Лучшим российским фильмом по версии премии «Золотой орёл» стал «Солнечный удар». На счету картины Никиты Михалкова пять наград — рекорд вечера. «Левиафан» Андрея Звягинцева отстал на одну награду.
Помимо премии за лучший фильм, «Солнечный удар» победил в номинациях: лучший оператор (Владислав Опельянц), музыка (Эдуард Артемьев), работа художника-постановщика и художника по костюмам. «Левиафан» выиграл режиссёрскую номинацию (Андрей Звягинцев), а также стал лучшим в двух актёрских номинациях, лучшая женская роль (Елена Лядова), лучшая мужская роль второго плана (Роман Мадянов), и монтаж.
Фильм Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» был отмечен «Орлом», как лучший сценарий. Приз за лучшую мужскую роль достался Александру Збруеву за фильм «Кино про Алексеева». Лучшей женской ролью второго плана признана работа Северии Янушаускайте в картине Анны Меликян «Звезда».
Мультфильмом года назван «Иван Царевич и Серый волк 2». «Weekend» Станислава Говорухина получил приз за лучшую работу звукорежиссёра. «Отель "Гранд Будапешт"» — лучший зарубежный фильм в российском прокате. Лучший неигровой фильм — «Янковский».
Среди сериалов победили — «Оттепель» Валерия Тодоровского (более десяти серий) и «Бесы» Владимира Хотиненко (менее десяти серий). «Оттепели» достались и обе актёрские премии: награды получили Евгений Цыганов и Виктория Исакова.
Если говорить объективно, то Левиафан заставляет задействовать пальцы второй руки при подсчете фильмов последних 20 лет, которые можно относить в золотой фонд, приклеивать ярлык "modern classic" и вносить во всяческие топы лучших фильмов всех времен. Ожидая от фильма крепкой остросоциальный драмы, адаптированной для западного зрителя, я даже близко не ожидал того, что получил.
А получил я то, чего не видел в современном кино очень давно. Если говорить ярлыками - смесь Ясудзиро Одзу и Микеланджело Антониони. От первого - умело вплетенное "второе дно" в бытовую историю. Как это делал Одзу в лучших своих фильмах, Звягинцев умело вкладывает основной сюжет все экзистенциальные думы и поиски, так что они являются продуктом работы актеров и сюжета, а не автора. Умело скрывая за основной историей всяческие смыслы, Звягинцев лишь изредка заигрывает со зрителем, вкладывая обрывочные цитаты в уста актеров. Эгоцентричность, внутренняя пустота и абсолютная некоммуникабельность персонажей, ставшая главной темой фильмов Антониони присутствуют и здесь. И Звягинцев, возможно, чуть-чуть проигрывая итальянскому классику, проговаривает те же истины, что и признанный мастер, однако делает это чуть более прямо и открыто. И при всем при этом, снимая такой политически острый фильм, у Звягинцева нету никакой "чернухи", все персонажи живые и говорят искренне. Режиссер не искажает реальную картину, не пытается гиперболизировать те или иные моменты. Он снимает настоящее, искреннее кино. Говорить о технических моментах фильма смысла не вижу. Все на высочайшем уровне не по российским меркам, а по мировым. Отдельное спасибо за правильную музыку.
пс: Кричман все же местный Любецки, т.е. лучший.
ппс: Оттепель вопросов не вызывает, как и Циганов.