ВЫБОР АЛЕКСЕЯ ФИЛИППОВА
1. «КОЛДУНЬЯ» («ВЕДЬМА ЛЮБВИ»)
Бонус для ценителей грайндхауса: история про любвеобильную ведьму (Саманта Робинсон), которая соблазняет и невольно убивает мужчин в некотором американском городке. За окном то ли 60-е, то ли наши дни, стилизованные под это десятилетие. Режиссер Анна Биллер густо цитирует низкобюджетное кино того времени, в частности — кланяется джалло с Ардженто во главе.
2. «ПО ТУ СТОРОНУ НАДЕЖДЫ»
Новая лента меланхоличного финского сатирика и гуманиста Аки Каурисмяки, получившая приз за режиссуру на последнем Берлинском кинофестивале. Как и предыдущий «Гавр», «По ту сторону» затрагивает тему миграции в европейских странах — без гражданского пафоса, но с фирменным язвительным юмором Каурисмяки.
3. «АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ»
Тихо прошедшая по фестивалям и российскому прокату лента Алексея Федорченко про встречу коренных народов и советского авангарда, случившуюся после Октябрьской Революции и Гражданской войны. Сшитые по большей части из реальных событий и биографий, «Ангелы» выглядят фантасмагорической историей то ли сотворения мира, то ли рагнарека. Ханты и ненцы знакомятся с Эйзенштейном и композитором Авраамовым, а местные озерные боги вступают в схватку с «ангелами революции». Изобретательная, но не перегруженная картина Федорченко очаровывает и местным колоритом, и фантазией лучших людей советского авангарда, которые вскоре, вслед за хантами и ненцами, впадут в немилость.
4. «РАССЕКАЯ ВОЛНЫ»
Уже классический фильм Ларса фон Триера, который будет не лишним посмотреть на большом экране. 70-е, Бесс (Эмили Уотсон) живет в шотландской религиозной общине и выходит замуж за нефтедобытчика Яна (Стеллан Скарсгард). Ее тоска по вечно отсутствующему мужу приводит к трагедии, что заставляет набожную женщину по-католически страдать еще сильнее. «Рассекая волны» открывает трилогию Триера о Европе. В ленте также угадываются черты «догмы 95», к сочинению которой датчанин приложил руку, но сам выполнил все пункты лишь однажды — в «Идиотах» (уже второй части «европейской трилогии»).
5. «ПОСЛЕОБРАЗЫ» («ОСТАТОЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ»)
В прошлом году не стало классика польского и мирового кино Анджея Вайды, и «Послеобразы» — его последняя картина. Символично, что события ленты разворачиваются в послевоенной Польше, когда Вайда как раз и начал кинематографический путь. Фильм повествует о преподавателе искусств, которого любят студенты, но не ценят в верхах, так как его понимание искусства не вписывается в рамки соцреализма. Его, разумеется, увольняют, и дальше жизнь человека искусства превращается в трагедию.
ВЫБОР КИРИЛЛА ГОРЯЧКА
1. «СЛЕД ЗВЕРЯ»
Агнешка Холланд — непростая старушка с интересной судьбой. «След зверя» показали в Берлине в этом году, где фильм наградили «Серебряным медведем». По сюжету пенсионерка идет в лес и находит пару трупов. То ли детектив, то ли феминистский манифест, то ли борьба за окружающую среду... В прокате появится вряд ли, а зацепить на большом экране хочется.
2. «Я НЕ ВАШ НЕГР»
Программа ММКФ «Свободная мысль» традиционно для меня наиболее интересная. В этом году покажут в том числе и фильм «Я не ваш негр» — нашумевшую документалку об истории движения за права черных. Расизм по-прежнему больная тема для Америки, и фильмы о любви к ближнему выходят все чаще. Тем интереснее ознакомиться как все происходило/происходит на самом деле.
3. «ЛЮМЬЕРЫ»
Тьерри Фремо — глава французской синематеки и один из главных людей в кинокультуре Франции. Однажды он решил посмотреть все фильмы братьев Люмьер, и оказалось, что их очень много, и большинство из них никто никогда не видел. Фремо собрал воедино все фильмы и какие-то совершенно уникальные кадры, чтобы, наконец, показать, как действительно появился наш любимый кинематограф.
4. «БИТВА ЗА АЛЖИР»
Из ретроспективных показов ММКФ в этом году не следует пропускать «Битву за Алжир» — одну из самых громких картин ХХ века. Весьма неоднозначный шедевр с помощью документальной реконструкции событий рассказывает антиколониальную историю битвы за независимость Алжира. Часто сравнивают фильм с «Броненосцем Потемкин» по силе революционного воздействия.
