Предпоследний уикенд октября отметился прежде всего провалом «Геошторма»: $120-миллионный фильм-катастрофа позволил вырваться вперед ориентированному на афроамериканскую аудиторию «Хэллоуину Мэдеи 2». Очередное явление Тайлера Перри в образе Мэдеи, по предварительным данным, принесло Lionsgate $21,65 млн с 2388 кинотеатров. Это почти на 7 миллионов меньше, чем год назад освоил фильм-предшественник в тот же уикенд октября. Кстати, и в 2016-м ситуация с конкуренцией у Перри была похожа на нынешнюю: тогда явно недобрал второй «Джек Ричер» с Томом Крузом ($22,87 млн с 3780 площадок), и первый «Хэллоуин Мэдеи» оккупировал первую строчку ($28,50 с 2260 кинотеатров).
При этом $25-миллионный «Хэллоуин Мэдеи 2» показал всего лишь седьмой старт из восьми фильмов франшизы, добравшихся до широкого проката — позади осталось только «Рождество Мэдеи», в 2013-м заработавшее $16 миллионов с 2194 кинотеатров. Впрочем, о серьезном спаде интереса к циклу это вряд ли свидетельствует: «Мэдея» всегда найдет своего зрителя, а сам Перри только с виду звезд с неба не хватает — благодаря своей плодовитости и лояльной целевой аудитории он за всю карьеру (а это 17 полнометражных картин — преимущественно дешевых в производстве) заработал только в домашнем прокате уже $838,35 млн (в среднем $49,31 млн за фильм). А еще две картины, которые выйдут в 2018 году, скорее всего, доведут режиссерский счет комедиографа до миллиарда. На Lionsgate, где Перри выпустил все свои фильмы (считая продюсерские проекты, их ровно два десятка), постановщиком, разумеется, довольны.
«Картина обращается к лояльной аудитории Тайлера Перри, — констатирует факт глава отдела проката студии Дэвид Спитц. — Он нашел с ней общий язык».
Самый лучший старт среди фильмов франшизы показала в 2009 году «Мэдея в тюрьме» — $41,03 млн всего с 2032 кинотеатров. Любопытно, что картины серии традиционно получают низкие оценки критиков и зрительские рейтинги на IMDb, так что фильмы о Мэдее — яркий пример того, насколько эффективным может быть зрительское ядро франшизы. «Хэллоуин Мэдеи 2», по данным CinemaScore, получил от лояльных зрителей в первый день проката оценку «А-» (первому «Хэллоуину Мэдеи» и вовсе дали «А»), зато на RottenTomatoes у фильма — всего одна положительная рецензия из 13 имеющихся (среди топ-критиков — вообще ни одной), на Metacritic — 17 баллов, а рейтинг на IMDb — 3,1/10 (причем на момент публикации настоящего обзора проголосовало всего 417 пользователей).
«Геошторм» вынужден был довольствоваться второй строчкой в топе: фильм-катастрофа, на производство которого студия Warner Bros. потратила (считая пересъемку после провальных тестовых просмотров, которой занимался Дэнни Кэннон) $120 миллионов, освоил лишь $13,30 млн с 3246 кинотеатров. От фильма ожидали если не повторения успеха, то результата, близкого к показателям предыдущего «катастрофического» проекта студии, «Разлома Сан-Андреас», стартовавшего в 2015-м (правда, в конце мая) с $54,59 млн, взятыми с 3777 площадок. Увы, «Геошторм» начал прокат с суммы, которая вчетверо меньше премьерных сборов «Сан-Андреаса», а о финальном результате лучше даже не думать (кино со Скалой, кстати, финишировало с $155,19 млн). Остается надеяться на зарубежный прокат, который к настоящему моменту принес без малого $50 миллионов, причем фильм еще не стартовал в Китае и на некоторых перспективных европейских территориях. Впрочем, и там вряд ли случится чудо.
