь мне физически".

Естественно, этому бреду Луиза не поверила - и была права. Вуди просто нашел другую женщину - Дайану Китон, сразу же ставшую его музой, актрисой и возлюбленной. С Китон Аллен снял, возможно, лучшие свои фильмы - "Энни Холл", "Интерьеры", "Манхэттен". В "Энни Холл" режиссер впервые попробовал не столько "спародировать", а просто иронически взглянуть на собственную жизнь. "Алленизмы по поводу любви, дружбы, славы, - плюс поэтизация Нью-Йорка", - эта квинтэссенция всех последующих фильмов Вуди впервые проявилась именно в "Энни Холл". Неудивительно, что Киноакадемия была покорена: Аллен "с первой попытки" получил три "Оскара", еще один дали Китон за главную женскую роль. Правда, на церемонию режиссер не пришел - он играл на кларнете в одном из нью-йоркских ночных клубов.

Роман Вуди с Дайаной длился восемь лет - до тех пор, пока в 1979 году она не ушла от него к красавчику Уоррену Битти. Аллен не обиделся, и даже "доснял" актрису в "Манхеттене", но на будущее стал присматривать себе новую музу. Ей стала Миа Фэрроу, хрупкая шатенка с чарующе-наивным лицом и жизнью, похожей на приключенческий роман.

К моменту встречи с Вуди Миа уже успела привыкнуть к тому, что все ее браки, увлечения и разводы неизменно вызывают шумиху в прессе. Это началось еще с рождения - ведь Мария Лурдес Фэрроу была дочкой голливудской звезды Морин О'Салливан, Джейн из "Тарзана". Первый настоящий фурор Миа произвела в 21 год, когда вышла замуж за стареющего Фрэнка Синатру. В 1968 году они тихо расстались друзьями, но через несколько месяцев Миа попала в эпицентр нового скандала - она снялась в фильме Р.Поланского "Ребенок Розмари". Потом было увлечение буддизмом, поездка в Тибет, десятка полтора фильмов, роман с оператором Свеном Нюквестом... К 1982 году Миа уже разочаровалась в мужчинах, и всю себя отдала новому хобби - приемным детям, число которых росло с каждым годом.

Миа казалось, что Вуди послан ей в доказательство того, что мужчинам все-таки можно верить. Он восхищался ее индивидуальностью, считал ее идеальной актрисой и снял ее в 13 своих фильмах, в том числе таких шедеврах как "Зелиг", "Пурпурная роза Каира", "Ханна и ее сестры". Их гражданский брак длился одиннадцать лет, и Фэрроу давно уже смирилась с некоторыми недостатками Вуди - например, его нежеланием жить "одной семьей". Когда они познакомились, Аллену было уже под пятьдесят, и превращать свою жизнь в "детский сад" он не собирался. Поэтому, Миа и Вуди снимали отдельные квартиры, но жили близко - по разные стороны парка. Встав каждый у своего окна, они частенько обменивались знаками.

"Идеальный союз" распался в 1993 году со скандалом - самым грандиозным в жизни Аллена и Фэрроу. Придя как-то к любимому чуть раньше назначенного времени, Миа открыла дверь своим ключом и, не застав мужа дома, стала рассматривать бумаги на его столе. В числе прочего, она обнаружила там конверт с фотографиями, на которых в весьма неприличных позах была снята обнаженная Сун-Ю, старшая из ее приемных детей. Шок и отчаяние актрисы от двойного предательства в комментариях не нуждаются, тем более, что Аллен и не думал отпираться. Более того, по словам Фэрроу, он цинично предложил ей "остаться друзьями" и намекнул, что как актриса она его по-прежнему вполне устраивает. Но теперь уже Миа жаждала вычеркнуть его из своей жизни. В "Мужьях и женах" ей пришлось доиграть - ее связывал контракт, но от роли в "Загадочном убийстве на Манхэттене" она с гневом отказалась.

Пережив тяжелый нервный стресс, Миа наделала немало глупостей - например, подала на Аллена в суд, обвинив его в приставаниях к младшей из ее приемных дочерей - пятилетней Дилан. Но обвинение в педофилии показалось суду необоснованным. У актрисы не было никаких доказательств того, что Вуди "домогался" Дилан. "Провинившейся" же дочери Миа - Сун-Ю - уже исполнился 21 год, и она была вполне совершеннолетней девицей. Неудачной оказалась и попытка лишить Аллена родительских прав на его родного сына, и Фэрроу - с горя - поменяла тому имя. Правда, кипя гневом, Миа по ее словам, все-таки не желала наносить Аллену физических травм. В разгар драмы ей позвонил Фрэнк Синатра и поинтересовался: "Малышка, хочешь - этому мерзавцу переломают ноги?" Миа благоразумно отказалась.