5. «МАРГАРИТКИ»
В том же году, что и «Битва за Алжир» вышла прямо противоположная картина чешского классика Веры Хитиловой. «Маргаритки» — культовый анархистским фильмом о женщине в социалистическом мире. Авангард, провокация, секс и много еды — один из главных фильмов 60-х.
ВЫБОР СЕРГЕЯ ОБОЛОНКОВА
1. «РОКОВОЕ ИСКУШЕНИЕ»
Месяц назад София Коппола побывала со своей шестой полнометражной работой в Каннах и взяла там приз за режиссуру. «Роковое искушение» — экранизация опубликованного в 1966-м романа Томаса Куллинана (описанные в книге события ранее уже переносились на экран — в 1971-м). Речь идет о школе-интернате для девочек в Миссисипи времен гражданской войны в США. Однажды одна из учениц спасает раненого солдата, и тот поселяется в учебном заведении. В экранизации Копполы задействованы многочисленные звезды (Николь Кидман, Кирстен Данст, Колин Фаррелл, Эль Фаннинг), а подготовить саундтрек для картины София попросила французскую группу Phoenix. Подобные анахронизмы — один из любимых фокусов кинематографистки: в ее фильме о Марии-Антуанетте звучали песни The Cure и New Order; эффект был впечатляющим.
2. «МОЛОДОЙ ГОДАР»
Французский режиссер Мишель Хазанавичус, прогремевший в 2012-м благодаря собравшему пять «Оскаров» немому черно-белому «Артисту», в 2014-м выпустил военную драму «Поиск», не сумевшую привлечь внимания зрителей. Теперь же кинематографист решил, видимо, организовать громкое возвращение: «Молодой Годар» (оригинальное название картины можно перевести как «Грозный») — комедийно-биографическая лента, посвященная одному из самых известных режиссеров французской новой волны. Показ картины в Каннах в этом мае был испорчен сообщением о заложенной где-то неподалеку бомбе. Лента заставила критиков ломать копья еще до ее выхода в прокат: кто-то обвинял Хазанавичуса в неуважении к старшему коллеге, другие заявляли, что Годар в новом фильме получился живым человеком. В общем, пропустить ленту после всей этой шумихи было бы глупо.
3. «НОРМАН: УМЕРЕННЫЙ ВЗЛЕТ И ТРАГИЧЕСКОЕ ПАДЕНИЕ НЬЮ-ЙОРКСКОГО ПОСРЕДНИКА» («СТРАТЕГИЯ ОППЕНГЕЙМЕРА»)
Пожилой еврей из Нью-Йорка Норман Оппенгеймер (Ричард Гир) оказывает поддержку начинающему политику — а тот через несколько лет занимает пост премьер-министра Израиля, что оказывает влияние и на судьбу его давнишнего знакомого. Бывший секс-символ Гир, в последнее время не так часто появляющийся на экранах, в этом политическом триллере предстает в довольно неожиданном амплуа. Зарубежные критики сходятся во мнении: актерская работа Ричарда великолепна. Дополнительный плюс — сильные партнеры, доставшиеся Гиру на съемочной площадке «Нормана»: Стив Бушеми, Майкл Шин и Шарлотта Генсбур.
4. «ТЯЖЕЛЫЙ МЕТАЛЛ»
«Тяжелый металл» — пожалуй, главный аттракцион из в целом довольно любопытной программы канадской анимации. Вышедший в 1981-м мультфильм для взрослых — это антология: в ленте собраны фантастические истории, позаимствованные из одноименного комиксового журнала Heavy Metal. Сюжеты тут, впрочем, второстепенны. В кадре сменяют друг друга астронавты, андроиды и мутанты, но на самом деле «Тяжелый металл» держится на трех китах — сексе, насилии и рок-н-ролле (в саундтрек, в частности, входят песни Nazareth и Black Sabbath). Довольно показательно, что уже в 2000-х этим забористым коктейлем заинтересовался Дэвид Финчер — однако римейка до сих пор не случилось.
5. «ЗЕРКАЛО»
Довольно странно объяснять, зачем стоит смотреть на большом экране ленты Тарковского. В программу восстановленных фильмов 39-го ММКФ вошла самая личная лента режиссера. Совсем недавно ее же можно было увидеть в рамках двух ретроспектив, приуроченных к 85-летию Тарковского. На ММКФ, судя по названию программы, будет демонстрироваться версия «Зеркала», отреставрированная «Мосфильмом»; ленту подчищали дважды — около десяти лет назад и совсем недавно. Есть вероятность, что в следующий раз увидеть в кино (да еще и в хорошем качестве), как ослепительно красивая Терехова улыбается, а потом закусывает губу, задумавшись над ответом («Тебе кого больше хочется, мальчика или девочку?»), получится не так скоро.
