Первый летний блокбастер, «Железный человек 3» (Buena Vista), взорвал, как и ожидалось, североамериканский бокс-офис: $175,3 млн с 4 253 кинотеатров (по предварительным данным) — второй показатель в топе лучших домашних стартов (впереди только «Мстители» с $207,4 млн).
Уже пятничные сборы ($68,3 млн — с учётом ночных показов) позволили аналитикам спрогнозировать $170-миллионный уикенд, но «ЖЧ 3» превзошёл ожидания, взяв на 5 миллионов больше, — за счёт минимальных падений в субботу и воскресенье (-8,9% и -28,1% соответственно). Благодаря сказочной международной кассе ($504,8 млн) триквел имеет отличные шансы перемахнуть миллиардную планку по общим сборам.
«ЖЧ 3» оставил далеко позади своих предшественников (можно долго спорить насчёт художественных достоинств триквела, но речь-то идёт исключительно о кассе): «Железный человек 2» два года назад освоил на старте $128,1 млн (с ещё большего, чем у триквела, количества площадок — 4 380), а первый «Железный человек» в первый майский уикенд 2008 года открыл счёт суммой в $98,6 млн (4 105 кинотеатров). На руку триквелу, разумеется, сыграло 3D (первые две части были лишены этого полезного бонуса): на трёхмерные сеансы пришлось 45% сборов (у «Мстителей» доля 3D-кассы была чуть больше — 52%). Показы в сети IMAX принесли $16,5 млн. Если «ЖЧ 3» пойдёт в прокате приблизительно по графику «ЖЧ 2», то ему светит около $430 млн в Северной Америке, а если сценарий будет более благоприятным и третья глава персональных приключений Тони Старка наберёт скорость «Мстителей», то на горизонте замаячит $500-миллионная отметка. Похоже, июньскому «Человеку из стали» и выходящему в конце года «Тору 2» придётся очень сильно постараться, чтобы составить «ЖЧ 3» достойную конкуренцию.
#{quote=41}Характерно, что аудитория триквела оказалась несколько более возрастной, чем у «Мстителей»: 55% зрителей уже отметили 25-летие (у «Мстителей» таковых было 50%); 61% публики — сильный пол.
Ход событий определит, как всегда, прокатная выносливость ленты: «Мстители» во второй уикенд упали на 50,3%; «Железный человек 2» — на 59,4%; первый «ЖЧ» — на 48,1%. Если падение триквела окажется в районе 50%, то самые радужные прогнозы грозят сбыться. У «ЖЧ 3» — всего месяц до выхода «Человека из стали», и ковать железо надо, пока горячо.
Эффектное появление Тони Старка на поле боя (82% совокупного бокс-офиса первой дюжины!) в разной степени ударило почти по всем релизам. Новичков широкого проката в минувший уикенд больше не было (кто бы рискнул выйти на одной дате с триквелом «Железного человека»?), а «старички», конечно, пострадали. Хорошенько досталось прежнему лидеру ТОП-10, «Кровью и потом: Анаболики» (Paramount): во вторые выходные стероидная комедия рухнула на 62,5% и переместилась на второе место с $7,6 млн (сборы за 10 дней — $33,9 млн). При этом фильм Майкла Бэя расширил ареал на 10 площадок. Ещё больше пострадал «Обливион» (Universal): фантастика Джозефа Косински сбавила обороты на 67,4% (что, впрочем, для третьего уикенда, да в присутствии «ЖЧ 3» — простительно) и спрыгнула со второй позиции в чарте на четвёртую.
А вот бейсбольный байопик «Джеки Робинсон» (Warner Bros.) умудрился сохранить за собой почётное третье место, взяв $6,2 млн в четвёртые выходные и притормозив на 41,7%. Спортивное кино продолжает славный путь в домашнем прокате (подвиги на международной арене, в силу специфики, ленте не грозят) — общие сборы приближаются к $80-миллионной планке ($78,3 млн), которая ровно вдвое выше бюджета. Более-менее уверенно чувствует себя и «Семейка Крудс» (Fox): мультфильм от DreamWorks Animation держится в первой пятёрке уже седьмой уикенд подряд и к настоящему моменту довёл общие сборы до $168,7 млн.
Комедия «Большая свадьба» (Lionsgate) упала во вторые выходные на 49% (рецензии намекали, что это едва ли не худший фильм в мире, но зрители оказались чуть милосерднее критиков), но это, во-первых, не так уж мало, а во-вторых, является слабым утешением, если учесть ещё более слабый старт. У картины с солидным актёрским ансамблем после 10 дней проката в копилке сумма отнюдь не солидная: $14,2 млн при бюджете $35 млн.
Из новичков ограниченного проката никому не удалось прорваться даже в первую двадцатку: главный арт-релиз недели, киллер-драма «Ледяной», вышел в прокат всего в четырёх кинотеатрах, специализирующихся на «другом кино», и заработал $93 100. Четыре площадки имел в активе и ромком Сюзанн Биер «Любовь – это всё, что тебе нужно» (Sony Classics), но обогатился он всего на $39 000.
В грядущий уикенд под тяжёлую руку «Железного человека 3» рискуют попасть: «Великий Гэтсби» (Warner Bros.; 3 350+ площадок) — экранизация классического романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, новая работа База Лурманна, фильм открытия Каннского фестиваля; ориентированная на афроамериканскую аудиторию комедия «Мы — семья Пиплз» (Lionsgate; около 2 000 кинотеатров), которая выходит на экраны под соответствующей красноречивой вывеской «Тайлер Перри представляет». Ограниченный прокат пополнится, в частности, двумя хоррорами — «Афтершок» и «Никто не выжил» (с последним наш зритель уже успел познакомиться).