Зритель отреагировал на картину сообразно ее качеству: по данным CinemaScore, «Геошторму» поставили «В-», однако могло быть и хуже — критики, например, были куда более безжалостны. На RottenTomatoes у ленты Дина Девлина всего 12% положительных рецензий (среди топ-критиков — ни одной), а рейтинг на Metacritic — 21 балл. Взрослая аудитория, на которую был рассчитан фильм (77% зрителей уже отпраздновали 25-летие), явно почувствовала себя обманутой. А на WB тем временем уже подсчитали убытки — по предварительным оценкам, они составили примерно $100 миллионов.
На пятой позиции обосновался еще один новичок — «Дело храбрых». Основанная на реальных событиях драма о подвиге пожарных освоила $6,01 млн с 2577 кинотеатров. Для режиссера Джозефа Косински, который до этого отметился двумя фантастическими лентами («Трон: Наследие» взял $44,03 млн на старте, «Обливион» — $37,05 млн), это гигантский шаг назад по части кассы, зато у него никогда еще не было такой отличной критики: у «Дела храбрых» 90% позитивных отзывов на RottenTomatoes (88% среди топ-критиков) и 73 балла на Metacritic. Аудитория также высоко оценила фильм («А», по данным CinemaScore), однако сама тема фильма (и, возможно, недостаточно агрессивная реклама) не смогла привлечь достаточное количество зрителей. Однако у «Дела храбрых» будет отличный сарафан, так что Sony может рассчитывать на тихий, но долгий прокат $38-миллионной картины.
Наконец, еще один громкий провал недели — «Снеговик» Томаса Альфредсона с Майклом Фассбендером в главной роли — стартовал лишь с 8 строчки. $35-миллионная экранизация одного из романов цикла норвежца Ю Несбё о детективе Харри Холе освоила лишь $3,44 млн с 1812 площадок (с ужасной для нового релиза наработкой — $1900 с кинотеатра). У картины просто разгромная критика (причем обозреватели прямо-таки соревновали в остроумии, уничтожая картину) — 9% положительных рецензий на «Гнилых помидорах» (ни одной от топ-критиков), 24 балла на Metacritic. При этом по части реакции аудитории «Снеговик» оказался в проигрышной, по отношению к «Делу храбрых», ситуации, и даже в куда более плачевном положении, чем «Геошторм»: зрители первого дня проката влепили триллеру, по данным Cinemascore, оценку «D» (это, пожалуй, даже хуже, чем вызывающее и провокационное «F» у «мамы!» Даррена Аронофски — обычная унылая «двойка»).
Самым крутым падением отметился лидер предыдущего уикенда: хоррор от Blumhouse «Счастливого дня смерти» рухнул во вторые выходные по блокбастерному счету — аж на 64% (для фильма ужасов — многовато, особенно если учесть, что ленте добавили 149 площадок). Впрочем, жаловаться Universal точно не на что: хоррор, производственный бюджет которого составляет $4,8 млн, за 10 дней проката собрал $40,68 млн.
Продолжает стремительное падение и «Бегущий по лезвию 2049»: в третий уикенд сайфай Дени Вильнева потерял в темпах сборов почти 54% и пополнил кассу на $7,15 млн — теперь на счету $150-миллионного сиквела числится $74 миллиона за 17 дней проката. На этой неделе фильму должен помочь азиатский рынок: в грядущие выходные «Бегущий по лезвию 2049» стартует в Китае и Японии.
Лучшую же динамику среди холдоверов продемонстрировало «Оно»: экранизация кинговского романа держится в топ-10 уже седьмой уикенд, потеряла в темпах сборов по сравнению с шестым всего 42,2%, пополнила кассу на $3,5 миллиона и довела общий счет за 45 дней проката до $320,23 млн. С учетом же зарубежных сборов, «Оно» перемахнуло в минувший уикенд $650-миллионную планку общемировой кассы — неплохо для фильма, на производство которого WB и New Line потратили $35 миллионов (другими словами, почти в 19 раз меньше, чем заработано в прокате).