ВЫБОР МИХАИЛА МОРКИНА
1. «ДОЛГАЯ ПРОГУЛКА БИЛЛИ ЛИННА В ПЕРЕРЫВЕ ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА»
Военная драма Энга Ли не только не добралась до российского проката, но и, кажется, до американского: режиссер решил снять кино сразу в 3D, 4K и с частотой 120 кадров в секунду. Желание Ли погрузить зрителей в реалистичные солдатские будни не увенчалось коммерческим успехом, поскольку оснащенных для полноценной проекции кинотеатров в мире существовало в количестве четырех штук. Критики приняли фильм неровно, но многие все же отметили эффект погружения, достигнутый двукратным лауреатом «Оскара». Пропускать кино также явно не хочется из-за актерского состава: в компании Кристен Стюарт и Гаррета Хедлунда редкие драматические партии тут сыграли Стив Мартин, Крис Такер и Вин Дизель.
2. «ФИЛЬМ БЕЗ НАЗВАНИЯ»
Австрийский документалист Михаэль Главоггер скоропостижно скончался от малярии в Либерии в 2014 году, собирая материал для нового фильма. Его соратница Моника Вилли, постоянный монтажер Михаэля Ханеке, собрала воедино отснятый за четыре с половиной месяца материал, используя дневники Гавоггера. В своих лентах «Славы блудницы» и «Смерти рабочего» он показывал находящуюся под влиянием глобализации жизнь бедных слоев населения в развивающихся странах мира. «Фильм без названия», судя по всему, должен был продолжить эту линию, сконцентрировавшись на странах Африки.
3. «БЫВШИЙ УДАРНИК» («ЭКС-УДАРНИК»)
Бельгийский режиссер Коэн Мортье создал агрессивную панк-фантазию, визуально напоминающую «На игле» Дэнни Бойла. Это сюрреалистическая история трех физически неполноценных музыкантов, которые хотят, чтобы бывший барабанщик Дриз присоединился к их группе. Хорошего драммера, как известно, найти нелегко. Кино вышло противоречивым, но смешным коктейлем из секса, наркотиков, дестроя, насилия, убийств и черного нигилизма. В год триумфа (почти) «Ла-Ла Ленда» — отличный шанс посмотреть культовый анти-мюзикл.
4. «НА ПРЕДЕЛЕ»
Драматический триллер прославленного немецкого режиссера Фатиха Акина участвовал в основном конкурсе последнего Каннского фестиваля, где принес награду актрисе Дайан Крюгер. Ее героиня Катя теряет мужа и сына в террористической атаке, которую устраивает пара неонацистов. Судебный приговор не удовлетворяет безутешную женщину, и она решает отомстить. Судя по отзывам критиков, за сюжетом боевика с Арнольдом Шварценеггером должно стоять умное и заставляющее задуматься современное кино с сильной игрой Крюгер.
5. «ВПУСТИ СОЛНЦЕ»
Еще один каннский фильм (из программы «Двухнедельник режиссеров) — «Впусти солнце» одной из самых известных представительниц французского арт-хауса Клер Дени. Интересно посмотреть, как (если верить некоторым рецензиям) обычно серьезная и жесткая 71-летняя француженка при помощи Жюльет Бинош выдала собственную версию «фильма Нэнси Майерс». Ее героиня пытается найти настоящую любовь, а выходит романтический фарс.
ВЫБОР МАРСЕЛЯ МАКЕДОНСКОГО
1. «КАРП ЗАМОРОЖЕННЫЙ»
Лента «Карп отмороженный» заинтересовала по нескольким причинам. Во-первых, любопытно нестандартное отношение к смерти. Мы много уже видели различных трактовок фразы «отцы и дети» в кино. Как и много лент, в которых протагонист узнает о сроке, отмеченным ему Богом. Очень интересен микс из двух этих тем. Во-вторых, съемочная группа — это самый настоящий подарок для киномана, который любит отечественный синематограф.
2. «ЗВЕЗДАЧИ»
Нечасто до отечественных кинотеатров добирается скандинавское кино, так что нельзя упустить шанс увидеть его на широком экране. Что касается темы — сексуальная революция регулярно гостит до сих пор в фильмах США, периодически ее отблески встречаются в кино Франции и Италии. Очень любопытно, что же на эту тему скажут финны.