Первые премьеры 65-го Каннского кинофестиваля. Ядовитые критики таки нашли серьёзный изъян в нынешнем основном конкурсе, заочно признанным сильным и по-хорошему тяжеловесным. Стрелы летят в отборщиков, не взявших в этом году в программу ни одной работы режиссёров-женщин (в прошлом году таковых было аж четыре). Однако уже первые показы («Ржавчина и кость», «После битвы», «Рай: Любовь») дали понять, что женщин в Каннах задвигать никто не намерен — им отданы ключевые роли буквально в каждой картине, пусть и по другую, не режиссёрскую, сторону камеры.
Открылись Канны премьерой «Королевства полной луны» Уэса Андерсона, с которым, по большому счёту, всё было ясно — в хорошем смысле слова — ещё из трейлеров и сопутствующей прикладной, печатной и цифровой продукции. Как и ожидалось, случилось чудо, по крайней мере, визуальное; триумф дизайна, декора и 16-миллиметровой плёнки. Андерсон снял эдакое пионерское, в оригинальной редакции — бойскаутское, очень «книжное» ретро, не двинувшись с тех позиций, откуда обычно ведёт свой диалог со зрителем: он остр на язык, внимателен к мелочам, полон гротеска и одновременно трогателен, инфантилен и удивительно, совсем не по-фестивальному, лёгок.
Женскую карту в конкурсе разыграли во второй день фестиваля. В египетском «После битвы» режиссёр Юсри Насралла сосредоточен на женских образах, через которые рассказывает о прошлогодних революционных событиях в стране. Кино, безусловно, актуальное, где-то даже объективное — режиссёр не перегибает с пафосом и умерен в интонациях, — но прямолинейное и даже неуклюжее.
Жак Одиар представил «Ржавчину и кость» с Марион Котийар и сверхновой звездой Матиасом Скунартсом, про дрессировщицу косаток, боксёра и волю к жизни. Критическая братия не договорилась, как реагировать на экранизацию короткой прозы Крейга Робинсона, потому легко найти диаметрально противоположные отзывы, от «лучший фильм Одиара», «Марион Котийар начинает „оскаровскую“ гонку в мае» и упоминания безусловной химии между главными звёздами картины; и до обвинений в мелодраматизме, разговоров о привкусе телесериалов для домохозяек и безапелляционного «самый слабый фильм Жака Одиара». Том Бернард из Sony Pictures Classics пошептал на ушко влиятельным американским блогерам, что они будут бороться за Котийар на следующей «оскаровской» церемонии. Знающий толк в симпатиях киноакадемии Харви Вайнштейн на выходе из кинозала назвал фильм великим.
Фильм «Рай: Любовь» Ульриха Зайдля тех, кто восхищался Одиаром, кажется, отпугнул. Все в голос говорят о провокативности, тошнотворности, беспощадности и цинизме Зайдля, хотя любой из этих эпитетов можно прилепить на его новый фильм ещё до просмотра. «Рай: Любовь» — про австрийскую даму за 50, решившуюся на секс-тур в Кению. Сначала женщина бросается в омут с головой, меняя чернокожих любовников и поражаясь собственной раскованности, а когда в голове проясняется, будет жестоко разочарована.