Фантастические Твари: Преступления Грин-де-Вальда
Визуально насыщенный и сложносочиненный образец киноэскапизма, который все еще только запрягает лошадей.
Геллерт Грин-де-Вальд (Джонни Депп), пергидрольный блондин с катарактой на правом глазу, устраивает побег из лап американских магических властей прямо в небесной колеснице. На его поимку отправляется Ньют Саламандер (Эдди Редмейн), и это довольно странное решение – маг-зоолог стеснителен до чертиков и больше интересуется возней с симпатичными утконосами и тварями покрупнее, чем противостоянием могущественным безумцам. Но таково решение директора Хогвартса Альбуса Дамблдора (Джуд Лоу).
Описание сюжета второй главы приквела Поттерианы займет куда больше места из-за одного только перечисления участников – они с трудом умещаются на афишу. Да и какие преступления, вынесенные в заглавие, собирался совершить Грин-де-Вальд, сказать затруднительно – в вину ему можно вменить разве что велеречивость и желание устроить маглам небольшой геноцид и холокост (вполне понятное и даже напрашивающееся). Вторые «Фантастические твари» раздулись до неподъемных размеров, но организованы хаотически. Слишком много отсылок для гиков и фанатов Поттерианы надо уместить в два с половиной часа – и при этом оставить основные деликатесы на следующие три фильма. Поэтому полностью погрузиться в эскапизм мира передвижного цирка волшебников не получится – слишком уж он скуден на события, а предпосылок для дальнейших приквелов и спиноффов дает гораздо больше. Такое расширение бренда Дж. К. Роулинг, сделанное по лекалам «Голодных игр», может порадовать самых упертых фанатов, которым событийная насыщенность обрыдла столь же сильно, как и прочие составляющие ненавистной реальности по эту сторону экрана. Остальным же ремни безопасности можно не пристегивать – эта поездка вовсе не обещает быть быстрой.
Лилия Рельм
Догмэн
Маттео Гарроне показывает собачью жизнь итальянского дна, созданного специально для фестивальной публики.
Грустноглазый щуплый Марчелло любит собак, дочку и друзей. Собак он стрижет в собственном заведении, дочку возит заниматься дайвингом, а с друзьями он ведет долгие беседы в неополитанском стиле. Неказистому благоденствию мешает лишь одно: присутствие на районе громилы Симоне, которому с его повадками место скорее в Череповце 90-х, чем на итальянском побережье. К нему относятся как к псу: боятся и надеются, что он уже скоро подохнет. Марчелло, как мы знаем, псов любит, поэтому и бешеного Симоне выручает: то кокаина ночью достанет, то жизнь спасет. В ответ Симоне подставляет собачьего парикмахера, и тот садится в тюрьму…
Обладатель множества кинонаград (в том числе Каннского кинофестиваля) Маттео Гарроне продолжает живописать дно итальянского общества. Ему и в «Догмане» не откажешь в щепитильнейшей фиксации быта и нравов. Неторопливое повествование обрастает множеством деталей, от совокупности которых становится так тоскливо, что впору повеситься. Но неожиданно серые тона произвели совсем не тот эффект, что ожидал режиссер. Гарроне так закопался в выписывании унылого антуража, что про психологическое развитие главного персонажа просто забыл. Вдруг стало понятно, что реализм режиссера оказался позой: его «похоронный» объектив отображает не столько правду жизни, сколько пристрастия фестивальной публики. Не зря в Каннах «Догмэну» вручили «премию пальмовой собаки» – домашние животные сейчас наряду с прочими угнетенными тоже находятся в конъюнктурном фокусе.
Денис Крюков
Оцепеневшие от страха
Последние новости из аргентинского астрала.
В тихом одноэтажном пригороде Буэнос-Айреса творится неладное. В одном доме разбушевался полтергейст, сводя с ума хозяина жилплощади. В другом женщина слышит странные голоса из раковины в кухне, а вскоре становится жертвой убийства, совершенного абсолютно диким способом. Наконец, в третий дом возвращается с погоста сын хозяйки — школьник, на днях испустивший дух под колесами автобуса. Разбираться со всей этой потусторонней жутью придется местному полицейскому (у него когда-то были отношения с матерью погибшего мальчика) и трем пожилым исследователям паранормального, которые по одному отправляются на ночь в каждый из нехороших домов. Само собой, до утра дотянут не все.
Территория аргентинского хоррора — уже не terra incognita, как было сравнительно недавно, но веселое пестрое гетто, в опасных трущобах которого придумывают какой-нибудь «Снафф 102», а из более-менее благополучных районов отправляются прямиком в Голливуд снимать самый кассовый фильм ужасов всех времен и народов. Режиссер «Оцепеневших» Демиан Рунья застрял где-то между этими двумя полюсами, но определенно движется ко второму: технически скромная, но умная в плане сценария картина получила хорошую прессу и победила в хоррор-сегменте профильного киносмотра Fantastic Fest в Остине. «Оцепеневшие», конечно, напрашиваются на поиски приветов чуть ли не всем знаковым картинам о прорехе между нашим и потусторонним мирами (от «Полтергейста» и «Кладбища домашних животных» до «Паранормального явления» и «Заклятия»), однако копаться в аллюзиях и референсах нет никакой охоты. Рунья настолько уверенно рассказывает свою собственную историю, что лишь она и вызывает живой интерес, накрывая до почти полной невидимости синефильское второе дно.
Дмитрий Молчанов
Облепиховое лето
Байопик о культовом советском кинодраматурге с Андреем Мерзликиным в главной роли обходится с историческим материалом довольно бесцеремонно.
Картина об Александре Вампилове, авторе таких важных произведений, как «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», несомненно, затея достойная: его пьесы и сейчас обладают статусом культовых. Например, исполнитель главной роли, то есть самого Вампилова, Андрей Мерзликин называет драматурга «Гагариным отечественной драматургии. Он сделал гигантский шаг вперед, он вынес на сцену правду». Помимо него в «Облепиховом лете» так или иначе фигурируют и другие культперсонажи: Николай Рубцов, Белла Ахмадулина, Олег Ефремов. После совсем другого «Лета» мы все помним, что формальный признак «похож/непохож» вообще не очень важен для современного произведения. Впрочем, тут с этим проблем нет: персонажи вполне узнаваемы.
У фильма проблемы посложнее. «Облепиховое лето» снято творчески безответственно. Картинка выстроена на уровне дневных сериалов 90-х годов, драматургия нелогична и плохо прописана, элементы антуража и костюмы собраны на скорую руку. И все бы ничего, если бы так происходило по причине нехватки бюджета или еще какой объективной причине. Однако тут все дело в элементарном небрежении. Да, неплохие вроде бы актеры, примерив помятые костюмы, иногда попадают в тональность, а сквозь топорные сценки вдруг проглядывает мощь вампиловской прозы. Но и про прозу и про актерские способности Мерзликина и Сытого мы знали и так. Подобное высказывание в адрес крупной фигуры отечественной культуры позволительно для студенческого драмкружка, но никак не для кинопроката. «Облепиховое лето» добавляет еще один акт отчуждения и непонимания в и без того трагичную судьбу великого советского драматурга.
Денис Крюков
это шедевр Фридкина.... раз вы про времена упомянули...