Из этой некрасивой истории Вуди выпутался легко и даже с "трофеем" в лице молоденькой Сун-И. Через несколько лет они поженились, и Аллен объявил журналистам, что "завязывает" с психоанализом, поскольку наконец-то нашел настоящую любовь. Как режиссер он все так же плодовит и от отсутствия Фэрроу ничуть не страдает. В Голливуде любая знаменитость готова сняться у него даже бесплатно. Тем паче, что в отличие от многих режиссеров 70-х годов, уже выдохшихся и снимающих очередную "старую песню на новый лад", Аллен с годами не растерял ни оригинальность подхода, ни чувство стиля, ни искрометный юмор. А события в его жизни лишь придают многим шуточкам из его картин особую пикантность.

В декабре Вуди исполнилось 65 лет. Он по-прежнему - король авторского, некоммерческого кино, и режиссер, которым по праву гордится Америка. По словам Аллена, все свои фильмы он снимает о себе, даже если их герои ничуть на него не похожи. Поэтому, неудивительно, что одна из его последних лент называется "Сладкий и гадкий" - более точной характеристики Вуди себе придумать не мог.
 

Фильмография

  • Актер
  • Режиссер
  • Сценарист
  • Продюсер
  • Композитор
Великая ирония
Фестиваль Рифкина
Фестиваль Рифкина
Rifkin's Festival / 2020 / фильм
комедия / Испания
Роль: —
зрители: 4 film.ru: 8
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
A Rainy Day in New York  / 2018 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: 6,6 film.ru: 5
Always at The Carlyle 
Always at The Carlyle 
Always at The Carlyle  / 2018 / фильм
документальный
Роль: —
зрители: film.ru:
Колесо чудес
Кризис в шести сценах
Кризис в шести сценах
Crisis in Six Scenes / 2016-... / сериал
комедия / США
Роль: —
зрители: 7 film.ru: 3
Светская жизнь
Иррациональный человек
Иррациональный человек
Irrational Man / 2015 / фильм
драма, детектив / США
Роль: —
зрители: 7,6 film.ru: 6
Магия лунного света
Магия лунного света
Magic in the Moonlight / 2014 / фильм
мелодрама, комедия / США
Роль: —
зрители: 8,2 film.ru: 6
Жасмин
Под маской жиголо
Римские приключения
Париж-Манхэттен
Полночь в Париже
Ты встретишь таинственного незнакомца
Ты встретишь таинственного незнакомца
You Will Meet a Tall Dark Stranger / 2010 / фильм
мелодрама, комедия, драма / Испания
Роль: —
зрители: 7 film.ru:
Будь что будет
Будь что будет
Whatever Works / 2009 / фильм
мелодрама, комедия / Франция
Роль: —
зрители: 7,3 film.ru:
Сделка
Сделка
The Deal / 2009 / фильм
короткометражный, комедия / Россия
Роль: —
зрители: film.ru:
Вики Кристина Барселона
Мечта Кассандры
Сенсация
Матч Пойнт
Мелинда и Мелинда
Мелинда и Мелинда
Melinda and Melinda / 2004 / фильм
комедия, драма / США
Роль: —
зрители: 7,3 film.ru:
Кое-что еще...
Голливудский финал
Голливудский финал
Hollywood Ending / 2002 / фильм
мелодрама, комедия / США
Роль: —
зрители: 7 film.ru:
Проклятие нефритового скорпиона
Проклятие нефритового скорпиона
Curse of the Jade Scorpion / 2001 / фильм
комедия, криминал, детектив / США
Роль: —
зрители: 8,5 film.ru: 6 Средний
Звуки любимого города
Sounds from a Town I Love / 2001 / фильм
короткометражный, комедия / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Мелкие мошенники
Мелкие мошенники
Small Time Crooks / 2000 / фильм
комедия, криминал / США
Роль: —
зрители: 6 film.ru:
Свой парень
По кусочкам
По кусочкам
Picking Up the Pieces / 2000 / фильм
комедия, фэнтези / США
Роль: —
зрители: 4 film.ru:
Сладкий и гадкий
Знаменитость
Муравей Антц
Самозванцы
Самозванцы
Impostors / 1998 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: 6 film.ru:
Разбирая Гарри
Разбирая Гарри
Deconstructing Harry / 1997 / фильм
мелодрама, комедия, фэнтези / США
Роль: —
зрители: 7,6 film.ru:
Все говорят, что я люблю тебя
Все говорят, что я люблю тебя
Everyone Says I Love You / 1996 / фильм
мелодрама, комедия, мюзикл / США
Роль: —
зрители: 7,3 film.ru:
Солнечные мальчики
Солнечные мальчики
Sunshine Boys / 1996 / фильм
комедия, драма / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Великая Афродита
Une aspirine pour deux
Une aspirine pour deux / 1995 / фильм
Роль: —
зрители: film.ru:
Пули над Бродвеем
Пули над Бродвеем
Bullets Over Broadway / 1994 / фильм
комедия, криминал / США
Роль: —
зрители: 9 film.ru:
Не пейте воду
Не пейте воду
Don't Drink the Water / 1994 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: 8,5 film.ru:
Загадочное убийство в Манхэттене
Загадочное убийство в Манхэттене
Manhattan Murder Mystery / 1993 / фильм
комедия, детектив / США
Роль: —
зрители: 9,5 film.ru:
Мужья и жены
Мужья и жены
Husbands and Wives / 1992 / фильм
