Пятидневные выходные Дня благодарения — со среды по воскресенье — традиционно считаются урожайной порой для американских прокатчиков. Но в этот раз даже самые смелые прогнозы не соответствовали реальным цифрам бокс-офиса. Общие кассовые сборы за праздники составили $294 млн. Прежний рекорд, установленный год назад, когда в кинотеатрах шли «Сумерки. Сага. Рассвет. Часть 2», «007: Координаты "Скайфолл"» и «Линкольн», равнялся $289,6 млн. Победу добыли благодаря совместным усилиям всего двух картин — «Голодных игр: И вспыхнет пламя», вышедших неделей ранее, и «Холодного сердца», заступившему в широкий общенациональный прокат после почти недели демонстрации одним экраном.
Сиквел молодёжного утопического фэнтези с Дженнифер Лоуренс остался в лидерах, побив один из давних рекордов. За пять дней заработано $110,1 млн (4163 кинотеатра) (на трёхдневный уикенд приходится $74,5 млн). Предыдущее высшее достижение пятидневки Дня благодарения установил «Гарри Поттер и философский камень» — $82,4 млн. Рекорд продержался целых двенадцать лет. За десять дней фильм заработал $269,5 млн и наверняка превзойдёт показатели оригинала, собравшего в 2012 году $408,01 млн в Северной Америке. Выдающийся результат по нынешним временам. Большие студийные проекты сейчас окупаются в основном благодаря международному прокату. 130-миллионный бюджет «И вспыхнет пламя» удалось отбить — и хорошо заработать — силами только родного зрителя. Доход же от заграничного проката, который на сегодня составляет $276,5 млн, пойдёт в чистую прибыль. Общие сборы продолжения после десяти дней проката на родине и в мире — $573 млн. Мировая касса первого фильма, $691 млн, будет перекрыта. Для того, чтобы стать самым кассовым фильмом 2013 года в Северной Америке, продолжению надо заработать больше $409 млн. Именно столько собрал «Железный человек 3»; на втором месте пока «Гадкий я 2» — $366,95 млн; «И вспыхнет пламя» — третий, уже обогнав «Человека из стали» ($291,05 млн), «Университет монстров» ($268,38 млн) и «Гравитацию» ($249,75 млн).
Такая статистика второго уикенда новых «Голодных игр» (здесь уже для чистоты сверки приходится опираться на трёхдневные сборы с пятницы по воскресенье — $74,5 млн) — четвёртый результат в истории бокс-офиса. Лучше на вторых выходных смотрелись только три картины: «Мстители» ($103,05 млн), «Аватар» ($75,6 млн) и «Тёмный рыцарь» ($75,2 млн). «И вспыхнет пламя» добрался до 250-миллионной отметки за восемь дней. Быстрее него это сделал лишь комикс-блокбастер «Мстители» (шесть дней). «Тёмному рыцарю» понадобились те же восемь суток.
#{quote=105}Ещё больше сюрпризов (в выносливости «Голодных игр», по правде говоря, мало кто сомневался, тем более в праздничный уикенд) преподнёсла новая диснеевская анимация «Холодное сердце». Фильм стартовал в среду и по итогам уикенда добрался до титула самого кассового новичка пятидневки. Формально мультфильм, как и «Голодные игры», находится на второй неделе проката, но первую неделю он демонстрировался одним экраном, так что следует вести речь о лучшем релизе широкого проката. Заработано $93,01 млн (2742 кинотеатра), из которых на уикенд с пятницы по воскресенье приходится $66,71 млн. Как видно, «Холодное сердце» не только побило рекорд «Гарри Поттера и философского камня», но и оказалось сильнее конкурентов из своего «диснеевского» лагеря — «Истории игрушек 2», заработавшей в 1999 году за пять дней $80,1 млн, и «Рапунцель» ($68,71 млн), вышедшей в это же время три года назад. Фильму не хватило двух миллионов до звания самого кассового в истории дебюта не с первого места: в мае 2004 года «Послезавтра» заработал на старте $68,74 млн, проиграв уикенд «Шреку 2» ($72,17 млн).
У «Холодного сердца» превосходная зрительская оценка «A+» и пара недель свободного бокс-офисного пространства, когда мультфильм будет оставаться первым выбором зрителей для семейного похода кино. В первый уикенд 81% всей аудитории мультфильма приходится на семьи с детьми, а в гендерном разрезе преимущество слабого пола существенно, но не критично — 57% против 43%, хоть мультик и про принцессу. Картине прогнозируют не менее $250 млн в родном прокате при бюджете в $150 млн.
По поводу победоносного шествия двух картин по праздничным экранам Deadline разразился язвительным постом о том, что голливудским воротилам пора перестать ставить потенциальные суперблокбастеры исключительно на лето, а больше беспокоиться о качестве предлагаемой продукции, не надеясь на летнее настроение зрителя. А бизнес можно делать и в октябре (см. «Гравитация»), и в ноябре (хотя традиционно кассовый День благодарения никто не отменял).
Праздники существенно перетряхнули первую десятку бокс-офиса, хотя старт всех абсолютных новичков следует признать провальным. В топ-10 пробились два фильма из ограниченного проката, расширившие своё присутствие в кинотеатрах — «Воровка книг», после трёх недель локального проката приземлившаяся на седьмое место с результатом $4,85 млн (1234 кинотеатра, на прошлой неделе их было 70), и «Филомена» Стивена Фрирза, неделю назад стартовавшая четырьмя площадками, а сейчас добавившая ещё 831. Картина заработала за уикенд $3,79 млн, что помогло ей оказаться на девятом месте.
Новички же откровенно разочаровали. «Последний рубеж» 2570-ю кинотеатрами сподобился лишь на $6,97 млн. Для американцев это, в принципе, обычный приём картин с Джейсоном Стэтемом. В этом году с $7,01 млн начался прокатный путь «Паркера», а в 2012-м «Защитник» стартовал с $7,89 млн. За пять выходных придуманному Сильвестром Сталлоне сюжету не удалось освоить даже $10 млн — $9,8 млн. Заявленная стоимость проекта, не считая затрат на маркетинг, — $22 млн, которые вряд ли удастся вернуть.
Авторы «Чёрного Рождества» надеялось на поддержку афроамериканского зрителя, по традиции подставляющего плечо своим голливудским братьям, но тот похоже продолжает идти на «Свидетеля на свадьбе 2». Романтическая комедия Малкольма Д. Ли больше располагает к непринуждённому отдыху, чем музыкальная религиозная проповедь Кэси Леммонс. Старт не задался: восьмое место с $5 млн за пять дней и $3,88 млн (1516 кинотеатров) за уикенд при $17,5 млн бюджета. «Свидетель на свадьбе 2» тем временем занимает четвёртую позицию с результатом $8,49 млн за уикенд (три дня). 17-миллионный сиквел уже положил на счёт $63,41 млн и продолжает идти в 1717 кинотеатрах. На экспорт такое кино Голливуд не выставляет, потому приходится рассчитывать на соотечественников, которые, впрочем, в этот раз не подвели.
Дебютант-неудачник предыдущих выходных, комедия с Винсом Воном «Отец-молодец», скинула меньше всех в топ-10 — 12,8%, но слабый старт безнадёжно портит всю картину: шестое место во второй уикенд, $6,93 млн (3036 кинотеатров) и $19,45 млн общей кассы при 26-миллионной производственной смете. Замыкают десятку «Starперцы» ($2,79 млн), которые за пять недель проката добились $58,72 млн и звания самого кассового релиза в истории CBS Films. Ранее в авангарде была «Женщина в чёрном» с Дэниелом Рэдклиффом.
«Олдбой» Спайка Ли, римейк одноимённой культовой ленты Пак Чхан Ука, начал ещё отвратительнее, чем два других провальных дебютанта. Картина вышла 583 кинотеатрами, в которых заработала только $850 000 с очень скромной, недостойной ничего большего, чем семнадцатое место, наработкой — $1 458. Прокат грозит вылиться в один из самых громких провалов года: фильму «светит» не больше $3 млн, при том, что потратили на него $30 млн.
С 4 декабря, со среды, в прокате стартует «Из пекла» с Кристианом Бейлом, Кейси Аффлеком и Вуди Харрельсоном. Два дня криминальная драма Скотта Купера будет идти в четырёх кинотеатрах, а с пятницы — в 2000. Тогда же к нему присоединится «Внутри Льюина Дэвиса». У братьев Коэнов пока очень ограниченный прокат четырьмя площадками.