мелодрама, комедия, драма / США
Роль: —
зрители: 8 film.ru:
Тени и туман
Тени и туман
Shadows and Fog / 1991 / фильм
комедия, триллер, драма / США
Роль: —
зрители: 8,3 film.ru:
Сцены в магазине
Сцены в магазине
Scenes from a Mall / 1991 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Días de cine
Días de cine
Días de cine / 1991-... / сериал
Роль: —
зрители: film.ru:
Алиса
Преступления и проступки
Преступления и проступки
Crimes and Misdemeanors / 1989 / фильм
комедия, драма / США
Роль: —
зрители: 9,5 film.ru:
Нью-Йоркские истории
Нью-Йоркские истории
New York Stories / 1989 / фильм
мелодрама, комедия, драма / США
Роль: —
зрители: 7,4 film.ru:
Другая женщина
Другая женщина
Another Woman / 1988 / фильм
драма / США
Роль: —
зрители: 8,5 film.ru:
Эпоха радио
Эпоха радио
Radio Days / 1987 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: 7,8 film.ru:
Сентябрь
Сентябрь
September / 1987 / фильм
драма / США
Роль: —
зрители: 8,5 film.ru:
Король Лир
Ханна и ее сестры
Ханна и ее сестры
Hannah and Her Sisters / 1986 / фильм
комедия, драма / США
Роль: —
зрители: 8,7 film.ru:
Пурпурная роза Каира
Пурпурная роза Каира
Purple Rose of Cairo / 1985 / фильм
мелодрама, комедия, фэнтези / США
Роль: —
зрители: 8,7 film.ru:
Бродвей Денни Роуз
Бродвей Денни Роуз
Broadway Danny Rose / 1984 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: 9 film.ru:
Зелиг
Секс комедия в летнюю ночь
Секс комедия в летнюю ночь
Midsummer Night's Sex Comedy / 1982 / фильм
мелодрама, комедия / США
Роль: —
зрители: 7,7 film.ru:
Звездные воспоминания
Звездные воспоминания
Stardust Memories / 1980 / фильм
комедия, драма / США
Роль: —
зрители: 7,5 film.ru:
Манхэттен
Интерьеры
Энни Холл
Подставное лицо
Подставное лицо
Front / 1976 / фильм
комедия, драма / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Любовь и смерть
Любовь и смерть
Love and Death / 1975 / фильм
комедия, военный / Франция
Роль: —
зрители: 8,5 film.ru:
Спящий
Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить
Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить
Every Thing You Always Wanted to Know About Sex * But Were Afraid to Ask / 1972 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: 8 film.ru:
Сыграй это еще раз, Сэм!
Сыграй это еще раз, Сэм!
Play It Again, Sam / 1972 / фильм
мелодрама, комедия / США
Роль: —
зрители: 8,5 film.ru:
Бананы
Люди в кризисе: История Харви Уоллингера
Men of Crisis: The Harvey Wallinger Story / 1971 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Кошечка, кошечка, я люблю тебя
Кошечка, кошечка, я люблю тебя
Pussycat, Pussycat, I Love You / 1970 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: 10 film.ru:
Hot Dog
Роль: —
зрители: film.ru:
Хватай деньги и беги
Хватай деньги и беги
Take the Money and Run / 1969 / фильм
комедия, криминал / США
Роль: —
зрители: 7,7 film.ru:
Не пейте воду
Не пейте воду
Don't Drink the Water / 1969 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Казино Рояль
The World: Color It Happy
The World: Color It Happy
The World: Color It Happy / 1967 / фильм
Роль: —
зрители: film.ru:
The Kraft Music Hall
The Kraft Music Hall / 1967-... / сериал
Роль: —
зрители: film.ru:
Что случилось, тигровая лилия?
Что случилось, тигровая лилия?
What's Up, Tiger Lily? / 1966 / фильм
комедия, триллер, приключения / США
Роль: —
зрители: 5,5 film.ru:
Что нового, кошечка?
Что нового, кошечка?
What's New Pussycat / 1965 / фильм
комедия / Франция
Роль: —
зрители: 7 film.ru:
Sid Caesar Show
Sid Caesar Show / 1963-1964 / сериал
комедия / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Смешащий
Laughmaker / 1962 / фильм
короткометражный / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Hooray for Love
Hooray for Love / 1960 / фильм
мюзикл / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Candid Camera
Candid Camera
Candid Camera / 1960-1975 / сериал
Роль: —
зрители: film.ru:
At the Movies
At the Movies
At the Movies / 1959 / фильм
Роль: —
зрители: film.ru:
Garry Moore Show
Garry Moore Show
Garry Moore Show / 1958-1967 / сериал
комедия, семейный / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Sid Caesar Show, The
Sid Caesar Show, The
Sid Caesar Show / 1958 / фильм
комедия / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Дженерал Электрик театр
Дженерал Электрик театр
General Electric Theater / 1953-1962 / сериал
комедия, драма / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Colgate Comedy Hour
Colgate Comedy Hour
Colgate Comedy Hour / 1950-1955 / сериал
мелодрама, комедия / США
Роль: —
зрители: film.ru: